Занимательный компонент на уроках русского языка и литературы как средство популяризации предмета
Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей.
Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться «через не хочу», естественным стремление поскорее уйти с урока поскорее. Отделённый от учителя невидимой баррикадой,ребёнок и с одноклассниками не привык сотрудничать: подсказки пресекаются, разговаривать с соседом нельзя, писать сочинение вдвоём невозможно. Всё это взаимосвязано и по-своему оправдано: попробуйте разрешить не делать, если не хочется, и спрашивать соседа, если неуверен, - вообще никакой учёбы не будет. Изменить что-либо очень сложно.
Шанс даёт игра. У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. В игре сами собой, незаметно исчезнут стены, разделяющие учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
УРОК-КВН
Русский язык
7 класс
(по учебнику под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской)
Повторение изученного в 7 классе
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД
Команды представляют себя. В приветствие входит объявление НАЗВАНИЯ команды, связанное с русским языком, при ветствие СОПЕРНИКОВ, приветствие ЖЮРИ, ДЕВИЗ команды.
СОСТЯЗАНИЯ
Задание №1
Название команды__________________
РАЗМИНКА
Составьте из букв слова МОРФОЛОГИЯ возможные слова.
Задание №2
Название команды_______________________
МОРФЕМИКА
Игра «Составь слово»
Составьте слово, взяв из указанных слов значимые морфемы.
Задание №3
Название команды_________________________
ОРФОГРАФИЯ
Запишите данный текст, допустив максимально возможное количество орфографических ошибок.
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окружённую со всех сторон берёзками. Решили заночевать здесь, потому что тут удобно было установить палатки и развести костёр
Задание №4
Название команды_______________________
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Придумайте и запишите слова с данными морфемами:
-ЕВШИ
-ЕВШ- + -ИЙ
-АН-
-АН-
-АНН-
-ЕНН-
-О-
ПО- + -ЕМУ
ВО- + -ЫХ
Определите часть речи составленных слов.
ЗАДАНИЕ №5
Название команды______________________
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Произведите синтаксический разбор предложения «по цепочке».
Мужчина, идущий впереди, прошёл в старую беседку и встал, положив руки на перила. (простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, осложнено обособленным определением, осложнено обособленным обстоятельством)
(Предложение записано для каждой команды на доске. Ученики выходят к доске, один ученик выполняет одно действие и передаёт эстафету следующему члену команды. Оценивается скорость и правильность выполнения задания)
Задание №6
Название команды________________________
ТВОРЧЕСТВО
Сочините стихотворение буриме.
______________________________причастие
______________________________участие
______________________________деепричастие
______________________________счастье
______________________________наречие
______________________________красноречие
______________________________язык
______________________________ученик
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Выступление жюри. Выставление оценок.
Материал для жюри
Приветствие (не оценивается)
ВСЕ ЗАДАНИЯ ОЦЕНИВАЮТСЯ ПО 5-БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Задание №1. Разминка (составленные слова могут быть только именами существительными в именительном падеже, оценивается правильность написания и количество слов)
Задание №2. Морфемика. Игра «Составь слово»
Продающийся
Сваренный
Выкативши
По-хорошему
Легко
Задание №3. Орфография (ошибки должны быть допущены только на месте орфограмм)
Задание №4. Словообразование (оценивается соответствие части речи и морфемы, использованной в словообразовании)
Задание №5. Синтаксис и пунктуация
Мужчина, идущий впереди, прошёл в старую беседку и встал, положив руки на перила. (простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, осложнено обособленным определением, осложнено обособленным обстоятельством)
Задание №6. Творчество (оценивается содержание и грамотность)
Жюри также называет наиболее активных участников команд.
Название команды Задания | | | | |
Задание №1 | | | | |
Задание №2 | | | | |
Задание №3 | | | | |
Задание №4 | | | | |
Задание №5 | | | | |
Задание №6 | | | | |