СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-квест в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Вызвать интерес к творчеству писателя и его героям.

Просмотр содержимого документа
«Урок-квест в 10 классе»

__Соина Ирина Павловна.


МКОУ «Рождественская СОШ» ___Поворинский район


Урок-квест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Класс: 10

Предмет: Литература

Учебник: Лебедев. Русская литература. Учебник. 10 класс (базовый уровень)

Раздел: Русская литература середины 19 века

Тема урока: «Завещание русского писателя-классика 19 века»

Цели урока:

1. Образовательные.



Обобщить и выявить уровень знания содержания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; формировать культуру читательского восприятия, способность видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к истории и литературе родной страны.



2. Воспитательные.

Воспитывать альтруистические чувства, выявить способность учащихся к творчеству;

привить вкус к чтению художественных произведений;



3. Развивающие.


Проверить степень знания текста художественного произведения; глубину понимания проблем, поставленных автором, знание учащимися теоретико-литературного материала;


Задачи.

Использовать информационное пространство сети интернет для изучения любого литературного произведения, критики, интересных фактов, связанных с произведением, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из области литературы, информатики, искусства, работать в команде, получать и отправлять электронную почту.






Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

  • личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и его результата;

  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказать и обосновать свою точку зрения.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, толковые словари, доступ к сети Интернет, текст (роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

Пояснительная записка.

Применение технологии квест при работе с подростками обосновывается тем, что именно в среднем и старшем школьном возрасте обостряется вопрос общения, взаимодействия учащихся. Кроме того, в процессе обучения происходит уход от игровой деятельности. Таким образом, нередко, дети, начиная с младшего подросткового возраста, сталкиваются с рутинностью обучения. В свою очередь квест успешно справляется с возникающими на этапе подросткового возраста педагогическими задачами. Он то и дело ставит ребёнка в ситуацию выбора, заинтересовывает и побуждает анализировать, решать интеллектуальные и физические задачи, искать новые творческие пути решения, взаимодействовать с окружающим пространством и людьми.

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных для чтения. Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Идея игры проста: команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Задания должны быть максимально интересными, оригинальными, подходящими под тему урока.



Этапы работы по организации квеста:

1.  Организация рабочей группы.

Определяется состав рабочей группы по разработке сценария литературного квеста, выбирается руководитель группы и ответственные за направления работы.

2.   Определение целей и задач квеста.

Определяется цель проведения квеста и круг задач, которые решаются посредством организации данного мероприятия. В работе над нашим квестом были сформулированы следующие цели и задачи.

Цель квеста:  продвижение книги и чтения в молодежной среде.

Задачи:

          1).  Внедрение инновационных технологий и форм работы с учащимися во внеурочной деятельности в условиях требования ФГОС ООО.

          2).  Привлечение учащихся к чтению классической русской литературы.

         3). Популяризация деятельности и услуг библиотечного информационного центра образовательного учреждения.

3.    Отбор материала и сбор реквизита.

4.   Правила квеста.

Литературный квест к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» рассчитан на возрастную категорию учащихся 10 классов. Для успешного прохождения квеста учащиеся должны ознакомиться с текстом романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Для игры формируются команды из 10 человек. В течение всей игры командам необходимо выполнить все задания , чтобы прочитать завещание писателя 19 века. У каждой команды оно разное, но сказанное одним писателем.

Во время квеста в кабинете вместе с командами находится наблюдатель, функция которого следить за соблюдением установленных правил участниками игры.

5.            Инструктаж участников, объяснение правил игры.

Уважаемые участники квеста!

Наш квест посвящен знаменитому роману «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Каждая команда, находясь внутри своего кабинета, будет решать этот вопрос. Конечная цель – найти ключ от кабинета и выйти на свободу.

Для того чтобы успешно пройти квест, Вам необходимо ознакомиться со следующими правилами:

  1. Вам рекомендуется быть внимательными к каждой детали: предмету, цифре, цвету и т.д.

  2. К реквизиту квеста запрещается прилагать физические усилия: нельзя ничего отрывать, ломать, рвать.

  3. Зоны, которые не играют, обозначены значком красного цвета «СТОП КВЕСТ».

  4. Вам предоставляется возможность использовать три подсказки. Воспользоваться ими можно через наблюдателя квеста, у которого для данной цели есть мобильный телефон. Вам запрещено входить с мобильными телефонами в кабинет, где проходит квест.

6.   Проведение квеста.

Проведение квеста также включает несколько этапов:

I этап. Общий сбор в назначенное время в назначенном месте. Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).

II этап. Прохождение командой (командами) квеста и выполнение заданий.

III этап. Сбор команды (команд) после завершения квеста и осуществление обратной связи (ответы участников на вопросы представителя рабочей группы), подведение итогов игры.

IV этап. Подведение итогов и награждение победителей (при условии участия нескольких команд).

Технологическая карта урока-квеста по литературе «Завещание русского писателя-классика 19 века»

Элементы структуры

Содержание

Название

Квест по литературе «Завещание русского писателя-классика 19 века»


Направленность квеста

Литература середины XIX века

Цель и задачи

- активизация мыслительной деятельности и творческой активности обучающихся, формирование грамотной речи и ключевых языковых компетенций,

- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширения кругозора;

- развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся;

- формирование умения работать в команде, сотрудничать;

- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.


Продолжительность

2 урока

Возраст учащихся / целевая группа

10 класс.

Легенда

На Вас возложена миссия по восстановлению текста мировой литературы, сохранению русского языка. Итак, известный писатель 19 века оставил нам, жителям века 21, важную информацию, которая ,увы, потерялась. Вам следует ее найти и назвать имя автора .

Квест-герои

Обучающиеся делятся на 2 команды .Каждый из участников выбирает часть картинки. Ребята складывают единое целое из этих кусочков, так определяется состав команды.

Основное задание / основная идея

«Спасти» произведение классика русской литературы, вспомнив героев и содержание произведения, основные литературоведческие термины.

Сюжет и продвижение по нему

Прохождение станций, составление по частям высказываний знаменитого русского писателя XIX века. Накопление баллов.

Задания / препятствия

1.Узнайте персонажей романа по следующим характеристикам.

2.Кому принадлежит предмет?

3. Вопросы по содержанию романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

4 Отгадай кроссворд.

5.Конкурс «Великий и могучий».

6.Конкурс «Одиссея»

7.Узнай автора завещания.


Навигаторы

Путевой лист

Ресурсы

Использованная литература для подготовки урока:

  1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты. http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html

  2. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517

  3. Калиничева Т.Ю. Методические рекомендации по созданию образовательного квеста. // https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sozdaniiu-obra.html

  4. Мелещенко Е. А. Современные образовательные технологии как условие достижения нового качества образования // https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-kak-usloviie-dostizhieniia-novogho-kachiestva-obrazovaniia

  5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247

  6. Чегесова О. О. Квест-технологии в образовательном процессе. https://kriro.ru/upload/iblock/21b/Доклад.pdf




Критерии оценивания деятельности обучающихся

Побеждает команда, которая первая пришла к финишу, набрала большее количество баллов, составила высказывание классика.

Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия

Миссия выполнена.

Высказывание классика собрано полностью. Определен автор.

Рефлексивный экран«Рефлексия» .

Что я открыл сегодня – в себе, в тексте, в окружающих? С

каким вопросом вышел? Чего не понял?









Выполните задания:



1.Узнайте персонажей романа по следующим характеристикам. 



  1. …барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах…мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного…

  2. …человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями…обнаженная красная рука…ленивый, но мужественный голос, лицо длинное и худое, с широким лбом…

  3. Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро…

  4. …это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах…

  5. …увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий…

  6. …девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами…

  7. …потертый и проворный старичок, с выцветшими желтыми волосами, выветренным, красным лицом и крошечными слезинками в съеженных глазах, неожиданно предстал… в своей коротенькой чуйке из толстого серо-сиреневого сукна, подпоясанный ременным обрывочком, и в дегтярных сапогах…

  8. …высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца…

  9. …кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке…

…На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове…














2.Кому принадлежит предмет? Правила: на слайде перед участниками несколько фотографий. Задача – угадать, кому принадлежит данный предмет на фотографии.




3. Вопросы по содержанию романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».



1. Когда начинаются действия романа?

2. Как зовут отца Аркадия? Охарактеризуйте его.

3. В чем приехали Аркадий и Базаров в имение Кирсановых?

4. Как зовут друга Аркадия, нигилиста? Чем примечательна его внешность.

5. Что означало слово «кандидат» в те времена?

6.Что примечательного в пейзаже по дороге в Марьино?

7. Кто встретил приехавших хозяев?

8. Как зовут дядю Аркадия? Чем примечательна его внешность?

9. Как прошел первый совместный ужин?

10. Что Базаров говорил о поколении отцов Аркадию?

11. За чем и куда отправился Базаров на следующее после их приезда утро?

12. Что Аркадий рассказал отцу и дяде о друге?

13. О чем была первая беседа Базарова и Павла Петровича?

14. Какую историю о дяде рассказал Аркадий Базарову?

15. Какое кольцо подарил Павел Петрович княгине Р.?

16. Что Базаров говорил о любви?

17. Как Николай Петрович познакомился с Фенечкой?

18. Как Базаров оценил имение Кирсановых?

19. Какие дни в Марьино считались лучшими в году

20. Какую книгу Аркадий отобрал у отца? А какую дал взамен?

21. Почему Николай Петрович загрустил после услышанного разговора Базарова с сыном?

22. В чем он заметил « следы барства»?

23. Кто такие Ситников и Кукшина?

24. Что поразило Аркадия на балу у губернатора?

25. Кем был увлечен Аркадий на балу? Чем примечательна была ее внешность?

26. Каким был первый разговор Базарова и Одинцовой?

27. Какая разница между умным и глупым человеком, по представлению Базарова?

28. Почему время у Одинцовых для Аркадия и Базарова пролетело птицей?

29. Кто такой Тимофеич?

30. Почему и для чего Одинцова изменила свой неизменяемый распорядок дня?

31.Что выбрала Одинцова после объяснения с Базаровым?

32. Как встретили друзей родители Евгения?

33. В чем состояло честолюбие Василия Ивановича относительно сына?

34. В чем предназначение человека, по словам Аркадия?

35. Как проходил второй круг путешествий Базарова?

36. Из-за чего произошла дуэль Базарова и Павла Петровича?



4.Разгадайте кроссворд:

По горизонтали:





По вертикали:

2. енюша

3. разночинец

5. марьино

9. дуняша

12. реализм

14. тургенев

17. тиф

18. василий

19. клавикорды

1. фенечка

4. дрезден

6. аркадий

7. сфинкс

8. одинцова

9. дворянин

10. зеленоватые

11. нигилист

13. лягушки

15. базаров

16. екатерина

20. лекарь















1ф






4д







11н







е






р





10з


и







н






е


8о



е


г


15б





2е

н

ю

ш

а


з


д



л


и


а





ч






д


и


12р

е

а

л

и

з

м




к






е


н



н


и


а




3р

а

з

н

о

ч

и

н

е

ц



о


с


р













о



в


т


о











13л


в



а




в






7с


9д

у

н

я

ш

а



17т

и

ф






6а


ф


в



г





ы






5м

а

р

ь

и

н

о


14т

у

р

г

16е

н

е

в







к


н


р



ш



к










а


к


я



к


18в

а

с

и

20л

и

й





д


с


н



и



т



е







и




и






е



к







й




н






р



а













19к

л

а

в

и

к

о

р

д

ы















н



ь

















а
















Вопросы к кроссворду по роману «Отцы и дети»

По горизонтали:

2.Как ласково называли родители Базарова?

3.К какому сословию принадлежал Базаров?

5.Как называлось имение Кирсановых?

9.Служанка при Фенечке?

12.Принципы какого литературного направления определяют особенности романа «Отцы и дети»?

14.Фамилия автора романа?

17.От какой болезни умер главный герой романа?

18.Имя отца Базарова?

19.На каком инструменте играла Екатерина?

По вертикали:

1.Жена Николая Петровича?

4.Город,в который переезжает Павел Петрович в конце романа?

6.Старший сын Николая Петровича?

7.Что было вырезано на перстне, подаренном Павлом Петровичем возлюбленной?

8.Фамилия возлюбленной Базарова?

10.Цвет глаз Базарова?

11.Человек,который критически оценивает жизнь?

13.На ком проводит опыты Базаров?

15.Главный герой романа?

16.Сестра Анны Одинцовой?

20.Кем по профессии являлся Базаров?







5.Конкурс «Великий и могучий». Командам предлагается восстановить пропущенное слово в авторском тексте, проводится стилистический эксперимент: наблюдение над образностью и выразительностью языка писателя.

1) «Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет________ ; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит» (червяком)

2) «Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и ________ жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою» (сонливо)

6.Конкурс «Одиссея»

1) Отправляясь в путешествие вслед за логикой последовательности событий романа, восстановите пропущенное звено логической цепочки:

Нигилизм – испытание любовью – разочарование (смерть Базарова)

2)Развитие сюжета романа:

Марьино – Никольское - деревенька родителей Базарова, продолжите ход сюжета романа. (Марьино – Никольское – деревенька Базаровых)









Порядок работы над вторым уровнем квеста:

  1. Выберете одну из ролей, от лица которой вам хотелось бы пройти второй уровень квеста, и объединитесь в группы.

  2. Изучите задания своей группы (роли)

  3. Распределите роли в вашей группе

  4. Подготовьтесь к защите, которая будет на уроке литературы



Роли

  1. Организаторы пресс-конференции.

Ваша задача найти в сети Интернет описание проведения пресс-конференции. Найдите цитаты современников И.С.Тургенева и критиков о романе, характеризующие их отношение к роману и автору. Исследование этих цитат позволит вам корректно вести данное мероприятие.

  1. Наши современники – учащиеся 10 класса 2020 года.

Ваша задача найти в сети интернет мнение сегодняшнего читателя и проанализировать его. Проанализировать отчет группы критиков, Тургенева, людей из зала – современников Тургенева. Сформулировать свое отношение к роману.















Путевой лист по поиску завещания русского писателя-классика 19 века



№ станции

Название

Количество баллов

Отметка о выполнении

1

Узнайте персонажей романа



2

Кому принадлежит предмет



3

Вопросы по содержанию романа



4

Разгадайте кроссворд



5

Конкурс «Великий и могучий»



6

Конкурс «Одиссея»




7

Узнай автора завещания







7.Какие высказывания у вас получились? (склеивают высказывание)





1)Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

2)Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.

КТО автор этих срок?

Подсказка: „Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!’’ (Иван Сергеевич Тургенев)



Слово учителя: Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Фрэнсис Бэкон

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе 
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас 
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!

(Н.Пикулева).



Использованная литература для подготовки урока:

1-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247

3.Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты. http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html

4.Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517

5.Калиничева Т.Ю. Методические рекомендации по созданию образовательного квеста. // https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sozdaniiu-obra.html

6.Мелещенко Е. А. Современные образовательные технологии как условие достижения нового качества образования // https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-kak-usloviie-dostizhieniia-novogho-kachiestva-obrazovaniia

7.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № Чегесова О. О. Квест-технологии в образовательном процессе. https://kriro.ru/upload/iblock/21b/Доклад.pdf

8.Калмыкова В. Квест в английской литературе. / Иностранная литература. - №7. – 2013. [Электронный ресурс]. - http://www.zh- zal.ru/inostran/2013/7/2k.html

9. Королева О.А. Квест как структурообразующий принцип в повести С. Рушди «Лука и огонь жизни» / Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014. [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/kvest-kak-strukturoobrazuyuschiy-printsip-v-povesti-s-rushdi-luka-i-ogon-zhizni-1

10. Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К., Киргизова Е.В., Бахор Т.А. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;

URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20413

https://infourok.ru/lekciya-po-teme-kommunikativnaya-kompetentnost-3394797.html

11.Сторителлинг

Мастер-класс С.А.Павловой

https://www.youtube.com/watch?v=4sz5spOvJ3c&feature=emb_logo


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!