Название урока: «Клуб веселых и находчивых»
Тема: Итоговый урок по теме «Причастие»
Цели:
Повторить основные теоретические сведения о причастиях.
Совершенствовать орфографические навыки.
Развивать речь учащимся, умение составлять текст на лингвистическую тему.
Развивать навыки нахождения речевых ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий.
Воспитывать чувство коллективизма, ответственность за других.
Предварительная подготовка:
Учащиеся:
Придумать название команды.
Приветствие.
Сделать карточку сигнальную.
Написать лингвистическую миниатюру о причастиях (можно инсценировать).
Учителю:
Выбрать Неряху, 4 рисунка от Неряхи.
Нарисовать рисунок: облака, солнце, на дереве обезьяна.
Сделать 4 порванные шпаргалки с правилами.
Придумать текст с ошибками.
Оформление доски:
Клуб веселых и находчивых
Эпиграф: …
1 задание для разминки – 2 задание – 3 задание
Ход урока:
(Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»)
Учитель: Доброе утро! Сегодня нас ждет не обычный урок, а заседание клуба веселых и находчивых. Пятачок из сказки о Винни-Пухе говорил: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-тарам, тарам-парам, на то оно и утро!» Послушаемся этого совета и с утра пораньше отправимся в гости к удивительной части речи – Причастию. Какие же команды готовы это сделать и не боятся каверзных вопросов о столь сложном, но одновременно и прекрасном жителе страны «Морфология».
1 конкурс – «Привестствие».
(5 баллов за выступление, по 1 б. + за оригинальность, находчивость, связь с темой)
Учитель: Для начала проверим, так ли хорошо вам знакомо Причастие.
2 конкурс – «Разминка».
Во что превратятся данные прилагательные, если в них «ч» заменить на «щ».
Висячий, горячий, лежачий, ползучий, сидячий, текучий.
(в действительные причастия наст. Вр.)
В следующих примерах заменить прилагательные на причастия прош. Вр.
Белый парус – белевший
Темный лес – темневший
Шумный поток – шумевший
Зеленая береза – зеленевшая
Желтое поле – пожелтевшее
Спелая ягода - поспевшая
Придумать предложения по схемам
П.о. x.
X п.о.
Назовите номер словосочетания, где встречается 3 орфограммы по теме «Причастие»
Не вспаханное поле.
Сучья, собранные для костра.
Жаренная в масле рыба.
(оценка за правильный ответ – 2 балла)
Учитель: (появляется Неряха) Кто это к нам пожаловал? Да никак это Неряха? Как ты выглядишь? Неужели ты ничего не замечаешь?
Неряха: Я что я должен замечать? Подумаешь, причесаться и умыться не успела; я одна об этом забываю? А белье чистое совсем незачем носить, все равно испачкается. Пуговицы болтаются, так сейчас это модно, может я панкую! Ногти грязные, ну и что, никакой маникюр не нужен, а ботинки заляпала по уважительной причине: на дороге в школу грязи по уши, сменную обувь ведь тяжело носить.
Учитель: мы не должны быть людьми, равнодушными к Неряхе, закрывающими на все глаза, давайте укажем на ее небрежность. Используйте для этого краткие причастия с частицей не и не забудьте написать эти причастия правильно.
3 конкурс – «Кто больше?»
(Команды пишут на листочках и сдают их учителю, у кого больше причастий – 2 балла. Пока учитель считает, Неряха приводит себя в порядок)
Учитель: Видите, ребята, как наши слова повлияли на Неряху.
Неряха: Да я не всегда такая, это случайно так получилось. Ну раз уж я к вам попала, не могли бы вы меня выручить. Скоро у меня зачет по теме: «Причастие». Вчера весь вечер шпаргалки писала, а утром как глянула и ахнула, младшая сестренка постаралась – вот что от шпаргалок осталось. Может вы восстановите правила, не в службу, а в дружбу. А?
Учитель: Что, ребята, поможем Неряхе?
4 конкурс – «Восстанови правило».
(за правильное восстановление – 2 балла)
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Что делающий? Что сделавший?
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени первого спряжение с помощью суффиксов -ущ, -ющ и второго спряжение с помощью суффиксов -ащ, -ящ.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени, первого спряжения с помощью суффикса -ем(-ом) и второго спряжение с помощью суффикса -им.
Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, то есть склоняются. Причастия, как и глаголы, имеют вид, могут быть возвратными и невозвратными, имеют время – настоящее и прошедшее.
(ребята читают восстановленное правило – 2 балла)
Учитель: Теперь тебе все понятно?
Неряха: Да уж, шпаргалки будут что надо. А все равно я не верю, что вы такие умные. Я вот сейчас проверю. Можно?
Учитель: Конечно! Мы несколько недель эту тему изучали, чему-то да и научились.
Неряха: Пусть-ка капитаны сюда выйдут. Справятся с моим заданием, подарю им свои работы. Я ведь художник неплохой. Вот вам рисунок, придумайте по нему словосочетания так, чтобы в них обязательно были причастия.
(капитаны на листочках пишут словосочетания, побеждает тот, у кого больше и правильно – 2 балла)
5 конкурс – «Капитаны»
Неряха: Капитаны-то молодцы. Вот им награды – мои рисунки. А теперь я всю команду проверю. Можно?
Учитель: Пожалуйста, проверяй.
Неряха: Я тоже не лыком шита. Кое-что умею делать. На днях сочинение написала, красивое-красивое. Заслушаетесь! Всем командам по экземплярчику выделяю. Учитесь, как писать надо. Ну вот, слушайте.
(Неряха читает текст)
Неряха: Однажды летом пошла я с подругой с лес. В руках у нас были большие корзины, плетенными моим дедушкой. Я, закаляющая с младенчества, всегда здорова и бодра. Поэтому мы в два счета дошли до располагаемого вблизи нашего дома лестного массива. На деревьях уже появились первые желтые листочки, растущих по обе стороны дороги. Вдруг мы увидели загадочную избушку. Осторожно подошли к маленькому домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. «Неужели жилище Бабы-Яги?!» - сказала я подруге. Ножки у хижины были, труба, а на ней ворон сидел. Но меня ничто не испугало. Смело открыла я дверь и решительно вошла в избушку. В комнате с потемневшими от дыма стенами стоял огромный стол, а на нем грибов видимо-невидимо. Вдруг из-за печки появился старичок, да такой приветливый. Оказалось, это лесник. Он нас и чаем угостил, и лес показал и наши необъятные корзины грибами наполнил. Еще не раз ходили мы в этот уютный домик и помогали леснику, оберегающемуся красоту дивного леса.
Ну как?
Учитель: По-моему, неплохо, но вот с причастиями немного Неряха напутала. Помогите ей.
6 конкурс – «Исправь ошибки»
(за каждую ошибку – 1 балл)
Учитель: Знаешь, Неряха, а ведь ребята тоже сочиняли дома. Может теперь послушаем, что у них получилось.
Неряха: С удовольствием.
7 конкурс – «Сказка о Причастии»
(оценки – за содержание – 5 баллов)
Учитель: Все имеет свое начало и свой конец. Пора завершить наше заседание Клуба веселых и находчивых. Поздравляю команду … с победой, а другим советую не огорчаться – впереди новые игры и конкурсы.
Неряха: А про меня забыли? Вы так интересно пишете, я хочу получить от вас письма, где вы напишете о своих впечатлениях о сегодняшней игре и обо мне, конечно. Хорошо?
Учитель: Что ж, уважим Неряху, письмо ей и будет вашим домашним заданием.