СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-квест "Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и жизни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок-квест, одна из самых интересных форм проведения уроков.

Просмотр содержимого документа
«Птицы водно-болотных угодий»

Птицы болот и побережий

Кулик - ходулочник

У ходулочника очень длинные, красного цвета лапы и чёрный, тонкий, прямой и длинный клюв. Длина туловища достигает от 33 до 36 сантиметров, из которых 6 сантиметров приходится на клюв. Пищу берут из толщи воды или достают со дна, опуская голову и шею в воду по самые плечи. Основа корма — водяные клопы-гребляки, мелкие жуки-плавунцы и их личинки, мотыль, личинки ручейников, бокоплавы, мелкие моллюски.

Серый журавль Крупная птица на высоких ногах, пальцы тонкие без перепонок, с длинной шеей и небольшой головой, в общем серой окраски. Держится на степных и лесных болотах. В рационе преобладают растительные корма — семена, ягоды, вегетативные части растений. Так же серые журавли активно поедают животную пищу, в том числе беспозвоночных гидробионтов (насекомых и их личинок, моллюсков и др.), мелких рыб, лягушек и их личинок, рептилий, иногда птенцов и мелких грызунов.

Выпь Сложение типичное для всех цапель. Крылья широкие и длинные, темя плоское, клюв прямой, сильный , по надклювью слегка выпуклый, с меленькими зазубринами у вершины, его длина 7 – 8 сантиметров. Цевка короткая — от 9 до 10 см, пальцы довольно длинноватые , тонкие, без перепонок (средний палец вместе с когтем от 11 до 12 см. Выпь питается в основном различной рыбой: карасями, линями, окунями. Также едят выпи и лягушек, тритонов, водных насекомых, червей, головастиков. Иногда ловят они и мелких млекопитающих. Птенцов выпь кормит в основном головастиками



Водоплавающие птицы

Малая поганка

Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги короткие и отставлены далеко назад.

По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения

Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.


Огарь

Нырковая утка



Просмотр содержимого документа
«Птицы леса»



Птицы леса

Большой пестрый дятел . Голова с крепким, заостренным, долотообразным клювом, шея тонкая, ноги короткие, с загнутыми острыми когтями. У них укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями. Когда дятел сидит на горизонтальной ветви дерева или прыгает по земле, у него два пальца обращены вперед и два - назад. Такое положение пальцев ног у дятла дает ему особенно прочную опору на стволе при работе клювом. Питается как взрослыми, открыто держащимися насекомыми, например, жуками, так и их личинками, живущими под корой и в древесине. Дятел раздалбливает клювом ствол поврежденного насекомыми дерева и достает языком личинку.

Глухарь и тетерев Клюв у них относительно большой, вершина надклювья заострена и немного загнута книзу. Крылья этих птиц короткие, закругленные, облегчают птицам быстрый вертикальный подъем летают они тяжело и поднимаются с земли с шумом.. Ноги четырех палые, с большими когтями и густо оперены.. Рябчик, тетерев и глухарь гнездятся на земле. Здесь же часто разыскивают пищу. Сильными ногами, вооруженными крупными когтями, они разгребают лесную подстилку, выбирают семена растений, насекомых,. Эти птицы едят все лесные ягоды, срывают зеленые части травянистых растений и ловят насекомых. Вместе с тем они много времени проводят на деревьях, поедая почки и сережки березы, ольхи, а глухарь и реже тетерев - и хвою сосны.

Кедровка

Небольшая птица, чуть меньше галки и с более тонким и длинным клювом. Длина кедровки 30 сантиметров, хвоста 11 сантиметров. У них укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями. В основном питаются созревшими кедровыми орехами, но кроме орехов питаются желудями, буковыми орешками, еловыми и сосновыми семенами, ягодами, мелкими позвоночными и насекомыми





Просмотр содержимого документа
«Птицы открытых пространств»

Птицы открытых пространств

Журавль –красавка Обитает в степях. Много времени они проводят на земле, разыскивая корм среди растений. У них сильные длинные ноги и длинная шея, позволяющие обнаружить врага на большом расстоянии. Один из типичных представителей степных районов заповедника . Питается в основном растительной пищей.

У некоторых видов ноги длинные, поэтому они хорошо бегают.

жаворонок

Приспособлены к миграции поэтому имеют очень сильные и широкие крылья. Питаются полевые жаворонки растительной пищей в виде семян различных трав и злаковых растений. В рационе у них семена птичьей гречихи, пикульника.

Беркут

Крупная птица  — длина тела 76—93 см, размах крыльев 180—240 см. Клюв —высокий и сжатый с боков, крючкообразно загнут вниз. Крылья длинные и широкие, позволяющие парить в воздухе на открытых пространствах. Хвост слегка закруглённый и более длинный, чем у других типичных орлов. Охотится на разнообразную дичь, в том числе и крупную. Нередко в рационе доминируют сурки, суслики, зайцы, хорьки



Просмотр содержимого документа
«Значение птиц в природе и жизни человека»

Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека.


Живут эти красивые птицы везде, где есть вода вдоль речек, озёр, ручейков, болот. Осенью в ноябре начинается охота на фазанов.

К этому моменту молодь подрастает, у молодых самцов появляются золотистые перья, они начинают выходить из зарослей в поля. Хотя фазан легко разводится в домашнем хозяйстве, охота на него достаточно распространена из-за прекрасного мяса этой птицы. Охота на фазанов строго ограничена и каждый охотник должен придерживаться существующих правил, чтобы не нанести урон количеству такой прекрасной птицы, как фазан.



Птицы дороги нам и с эстетической точки зрения как часть прекрасной родной природы. Они красивы, подвижны, их звонкие и мелодичные, а порой тихие и грустные трели доставляют людям истинное наслаждение. Без постоянного щебета птиц и их песен даже самая красивая местность выглядит унылой и неприветливой.

Белоплечий орлан - одна из самых больших и красивых птиц мира..




Семена растений могут переноситься на расстояния на теле, при прохождении через кишечный тракт и при растаскивании с потерей семян. Проглоченные косточки и твердые семена без повреждений проходят через пищеварительные органы. Воздействие пищеварительных соков даже способствует прорастанию семян. Они выбрасываются наружу вместе с пометом, который удобряет почву. Таким образом, птицы не только распространяют семена, но и обеспечивают их хорошую всхожесть и высев в удобренную почву.

Семена кедра не имеют приспособлений для переноса их ветром или животными, поэтому роль кедровок в переброске орехов и расселении кедра весьма существенна. Если где-то в горах, на каменистой россыпи или на гари, где нет ни единой травинки, вдруг появляются молодые побеги кедра или кедрового стланика – знайте это поработал наш пернатый лесовод – кедровка. При запасании корма кедровка собирает орехи в горловой мешок. В нем находили до 120 орешков кедра! Птицы запоминают места своих кладовых и зимой находят, раскапывают их, проделывая в снегу ходы до 60 см. Часть запасов кедровки не используют, семена в них прорастают.





Информационный лист №2

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека.


Полевой жаворонок — это истинный житель лугов и степей, гор и полей.

Крик — негромкое «чрр-ик», песня — долгая звонкая трель. Пение полевого жаворонка трудно передать словами. Оно не богато звуками, но очень мелодично и полнозвучно. Это - звенящие, протяжные, почти без пауз следующие друг за другом торопливые трели. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко. Своеобразная прелесть песни заключается в том, что птичка умеет чрезвычайно разнообразно комбинировать находящийся в ее распоряжении ограниченный запас ноток и поет так долго, переливаясь какой-то бесконечной трелью, что легко может быть поставлена выше других птиц, в сущности поющих лучше. Иногда жаворонок подолгу повторяет одно и то же простенькое, протяжное колено: "ти-и, ти-и" (высоко), "тю-ю, тю-ю" (пониже). Может подражать пению других видов жаворонков и другим птицам.



Подчас птицы служат пищей другим животным. Таким образом, птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов.

В природных сообществах, являясь частью цепей питания, птицы играют роль потребителей органического вещества. Кормом для растительноядных птиц (утки, куропатки, клесты, кедровки, сойки) могут служить различные части растений: листья, плоды, семена, почки. Большую группу составляют насекомоядные птицы: ласточки, стрижи, соловьи, кукушки и др., для которых кормом служат различные виды насекомых. Хищные птицы питаются маленькими зверьками, рыбой, земноводными, их жертвами в первую очередь становятся больные и ослабленные животные, грифы питаются падалью. Поэтому хищные птицы являются своеобразными санитарами природы













Информационный лист №3

Значение птиц




Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.


Биологические способы защиты растений на огороде состоят в использовании животных, которые уничтожают вредителей. Насекомоядные птицы способны обнаруживать очаги массового размножения многих вредных насекомых и уничтожать их. Подлинными защитниками растений от вредителей являются синицы. Подсчитано, что за сутки синица съедает столько пищи, сколько весит сама. Считается, что одна пара синиц с потомством может в значительной степени сохранить от повреждения некоторыми вредителями до 40 плодовых деревьев. Не менее полезны поползни, пищухи, трясогузки и другие птицы.

Для уничтожения грызунов применяют хищных птиц.



Использование в сельском хозяйстве. Птичий помёт используется в качестве органического удобрения.

Быстродействующее органическое удобрение по своим качествам превосходит навоз, а по быстроте действия не уступает минеральным удобрениям.

Продолжительность его действия около года. Питательные вещества в птичьем помете находятся в легкоусвояемой для растений форме




04 июля 2011 12:34

Самолёт авиакомпании «Владивосток Авиа» столкнулся с коршуном. Птица попала в двигатель лайнера. Воздушное судно совершило вынужденную посадку в аэропорту «Толмачёво».



Местами немногие виды птиц могут приносить и определенный ущерб. Полезные истреблением разнообразных насекомых скворцы во время послегнездовых кочевок могут причинять ущерб, расклевывая созревшие вишни и виноград.









Просмотр содержимого документа
«Разработка урока-квеста по теме Экологические группы птиц»

Web-Quest «Экологические группы птиц заповедника Хакасский.

Значение птиц в природе и жизни человека»


Цель урока: Выявить черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомиться с многообразием птиц заповедника Хакасский

Задачи:

Образовательные:

-раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп;

-показать на конкретных примерах приспособленность птиц к среде обитания;

-повторить и закрепить знания об особенностях разных сред жизни;

- познакомиться с видовым многообразием птиц Хакасии и видами, занесенными в Красную книгу Республики Хакасия.


Воспитательные:

-развивать познавательный интерес к предмету;

-формировать экологическую культуру школьников;

- показать значимость птиц в природе и жизни человека и сформировать чувство ответственности за их сохранение.


Развивающие:

Продолжить работу по обучению учащихся - отбирать главное, используя различные источники информации;

-публично защищать результаты творческой деятельности;

- развивать мышление, решая биологические задачи;

- развивать компьютерные навыки учащихся.

Развивать коммуникативные умения:

-работать в группе, взаимодействуя друг с другом, не бояться совершения ошибок, ощущать комфортность.


Тип урока: комбинированный


Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа, групповая работа, взаимоконтроль.


Оборудование: ноутбуки на 3 группы учащихся,   проектор, электронный ресурс , мультимедийная доска, рисунки с изображением птиц, стакан с камешками , наполненный водой, блюдца с кедровыми орешками и семечками, с изображением птиц, раздаточный материал для каждой  группы

Ход урока

  1. Введение

Заповедник «Хакасский» образован на базе государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан» на территории Республики Хакасия и включает в себя 9 кластерных участков в Орджоникидзевском, Ширинском, Боградском, Усть - Абаканском и Таштыпском районах. Общая площадь заповедника – 267 тыс. га.

Для выполнения секретной миссии на территории заповедника Хаккасский были приглашены 3 группы ученых орнитологов

Первая группа - Кондратенко Яна, Калюжная Яна и Пестрецов Алексей

Вторая группа - Тороков Сергей, а так же сестры Лялюцкие Карина и Дарья

Третью группу составляют ученые орнитологи Синицына Ольга и Ник Сергей.

Общее руководство осуществляет старший научный сотрудник Лапса Оксана Владимировна

Легенда

Дорогие друзья, совсем недавно стало известно, что ученый орнитолог Руслан Евгеньевич Машукян в 1985 году изучая птиц, совместно с группой студентов, оставил на одном из участков заповедника Хакасский видеописьмо потомкам, живущим в 2015 году. И именно вам поручили такую ответственную миссию – отыскать письмо великого ученого. Для того, чтобы мы смогли отыскать послание Руслан Евгеньевич оставил нам несколько заданий, выполнив которые мы получим подсказки о том, где хранится это видео письмо. И если вы готовы, то мы можем отправиться в путь.

ΙΙ  Проверка знаний

Для того чтобы получить доступ к заданиям ученого, хранящимся в этом черном ящике мы должны разгадать код замка. Для этого вы должны около каждого из данных 10 утверждений написать либо «верно», либо «не верно» и выписать последовательно цифры верных утверждений . Данная последовательность цифр является кодом секретного замка.

«ВЕРНО/НЕВЕРНО» Выберите верные ответы.

1. Кости птиц тяжелые, толстые, прочные

2. У птиц на ногах обычно 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один назад

3. Птицам свойственно двойное дыхание.

4. У птиц плохое зрение и слух.

5. Предком птиц был археоптерикс

6. Все птицы способны к полету

7. Перья нужны для полета.

8. У птицы трехкамерное сердце.

9. Мочевой пузырь у птиц небольшой

10. Цевка — одна из костей ноги птиц

Проверьте себя (2,3,5,7,10)

III. Изучение новой темы: “Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и жизни человека”

III – (1) Экологические группы птиц по месту обитания

Задание № 1 «Изучите птиц обитающих в лесу, на открытых пространствах и на территории водно-болотных угодий. Выясните существующие у птиц приспособления к данным местам обитания»

Группа № 1 Ваша задача изучить птиц водно - болотных угодий. Для этого вы отправляетесь в экспедицию в Ширинский район на участок «Озеро Иткуль» и на болота участка «Подзаплоты».

Группа № 2 Вам предстоит изучить птиц обитающих на открытых пространствах, поэтому вы отправляетесь в луговые степи участка Оглахты Боградского района

Группа № 3 Вы отправитесь изучать птиц обитающих в темнохвойных и кедровых лесах участка «Малый Абакан», в Таштыпский район.

По окончании экспедиции, каждая группа ученых должна представить отчет в виде таблицы указав представителей птиц обитающих на данном участке и их характерные особенности связанные с местом обитания. Каждая группа получает небольшую информацию, которая поможет вам при изучении птиц. (Приложение 1) (После изучения информационного материала каждая группа у доски заполняет соответствующую строку таблицы, называя представителей птиц обитающих на данных территории и чертах приспособленности птиц к различным условиям жизни)


Экологическая группа по местам обитания

Характерные признаки

Представители

Птицы леса

( группа № 3)

Имеют чаще всего небольшое туловище. Все эти птицы обладают короткими, широкими крыльями и длинным хвостом, что позволяет им легко маневрировать между стволами деревьев, быстро взлетать, тормозить и садиться. Клювы крепкие и тупые.

Дятел, глухарь, тетерев, кедровка

Птицы водно-болотных угодий

( Группа № 1)

Имеют плавательные перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. Они хорошо плавают и ныряют. По земле большинство передвигаются медленно и неуклюже. Перья смазываются выделениями копчиковой железы, которые образуют водонепроницаемый слой. У большинства видов клюв широкий, по краям его расположены «зубчики».

огарь, нырковая утка, малая поганка,, выпь, серый журавль, кулик-ходулочник

Птицы открытых пространств

( Группа № 2)

Имеют широкие крылья, позволяющие им парить в воздухе. У некоторых видов ноги длинные, поэтому они хорошо бегают. Птицы бывают крупными и мелкими.

Жаворонок, беркут, сокол,   журавль-красавка

Вопрос: Сформулируйте определение что такое экологическая группа

Экологические группы- это группы птиц, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения

III – (2) Экологические группы птиц по типу питания

Задание № 2 «Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Каков биологический смысл этой пословицы?

- Давайте подумаем, зачем птице клюв? (Чтобы добывать пищу, строить гнездо)

- Правильно. Гнездо мы с вами строить не будем, а вот попробуем поесть как птицы. Перед вами на столах лежат семена подсолнечника, орехи, в стакане вода с камушками

- Достаньте семечко, орешек, камешек без помощи рук.

- У вас получилось?

- Чем можно было бы достать? (ногтями, молотком, ореходробилкой и т.д.

- Так бы сделал человек. А как бы это сделала птица?

(На доске появляются карточки с надписями названия вида пищи для птиц: семечки; мясо; ягоды и семена; насекомые и их личинки, а так же изображения птиц: попугай, свиристель, орел, дятел)

- Установите соответствие между птицей и видом ее пищи

- Что делает с пищей попугай? (Расколупывает)

- Что делает с пищей орел? (Хватает и разрывает)

- Что делает с пищей дятел? (Долбит)

- Что делает с пищей синица? (Отрывает)

- Какой вывод можно сделать?

- Так, почему у птиц разные клювы?

По способам питания птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных, всеядных и хищных . Соответственно различаются у них и типы клюва.

Задание «Узнай клюв по описанию» ( На доске прикреплены 4 вида клювов птиц. Учитель зачитывает со слайда описание клюва птицы, дети над соответствующим клювом прикрепляют название экологической крупы «насекомоядные», «растительноядные», «хищные», «всеядные».

Зерноядные

Клюв конусовидный, твердый, часто снабженный разными зазубринами и потому хорошо приспособленный для удержания и размельчения твердых семян

Насекомоядные

Клюв тонкий и остроконечный. Иногда он напоминает пинцет (такой клюв облегчает птицам извлечение насекомых из складок коры деревьев), но порой встречаются птицы с клювом плоским, с широким основанием и дополнительными щетинками на надклювье, что помогает птице при ловле насекомых на лету.

Хищные

Клюв короткий, крепкий, кончик его крючковидно загнут вниз, хорошо приспособленный, чтобы разорвать добычу на части

Всеядные

Клюв длинный, острый и крепкий




Физминутка Сейчас мы с вами вновь совершим экспедицию в заповедник Хакасский и всех птиц, которых мы встретим, попробуем разделить на 4 экологические группы по типу питания. В путь! ( По всему классу размещены изображения птиц, дети снимают эти изображения и приклеивают на доску в колонку в соответствии с типом питания птицы)

III – (3) Значение птиц в природе и жизни человека

Задание № 3 Составьте сказку о филине, указав правильную последовательность.

1) филин обиделся и улетел в другой лес;

2) мыши стали поедать соты и разорили ульи;

3) пришлось мужику мириться с филином

4) не стало пчел – не опыляются травы и их урожайность понизилась;

5) худо стало мужику без меда и без молока;

6) не стало филина – расплодились мыши

7) мало стало травы – корова не дает молока;

8) мужик сказал филину: « Нет от тебя в лесу никакой пользы».

Ответ: 8,1,6, 2, 4, 7, 5,3.

В чем смысл этой сказки?

Сейчас я предлагаю каждой группе составить кластер «Значение птиц в природе и жизни человека» (Приложение 2). Информацию для работы вы сможете найти в учебнике на странице 225 в разделе «Значение птиц». Время на работу каждой группе 2 минуты. ( после заполнения кластера учащиеся зачитывают вписанные кластеры значения птиц)










Биологическая задача: Как Вы понимаете следующее утверждение и согласны ли Вы с ним? ( ответы учащихся)

Пояснение учителя: «Ни одна птица не может быть абсолютно вредной или полезной. Они так же, как и другие животные, могут быть вредными или полезными в определенных обстоятельствах и в определенное время».


III – (4) Птицы Красной книги РХ

Задание № 4 Разгадайте филворд «Птицы Красной книги Республики Хакасия»

Из всей данной комбинации букв вам необходимо отыскать слова-названия птиц, занесенных в Красную книгу Республики Хакасия. Искомые слова в поле филворда могут располагаться в любом направлении в виде ломаной под прямыми углами линии. Каждая из букв может быть использована только один раз. После нахождения всех слов, из оставшихся отдельно стоящих букв составьте одно целое слово ( участок заповедника Хакассий, где хранится видеописьмо ученого Р.Е. Машукяна)

Ответ : Оглахты - один из участков заповедника, где хранится видеопослание ученого.

III – (5) Видео письмо ученого потомкам

«Дорогие потомки! Если вы смотрите это видео письмо, значит, я не дожил до изобретения машины времени или эликсира вечной молодости. А жаль, так хотелось. И, прежде всего, я хотел бы попросить у вас прощения за всё то, что мы оставляем вам в наследство после себя. Люди двадцатого века окончательно загубили экологию планеты, вырубили леса, уничтожили многие виды растений и животных.

Вы, наверное, ребята , видели, какую печальную картину представляет собой заброшенный дом , из которого ушли люди: выбиты стёкла и двери, сломаны печи, кругом грязь и запустение. Но ещё страшнее бесхозяйственность и запустение в природе. Так давайте же задумаемся, что оставим мы после себя потомкам. Грязные, засорённые реки и озёра, в которых загублено всё живое или реки и озёра с чистой и прозрачной водой, где плещутся рыбы, лебеди, утки, гуси. Выгоревшие леса, где не слышно пения птиц, не видно никаких животных. Или леса, полные зелени, солнца, птичьего щебетания.

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы ещё придём просить прощенья

у этих рек, барханов и болот,

у самого гигантского восхода,

у самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

леса без птиц и земли без воды...

Всё меньше - окружающей природы.

Всё больше - окружающей среды. ( Р.Рождественский)

Вашему поколению выпал удивительный шанс – вы рождены на стыке двух веков. На ваших глазах происходят научные прорывы и возникают технологические открытия. Поэтому прошу вас, дети двадцать первого века, будьте мудрыми хозяевами своей планеты! Общество, губящее то, что его окружает, само обречено на гибель. Вспоминайте об этом, прежде чем бросить мусор на улице, сломать молодое деревце, оставить непотушенный костер в лесу – ведь большие дела начинаются с малого. А главное – берегите наш удивительный, прекрасный, загадочный мир!

IV. Закрепление изученного материала

Дайте ответ на вопросы:

  1. К каким экологическим группам принадлежат птицы, обитающие в заповеднике Хакасский?

  2. Как охраняют птиц?

  3. Почему важно сохранить большое разнообразие видов в природе?

V. Рефлексивно-оценочный этап

Поблагодарите друг друга за совместную работу.



Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке.

  1. На сегодняшнем уроке я работал с удовольствием. Материал урока был мне понятен.

  2. На уроке у меня возникли трудности при выполнении _______.

VI. Домашнее задание

Приготовить сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Республики Хакасия, в виде творческой работы.


Просмотр содержимого документа
«Филворд»

Задание № 5

Разгадайте филворд

«Птицы Красной книги Республики Хакасия»

Из всей данной комбинации букв вам необходимо отыскать слова-названия птиц, занесенных в Красную книгу Республики Хакасия. Искомые слова в поле филворда могут располагаться в любом направлении в виде ломаной под прямыми углами линии. Каждая из букв может быть использована только один раз. После нахождения всех слов, из оставшихся отдельно стоящих букв составьте одно целое слово ( участок заповедника Хакассий, где хранится видеописьмо ученого Р.Е. Машукяна)

Просмотр содержимого презентации
«Урок - квест Экологические группы птиц заповедника хакасский»

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»  Веб - квест для учащихся 7  класса Главная Введение Легенда Учитель биологии МБОУ «Новотроицкая ООШ»  Лапса Оксана Владимировна  Итоги   Дата создания: апрель, 2015 г.

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский».

Значение птиц в природе и жизни человека»

Веб - квест для учащихся 7 класса

Главная

Введение

Легенда

Учитель биологии МБОУ «Новотроицкая ООШ»

Лапса Оксана Владимировна

Итоги

Дата создания: апрель, 2015 г.

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Веб - квест для учащихся 7 класса Введение Заповедник «Хакасский» образован на базе государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан» на территории Республики Хакасия и Общая площадь заповедника – 267 тыс. га. Состоит из 9 кластерных участков, разбросанных по всей территории Республики Хакасия. По экологическим характеристикам их можно разделить на две группы: степная и горно-таежная.  С т е п н а я г р у п п а  (бывший степной заповедник

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Веб - квест для учащихся 7 класса

Введение

Заповедник «Хакасский» образован на базе государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан» на территории Республики Хакасия и Общая площадь заповедника – 267 тыс. га. Состоит из

9 кластерных участков, разбросанных по всей территории Республики Хакасия. По экологическим характеристикам их можно разделить на две группы: степная и горно-таежная.

С т е п н а я г р у п п а (бывший степной заповедник "Чазы") включает семь кластерных участков:

Участок «Подзаплоты»

Участки «Озеро Белё», «Озеро Шира», «Озеро Иткуль»

Участок «Оглахты»

Участок «Камызякская степь с озером Улуг-Коль»

Участок «Хол-Богаз»

Г о р н о - т а ё ж н а я г р у п п а включает два кластерных участка:

"Малый Абакан" (бывший заповедник "Малый Абакан")

«Заимка Лыковых»

Главная

Введение

Легенда

Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 2 Задание 3 Задание 5 Задание 4 Задание 1 Легенда Уважаемые ребята!   Совсем недавно стало известно, что ученый орнитолог Руслан Евгеньевич Машукян в 1985 году изучая птиц, совместно с группой студентов, оставил на одном из участков заповедника Хакасский видеописьмо потомкам, живущим в 2015 году. И именно вам поручили такую ответственную миссию – отыскать письмо великого ученого. Для того, чтобы мы смогли отыскать послание Руслан Евгеньевич оставил нам несколько заданий, выполнив которые вы получите подсказки о том, где хранится это видеописьмо. Объединитесь в 3 группы и начните путешествие-исследование. Однако, чтобы попасть в заповедник вы должны разгадать  код доступа Главная Введение Легенда  Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский».

Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 2

Задание 3

Задание 5

Задание 4

Задание 1

Легенда

Уважаемые ребята!

Совсем недавно стало известно, что ученый орнитолог Руслан Евгеньевич Машукян в 1985 году изучая птиц, совместно с группой студентов, оставил на одном из участков заповедника Хакасский видеописьмо потомкам, живущим в 2015 году. И именно вам поручили такую ответственную миссию – отыскать письмо великого ученого. Для того, чтобы мы смогли отыскать послание Руслан Евгеньевич оставил нам несколько заданий, выполнив которые вы получите подсказки о том, где хранится это видеописьмо. Объединитесь в 3 группы и начните путешествие-исследование. Однако, чтобы попасть в заповедник вы должны разгадать

код доступа

Главная

Введение

Легенда

Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 3 Задание 1 Задание 2 Задание 4 Задание 5   Вам предстоит совершить путешествие по заповеднику «Хакасский» и изучить птиц обитающих в заповеднике.  1 группа проводит исследование на участке «Малый Абакан» и изучает птиц обитающих в лесу 2 группа проводит исследование на открытых пространствах участка «Оглахты» и изучает птиц обитающих на открытых пространствах 3 группа проводит исследования на территории водно-болотных угодий - участки - озеро «Иткуль» и болота участка «Подзаплоты» и изучат птиц водно-болотных угодий         Главная Введение Легенда  Итоги Задание № 1  1. Изучите источники с информацией о птицах обитающих в лесу , на открытых пространствах и на территории водно-болотных угодий . 2. Представьте отчет о работе группы заполнив соответствующую графу таблицы «Экологические группы птиц» 3. Дайте определение понятию «экологическая группа»

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 3

Задание 1

Задание 2

Задание 4

Задание 5

Вам предстоит совершить путешествие по заповеднику «Хакасский» и изучить птиц обитающих в заповеднике.

1 группа проводит исследование на участке «Малый Абакан» и изучает птиц обитающих в лесу

2 группа проводит исследование на открытых пространствах участка «Оглахты» и изучает птиц обитающих на открытых пространствах

3 группа проводит исследования на территории водно-болотных угодий - участки - озеро «Иткуль» и болота участка «Подзаплоты» и изучат птиц водно-болотных угодий

Главная

Введение

Легенда

Итоги

Задание № 1

1. Изучите источники с информацией о птицах обитающих в лесу , на открытых пространствах и на территории

водно-болотных угодий .

2. Представьте отчет о работе группы заполнив соответствующую графу таблицы «Экологические группы птиц»

3. Дайте определение понятию «экологическая группа»

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 2 Задание 5 Задание 4 Задание 1 Задание 3 Задание № 2  «Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость.  Для того, чтобы объяснить биологический смысл этой пословицы вы должны : Изучить информацию об экологических группах птиц по типу питания (насекомоядные, всеядные, зерноядные, хищные птицы)   2. Выполнить задание «Узнай клюв по описанию».   3. Совершить повторную экспедицию в заповедник Хакасский и всех птиц, которых вы встретите, разделить на 4 экологические группы по типу питания  Главная Введение Легенда  Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 2

Задание 5

Задание 4

Задание 1

Задание 3

Задание № 2

«Всякая птица своим клювом сыта»

утверждает народная мудрость.

Для того, чтобы объяснить биологический смысл этой пословицы вы должны :

  • Изучить информацию об экологических группах птиц по типу питания (насекомоядные, всеядные, зерноядные, хищные птицы)

2. Выполнить задание «Узнай клюв по описанию».

3. Совершить повторную экспедицию в заповедник Хакасский и всех птиц, которых вы встретите, разделить на 4 экологические группы по типу питания

Главная

Введение

Легенда

Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 2 Задание 5 Задание 3 Задание 4 Задание 1 Задание № 3  Составьте сказку, указав правильную последовательность цифр и ответьте на вопрос: «В чем смысл этой сказки?» Главная Введение Легенда 1 2 филин обиделся и улетел в другой лес;  3 мыши стали поедать соты и разорили ульи; 4 пришлось мужику мириться с филином 5 не стало пчел – не опыляются травы и их урожайность понизилась; 6 худо стало мужику без меда и без молока; 7 не стало филина – расплодились мыши мало стало травы – корова не дает молока; 8 мужик сказал филину: « Нет от тебя в лесу никакой пользы».  Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 2

Задание 5

Задание 3

Задание 4

Задание 1

Задание № 3

Составьте сказку, указав правильную последовательность цифр и ответьте на вопрос: «В чем смысл этой сказки?»

Главная

Введение

Легенда

1

2

филин обиделся и улетел в другой лес;

3

мыши стали поедать соты и разорили ульи;

4

пришлось мужику мириться с филином

5

не стало пчел – не опыляются травы и их урожайность понизилась;

6

худо стало мужику без меда и без молока;

7

не стало филина – расплодились мыши

мало стало травы – корова не дает молока;

8

мужик сказал филину: « Нет от тебя в лесу никакой пользы».

Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание № 4 Главная  1 . Изучите информацию по теме «Значение птиц в природе и жизни человека»  2. Составьте кластер «Значение птиц в природе и жизни человека».  3. Объясните следующее утверждение : «Ни одна птица не может быть абсолютно вредной или полезной. Они так же, как и другие животные, могут быть вредными или полезными в определенных обстоятельствах и в определенное время». Введение Легенда  Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание № 4

Главная

1 . Изучите информацию по теме «Значение птиц в природе и жизни человека»

2. Составьте кластер «Значение птиц в природе и жизни человека».

3. Объясните следующее утверждение :

«Ни одна птица не может быть абсолютно вредной или полезной. Они так же, как и другие животные, могут быть вредными или полезными в определенных обстоятельствах и в определенное время».

Введение

Легенда

Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 2 Задание 1 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание № 5  «Птицы Красной книги Республики Хакасия» Главная  1 . Просмотрите презентацию «Птицы Красной книги Республики Хакасия», в которой представлена информация о фламинго, скопе, черном аисте, балобане и журавле-красавка)  2. Разгадайте филворд «Птицы Красной книги Республики Хакасия» (Из всей данной комбинации букв вам необходимо отыскать слова-названия птиц, занесенных в Красную книгу Республики Хакасия. Искомые слова в поле филворда могут располагаться в любом направлении в виде ломаной под прямыми углами линии. Каждая из букв может быть использована только один раз.)  3. После нахождения всех слов, из оставшихся отдельно стоящих букв составьте одно целое слово ( участок заповедника «Хакасский,» где хранится видеописьмо ученого Р.Е. Машукяна) Введение Легенда  Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 2

Задание 1

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание № 5

«Птицы Красной книги Республики Хакасия»

Главная

1 . Просмотрите презентацию «Птицы Красной книги Республики Хакасия», в которой представлена информация о фламинго, скопе, черном аисте, балобане и журавле-красавка)

2. Разгадайте филворд «Птицы Красной книги Республики Хакасия»

(Из всей данной комбинации букв вам необходимо отыскать слова-названия птиц, занесенных в Красную книгу Республики Хакасия. Искомые слова в поле филворда могут располагаться в любом направлении в виде ломаной под прямыми углами линии. Каждая из букв может быть использована только один раз.)

3. После нахождения всех слов, из оставшихся отдельно стоящих букв составьте одно целое слово ( участок заповедника «Хакасский,» где хранится видеописьмо ученого Р.Е. Машукяна)

Введение

Легенда

Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Вот и закончилось Ваше путешествие по заповеднику «Хакасский» .  Из оставшихся букв филворда мы сложили слово «Оглахты» – это участок заповедника на котором хранится видеопослание ученого потомкам  Подведём итоги! Что у Вас хорошо получилось? Чем Вы довольны?  Что нового узнали? Что Вы хотели бы доработать?  Главная Введение Легенда  Итоги Проверь свои знания по теме «Экологические группы  птиц»

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Вот и закончилось Ваше путешествие по заповеднику «Хакасский» .

Из оставшихся букв филворда мы сложили слово «Оглахты» – это участок заповедника на котором хранится видеопослание ученого потомкам

Подведём итоги!

  • Что у Вас хорошо получилось?
  • Чем Вы довольны?
  • Что нового узнали?
  • Что Вы хотели бы доработать?

Главная

Введение

Легенда

Итоги

Проверь свои знания по теме

«Экологические группы птиц»

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 5 Задание 4 Задание 3 Задание 2 Задание 1 «Экологические группы птиц по местам обитания» Главная Экологическая группа по местам обитания Характерные признаки Птицы водно-болотных угодий Птицы открытых пространств Представители  Птицы леса Введение Легенда  Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 5

Задание 4

Задание 3

Задание 2

Задание 1

«Экологические группы птиц по местам обитания»

Главная

Экологическая группа по местам обитания

Характерные признаки

Птицы водно-болотных угодий

Птицы открытых пространств

Представители

Птицы леса

Введение

Легенда

Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Главная Введение Легенда  Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Главная

Введение

Легенда

Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 «Значение птиц в природе и жизни человека» Главная Введение Легенда  Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

«Значение птиц в природе и жизни человека»

Главная

Введение

Легенда

Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека» Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Разгадайте код доступа в заповедник, вписав последовательно цифры, верных утверждений Главная Введение «ВЕРНО/НЕВЕРНО» Выберите верные ответы . Легенда 1 . Кости птиц тяжелые, толстые, прочные 2. У птиц на ногах обычно 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один назад 3. Птицам свойственно двойное дыхание. 4. У птиц плохое зрение и слух. 5. Предком птиц был археоптерикс 6. Все птицы способны к полету 7. Перья нужны для полета. 8. У птицы трехкамерное сердце. 9. Мочевой пузырь у птиц небольшой 10. Цевка — одна из костей ноги птиц.  Итоги

«Экологические группы птиц Заповедника «Хакасский». Значение птиц в природе и жизни человека»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Разгадайте код доступа в заповедник, вписав последовательно цифры, верных утверждений

Главная

Введение

«ВЕРНО/НЕВЕРНО» Выберите верные ответы .

Легенда

1 . Кости птиц тяжелые, толстые, прочные

2. У птиц на ногах обычно 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один назад

3. Птицам свойственно двойное дыхание.

4. У птиц плохое зрение и слух.

5. Предком птиц был археоптерикс

6. Все птицы способны к полету

7. Перья нужны для полета.

8. У птицы трехкамерное сердце.

9. Мочевой пузырь у птиц небольшой

10. Цевка — одна из костей ноги птиц.

Итоги

Просмотр содержимого презентации
«Птицы Красной книги РХ»

Задание № 5  Разгадай филворд «Птицы Красной книги  Республики Хакасия»

Задание № 5

Разгадай филворд

«Птицы Красной книги

Республики Хакасия»

Балобан – птица семейства соколиных отряда хищных птиц, длина тела до 60 см, размах крыльев до 130 см. Гнездящийся и зимующий вид. По одной паре гнездится на участках «Подзаплоты», «Оглахты», «Хол-Богаз» и две пары на участке «Малый Абакан». В зимнее время регулярно отмечается на всех степных участках заповедника .

Балобан – птица семейства соколиных отряда хищных птиц, длина тела до 60 см, размах крыльев до 130 см. Гнездящийся и зимующий вид. По одной паре гнездится на участках «Подзаплоты», «Оглахты», «Хол-Богаз» и две пары на участке «Малый Абакан». В зимнее время регулярно отмечается на всех степных участках заповедника .

Скопа  Редкая гнездящаяся птица на участке «Малый Абакан». Гнездится не более 5 пар Занесена в Красные книги России и Республики Хакасия.

Скопа Редкая гнездящаяся птица на участке «Малый Абакан». Гнездится не более 5 пар Занесена в Красные книги России и Республики Хакасия.

Обыкновенный фламинго .  Редкий залетный вид, занесенный в Красные книги России и Хакасии. В 1995 г. на участке «Беле» три птицы держались в течении всего лета и осени, в 1996 г. на озере Улух-Коль – 12 особей.

Обыкновенный фламинго . Редкий залетный вид, занесенный в Красные книги России и Хакасии. В 1995 г. на участке «Беле» три птицы держались в течении всего лета и осени, в 1996 г. на озере Улух-Коль – 12 особей.

Черный  аист  – редкий гнездящийся вид, занесённый в Красные книги России и Хакасии. На участке «Малый Абакан» в охранной зоне отмечено две гнездящиеся пары на р. Малый Абакан.

Черный аист – редкий гнездящийся вид, занесённый в Красные книги России и Хакасии. На участке «Малый Абакан» в охранной зоне отмечено две гнездящиеся пары на р. Малый Абакан.

Красавка  В прошлом редкий, а в настоящее время обычный гнездящийся вид. На степных участках заповедника гнездится 14-16 пар.  На участках «Беле» и «Озеро Улух-Коль» отмечаются предотлетные скопления до 200 особей. Занесен в Красные книги России и Республики Хакасия.

Красавка

В прошлом редкий, а в настоящее время обычный гнездящийся вид. На степных участках заповедника гнездится 14-16 пар. На участках «Беле» и «Озеро Улух-Коль» отмечаются предотлетные скопления до 200 особей. Занесен в Красные книги России и Республики Хакасия.