Урок « Курить – здоровью вредить»
Цель; формирование понятия о вреде курения, развитие коммуникативных и творческих способностей.
Методы: работа в группах, рассказ, беседа, демонстрация.
Оборудование; иллюстрации к теме « Курение», листы бумаги, канцелярские принадлежности.
Ход урока.
На доске плакат или запись, являющаяся девизом урока ;
Деньги потерял – ничего не потерял,
Время потерял – много потерял,
Здоровье потерял – все потерял.
Организационный момент.
Объединение учащихся в группы.
На листочках разных цветов, в зависимости от желаемого количества групп, записаны фразы, затем листочки разрезаются и перемешиваются. Раздаются или вытягиваются произвольно.
Задание 1. Найти свою группу по цвету, сложить фразу и зачитать ее.
Возможные варианты фраз:
На одной стороне сигареты, табак - на другой- дурак
Курите, если хотите часто болеть и громко кашлять.
Курите, если хотите иметь слабое сердце и легкие.
.
Изучение нового материала.
Беседа. Для нее используются информационные вопросы.
Испанцы, прибыв в 1492 году на остров Куба, увидели туземцев, вдыхающих дым от сжигания листьев растения, которое они считали лекарственным. Приняв на веру сведения о его лечебных свойствах , спутники Колумба вывезли семена этого растения в Испанию и Португалию. Что это было за растение?
В 1560 году французский посол в Португалии преподнес королеве Екатерине Медичи семена табака, указывая на его якобы лечебные свойства. С легкой руки посла, Жана Нико, табак стал использоваться как лечебное средство для прочистки носа. А одно из сильнодействующих вредных веществ, содержащихся в табаке, получило название от его имени. Как называется это вещество?
Некий граф Бокарме отравил своего шурина веществом, полученным из табачных листьев. В мозге, печени и других органах отравленного были обнаружены высокие концентрации никотина, который, по мнению врачей ,и стал причиной смерти. Как никотин оказался в этих органах?
Проблемный вопрос.
Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит сигарет» двое победителей, выкурив по 60 сигарет, умерли. А остальные участники были доставлены в больницу в тяжелом состоянии. Почему это произошло?
Вредное воздействие табачного дыма на организм. ( рассказ учителя)
- смертельная доза никотина составляет 50- 100 мг(2-3 капли). Именно такая доза поступает в организм после выкуривания 20-25 сигарет. В одной сигарете 6-8мг никотина, из которых 3-4мг поступает в кровь. Курильщик не умирает сразу потому, что смертельная доза вводиться постепенно.
- в состав табачного дыма входит больше 200 вредных веществ, но самые опасные это:
а) никотин- резко сужает сосуды, повышает давление, вызывает привыкание;
б) угарный газ, сажа, смолы - покрывая поверхность легочных пузырьков ухудшают газообмен, вызывают кашель;
в) бензопирен- обладает канцерогенным действием.
- 9 человек из 10 умерших от рака горла или легких- курильщики.
- курящие люди в 12 раз чаще страдают и умирают от инсультов и инфарктов.
Закрепление изученного.
Задание 2 «Заморочки из шляпы»
Ответьте на вопросы.
На красном листочке - отвечает участник команды, вытащивший вопрос.
На синем листочке - отвечает участник команды по выбору учителя.
На зеленом листочке – ответ обсуждает вся команда.
Красные: 1. Кто завез табак в Европу?
2. Какое наркотическое вещество входит в состав табачного дыма?
3.Куда поступает никотин из легких?
Синие: 1.Почему легкие человека темнеют?
2. Почему в помещениях, где накурено, находиться так же опасно, как и курить самому?
3. Почему у курящих людей желтеют зубы?
Зеленые: 1.Почему от длительного курения появляется изнурительный кашель?
2. Почему дети, родители которых курят в их присутствии, зачастую тоже начинают курить?
3. Почему бросить курить очень тяжело?
Задание 3.(творческое)
Дайте ответ на письмо, полученное от сигареты.
Мое имя- сигарета,
Я – красива, я – сильна.
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна!
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам –
Скажем прямо – слабакам!
Ребята работают в группах, сочиняют свой ответ сигарете в виде стихов, плакатов или статей.
4. Подведение итогов.