Тема урока: Урок-КВН по басням И.А. Крылова
5 класс
Цель: 1) Расширить кругозор обучающихся.
2) Учить работать в команде.
3) Обобщить полученные знания.
Возраст участников: 10-12 лет
Ход занятия:
1) Слово учителя о И.А. Крылове
Сегодня у нас необычный урок. Урок – КВН.
Великого русского баснописца И.А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. В г. Санкт-Петербурге, у памятника И.А. Крылову, в Летнем саду всегда много детей. Дети с удовольствием рассматривают сидящего в кресле баснописца и его героев: разных зверей и птиц, которые окружили поэта.
За свою долгую жизнь (75 лет) он написал около 200 басен. Но не все знают, что кроме басен Крылов создавал пьесы для театра, писал рассказы, стихи, водевили, издавал журнал. Один из знакомых баснописца писал, что «в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусств». Он мог стать замечательным актером, выдающимся музыкантом (играл на скрипке), но сильнее всего его талант проявился в баснях.
Басни писали и Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но у И.А. Крылова они получались лучше всего, потому что он писал просто, доходчиво. Все в этих баснях понятно.
Сегодня, говоря о творчестве Крылова, вы попробуйте себя и в роли актеров, в роли иллюстраторов, в роли критиков. Мы вспомним героев басен и проверим, как хорошо вы знаете произведения великого баснописца.
Правила игры:
1) Во время игры выслушивать внимательно задания;
2) Задания выполняются по команде;
3) Во время ответа не пребывайте говорящего;
4) Если команда не ответила на вопрос, то предоставляется возможность ответить другой команде.
5) Задания выполняются согласно указанному времени, но не дольше.
Представление жюри.
Итак, игра начинается.
1) Конкурс (Представление команд). Условие: девиз должен быть взят из басни И.А. Крылова
Предполагаемые девизы
Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. (из басни «Орел и крот»
II. Берись за то, что к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был – конец (из басни «Скворец»)
2) Конкурс «Разминка»
Для I команды
1. Что такое басня? (Иносказательное повествование нравоучительного характера в стихах)
2) Из скольких частей состоит басня, перечислить (Основная часть, мораль, из двух частей)
3) Кто такой Эзоп? (Древнегреческий баснописец).
4) Почему Муравей не помог Стрекозе? Правильно ли он сделал. (Правильно, она не трудилась, хотела воспользоваться трудами Муравья).
5) В каком веке жил И.А. Крылов (XIX в.)
Для II команды
1) Каких баснописцев Вы знаете? (Дмитриев, Хемницер, Эзоп, Лафонтен)
2) Что такое мораль? (Поучение, которое дается в конце или в начале басни)
3) Что такое «эзопов» язык? (Скрытый, тайный, завуалированный язык).
4) В каком городе находится памятник И.А. Крылову? (г. Санкт-Петербурге)
5) Чем, помимо сочинения басен, увлекался И.А. Крылов? (Музыкой, театром, рисованием).
3) Конкурс знатоков.
(Узнать басню по началу и по морали)
I команда
1) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука
(«Лебедь, щук и рак»)
2) У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории ты тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем,
А вот о том, как в баснях говорят
(«Волк и ягненок»)
3) Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки
Лишь стоит завести очки.
(«Мартышка и очки»)
4) Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
(«Волк на псарне»)
5) По улице Слона водили,
Как видно на показ,
Известно, что Слоны в диковинку у нас…
(«Слон и Моська»)
II команда
1) Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться
(«Ларчик»)
2) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(«Ворона и Лисица»)
3) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела;
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.
(«Стрекоза и муравей»)
4) Проказница Мартышка, Осел, Козел,
да косолапый Мишка
затеяли сыграть квартет.
( «Квартет»)
5) У Тришки на локтях кафтан продрался
Что долго думать тут?
Он за иглу принялся,
По четверти обрезал рукавов-
И локти заплатил
(«Тришкин кафтан»)
Слово жюри. Предварительные итоги за 3 конкурса. (Приветствие, разминка, знатоки)
4). Конкурс. «О ком идет речь?»
Команды поочередно угадывают героя басни по строчкам.
1) Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть?
(«Волк на псарне»)
2) Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша…?
(«Ворона и Лисица»)
3) Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их нанижет,
То их понюхает, то их полижет?
(«Мартышка и очки»)
4) Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью…
От светлости его шагов я на сто пью…
(«Волк и Ягненок»)
5) Защелкал, засвистел на тысячу ладов,
Тянул, переливался;
То нежно он слабел
И томной вдалеке свирелью отдавался …
(«Осел и Соловей»)
6) Пусть сохнет, - … ничуть меня - то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею
Лишь были б желуди …
(«Свинья под дубом»)
7) Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я.
(«Кукушка и петух»)
8) Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай…
Ушица, ей – же - ей, на славу сварена!
(«Демьянова уха», Демьян)
5) Конкурс художников.
Прочитывается басня, член команды иллюстрирует басню.
(Читается басня «Осел и соловей»).
6) Конкурс музыкальный.
Прослушивается музыкальный фрагмент.
Вопрос: В какой басне И.А. Крылова музыка или музыканты являются действующими лицами. («Квартет»)
Назвать музыкальные инструменты, которые используют герои этой басни.
(баса, альт, 2 скрипки)
Жюри подводит итоги конкурсам. «О ком идет речь?» «Художники».
7) «Инсценировка» (Домашнее задание)
При исполнении оценивается: - костюмы,
- декламация,
- артистизм,
- оригинальность
1) Команда 1 инсценирует басню: «Мартышка и очки».
2) Команда 2 – басню «Демьянова уха».
8) Конкурс критиков.
Выразительно прочитать басню и в 1 предложении выразить главную мысль.
1) «Петух и Жемчужное зерно»
(Необходимо постоянно учиться, знать назначение и значение предметов, слов)
2) «Свинья под дубом»
( Нужно быть благодарным)
9) Конкурс. Найди соответствие. Найти пары героев басни. Время 1 мин.
Карточки с героями и предметами выдаются командам. (Карточки одинаковые для обеих команд)
1. Кафтан 1. Тришка
2. Лисица 2. Виноград
3. Волк 3. Ягненок
4. Мартышка 4. Очки
5. Муравей 5. Стрекоза
6. Кот 6. Повар
7. Свинья 7. Дуб
8. Кукушка 8. Петух
9. Моська 9. Слон
10. Зеркало 10. Обезьяна
10) Конкурс капитанов.
Капитаны поочередно называют героев басен И.А. Крылова из мира пернатых и из мира животных. Побеждает тот, который остановится.
Предполагаемые ответы.
Ворона Лисица Лань
Чиж Курица Крот
Синица Вол Медведь
Ласточка Еж Конь
Голубь Волк Крыса
Орел Ягненок Овцы
Филин Обезьяна Белка
Кукушка Мартышка Лошадь
Петух Лев
Соловей Барс
Лебедь Собака
Скворец Сурок
Сокол Заяц
Горлинка Кот
Журавль Слон
Свинья
Слово для подведения итогов предоставляется жюри.
На этом игра завершена.
Использованная литература.
1. И.А. Крылов «Басни» т.2 , М., «Правда» 1984 г.
2. В.Н. Кондрашов «Литературные викторины», «Просвещение» 1968 г.