СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Кыткыт-Весна" (конспект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Кыткыт-Весна" (конспект)»

ФИО учителя – Нитоургина Екатерина Юрьевна

Класс – 3

Предмет – чукотский язык

Тема: «Кыткыт» – «Весна»

Цели:

  • формирование фонетического слуха;

  • формирование и закрепление лексики по теме «Гаӆгат. Птицы»;

  • формирование навыков выразительного чтения стихотворения.

Задачи:

Образовательные:

  • обучить умению отвечать на вопросы по содержанию

Развивающие:

  • развивать навыки и умения слушания устной речи;

  • формировать творческие способности в умении переводить текст.

Воспитательные:

  • повышать интерес к изучению родного языка;

  • воспитывать любовь к родному краю, родному языку.



Образовательные ресурсы и средства обучения: портрет поэтессы, учебник 3 класса, плакат «Гаӆгат», презентация, видеоролик Оборудование: ноутбук, экран



Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

-Еттык, нэнэтури!

-Миӈкыри нытваторэ?

-Вэӆынкыӄун. Нымэӆьэв.

Ӄывакъотык.

-Здравствуйте, дети!

-Как у вас дела?

-Спасибо. У меня хорошо. Садитесь.

-Ии.

-Нымэӆьэв. Миӈкыри нытвайгыт? – Хорошо. Как у вас дела?

Учащиеся здороваются и садятся за парты

  1. Постановка целей и задач

Слайд 2

Ныкирит чивмэтыркын,

Ы’ӆёӈэт ивӆетыркын,

Тиркытир омӄэргатыркын,

Ы’ӆьыӆ тыӆгыркын.

Титэ ынӈин нытваӄэн?

-Ии, ӄэйвэ


Ночь становится короче,

День становится длиннее,

Солнце пригревает,

Снег тает.

Когда это бывает?

-Да, правильно


-Кыткытык - Весной

Игыр урокык мынпытӄытвыгъэн ӈаргынэн кыткытык, кыткыткэнат йъиӆгыт, гаӆгакэнат тывъянтэ,иӆкин раваӆёмӈыткы, миӈкри каӆевэтгавъёӆӄыӆ стихотворение А.Кымъытвааӆен «Гыроӈэт»

Сегодня на уроке мы повторим явления природы весной, весенние месяцы, названия птиц, а также услышите, как надо читать стихотворение А.Кымытваль «Весна»


Мытрэйиӆыӆьэнӈын стихотворение ынкъам рэйгуӆенӈытык чинит нытэӈъэв каӆевэтгавык.

Переведём стихотворение и будете учиться сами выразительно читать.


  1. Объявление темы

-Игыркин тывъёӆӄыӆ: «Кыткыт»

-Сегодняшняя тема: «Весна»


  1. Повторение пройденных тем

«Весенние месяцы», «Природные явления», «Птицы».

Слайд 3

- Миӈкыри ваӆьыт кыткыткэнат йъиӆгыт торгынан ӆыги?

- Ии, ӄэйвэ.



-Какие весенние месяцы вы знаете?

- Правильно



- Март – Ӆьоргыӄай

- Апрель - Гыройъэӆгын

- Май – Имӆыръыӆин

- Ӄытвыгыткы, ръайъэӆгын игыр варкын?

- Скажите, а какой сейчас месяц?

- Гыройъэӆгын - апрель

- Ӄытвыгыткы, ы’мто-ым ӈаргынэн?

- Ныӄэргатӄэн тиркытир?



- Миӈкыри ваӆьын и’и’ӈ?


- Миӈкыри ваӆьыт йъыт?

- Скажите, а какая сегодня погода?

- Светит солнце?



- Какое небо?


- Какие облака?

- Игыт мэӆмэӆетыркын (Сегодня хорошая погода)

- Ии, ныӄэргатӄэн тиркытир (Да, светит солнце)

- И’и’ӈ ныӆиӆиӆӄин (Небо синее)

- Йъыт ниӆгыӄинэт (Облака белые)

- Ръэнутэт ныриӈэпкирӄинэт кыткытык?

- Кто прилетают весной?

- Гаӆгат (Птицы)

- Ръагаӆгат ныриӈэпкирӄинэт кыткытык?

- Какие птицы прилетают весной?

- Йъаяӄыт, гаӆгат, ӄэтчанрот, пчиӄэт и т.д.

- Ии, ӄэйвэ. Ӄитаӄун, мынпытӄытвыгъэн тывъёӆӄыӆ: «Галгат».

-Да, правильно. Давайте повторим тему «Птицы».


Слайды 4 -14

-Ӄыгитэгыткы экранэты ынкъам ӄытвыгыткы ръагаӆгат ныӆьутури.

- Посмотрите на экран и скажите, каких птиц вы видите.

Учащиеся смотрят презентацию и называют названия птиц.

  1. Физминутка

Слайд 15

-Ӄитаӄун ӄыӆӄутгытык, мынтэйкыгъэн физминутка «Гаӆгат».


Давайте встанем и сделаем физминутку.



Учащиеся повторяют движения за учителем

  1. Чтение стихотворения и знакомство с краткой биографией поэтессы.

- Ӄынвэнтэтгыткы кэӆит страница 95.

-Микынэ гэкэӆиӆин ынӄэн стихотворение?

- Ӄыпаӆёмтэӆгыткы биография А.Кымъытвааӆен.

- Откройте учебники на странице 95.

- Кто написал это стихотворение?

- Послушайте биографию А.Кымытваль



- А.А.Кымъытвааӆ


Слайд 16

А.А.Кымъытвааӆ гъурэтӆин 22-ӄав апреӆык 1938 гивик, нымнымык Мухоморное, Анадыркэн районык ӄорагынрэтройыръык.

Мынгыткэн гивит нъэӆгъи, Кымъытвааӆ кэличитыӈӈогъэ стихыт. 1958-1959 гивит ытӆён гэкэӆиткуӆин Анадыркэн педагогическэн училищак. Гэпӆыткуӆин, гэмигчирэтӆин Усть-Бельскакэн Чеӆгырак. 1960 гивик Антонина Кымъытвааӆ гэпӆыткуӆин Высшая партийная калеткоран Хабаровскык, ынӄоры гэмигчирэтӆин газетык «Советкэн Чукотка». 1960 гивик Магаданык ӈытогъэ ыннэнӄэв кэӆикэӆ «Грэпыт ӆинӆинчыкэнат» ӆыгъоравэтӆьамэӆ. Ынинэт стихыт гайпатӆенат Францияк, Германияк, Японияк, странат Азияк ынкъам Африкак.

Гинэнпивӆин орден «Знак Почёта», медаль «За трудовую доблесть».

Уйӈэ нъэӆгъи поэтесса гытгак 2015 гивик г.Абинскык Краснодаркэн крайык.



А.А.Кымытваль родилась 22 апреля в 1938 году, в селе Мухоморное, в Анадырском районе в семье оленевода.

С десяти лет Кымытваль начала писать стихи. В 1958—1959 годах она училась в Анадырском педагогическом училище. Окончив его, работала в Усть-Бельской Красной яранге. В 1960 году Антонина Кымытваль закончила Высшую партийную школу г. Хабаровска, затем работала в газете «Советская Чукотка». 1960 году в Магадане вышла первая книга А. А. Кымытваль «Песни сердца» на чукотском языке.
Её стихи публиковались во Франции, Германии, Японии, странах Азии и Африки.

Награждена орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть».

Умерла поэтесса осенью в 2015 году в г.Абинске Краснодарском крае.


  1. Знакомство со стихотворением

Слайд 17

- Ӄыпаӆёмтэӆгыткы стихотворение «Гыроӈэт».

Пчиӄэт кыеквъэт нэмэ:

- Тип – типуввик!

Рэвымрэв тотъэты нъэӆгъи:

- Ӄэп – ӄэп – ӄэпэ – эв!

Туӆӆикыт ӆымынко гивэ:


- Ту – ту – туӆӆик!

Ӄэюу-ым ӄэӆьо юргэ:

- А’в – а’в – ыммэӄэй!

Тымӈэръык раӆёо юргэ:

- А’в – а’в – йыӄӄай – ав!

Тиркыӄэй – ым

Ӄоӈычгэпэ нэмэ,

Ӆыӆёйпэва

Ӄорантаӆьыт ынан.

Ы’ӆьыӆ коӆё

Тыӄэӆпэра – корга.


- Послушайте стихотворение «Протяжение весны».

Птицы проснулись снова:

- Тип – типуввик!

Куропатка с ума сошла:

- Ӄэп – ӄэп – ӄэпэ – эв!

Кулики со всех сторон издают звуки:

- Ту – ту – туӆӆик!

А оленёнок от глупости:

-А’в – а’в – мамочка!

Кухлянку сосёт от незнания:

- А’в – а’в – как хорошо!

А солнышко

Снова балуется,

Режет в глаза

Оленеводам.

Снег очень

Радостно блестит.


  1. Фонетическая разминка

Янот мыпалёмтэлтык, миңкри нэнатвыторэ лыгъоравэтльэн выргыргыт.

Янот гым ынкъам тури.

Слайд 18

ӈэт – ӈэт - гыроӈэт

ӄэт-ӄэт-пчиӄэт

каъэт – квъэт – кыеквъэт

тъэ – тъэ – тотъэты

гъи – гъи – нъэӆгъи

туӆ – туӆ - туӆӆикыт

ӆьо – ӆьо – ӄэӆьо юргэ

ръы – ръы – тымӈэръык

ӄэй – ӄэй – тиркыӄэй

ӆьыт – ӆьыт – ӄорантаӆьыт

ӆьы – ӆьы – ы’ӆьыӆ

ӄэӆ – ӄэӆ - тыӄэӆпэра

Сначала послушаю, как вы произносите чукотские звуки.


Сначала я, потом вы.


Весна, промежуток весны

Птицы

Проснулись


С ума сошла

Кулики

От глупости

Кухлянку сосёт

Солнышко

Оленеводы

Снег


Ученики повторяют разминку за учителем

  1. Формирование навыка выразительного чтения

- Ынръа торгынан ӄыкаӆевэтгаквыткы стихотворение.

- Теперь вы прочитайте стихотворение.

Учащиеся выразительно читают стихотворение.

  1. Игра «Отгадай птицу по звуку»

- Ӄыпаӆёмтэӆгыткы галгаӆенат выргыргыт ынкъам ӄытвыгыткы ръагаӆгат гаваӆёмторэ.

- Послушайте звуки птиц и скажите, каких птиц вы услышали.

Учащиеся отгадывают названия птиц по звуку

  1. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

- Ръатывъёӆӄыӆ игыр вагъэ?

-Ръэнут торгынан ӆыги рытчыткы?

-Торгынан тэӈу гэӆгыӆин ӈоот стихотворение?

-Нэнэнэтури, ярак ӆымӈэ ӄыкаӆевэтгаквыткы стихотворение.

- Какая была сегодня тема?

-Что вы узнали?


-Понравилось ли вам стихотворение?

- Ребята, дома еще раз прочитайте стихотворение.

Ответы учащихся

  1. Рефлексия

-Урок пӆыткугъи. А’тав, нэнэнэтури! Вэӆынкыӄунэтури! Нымэльэв к’ытваркынэтык!

- Урок закончился. До свидания, ребята! Спасибо вам! Всего хорошего!

Учащиеся прощаются с учителем.













Список используемой литературы:

  1. Чукотский язык: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Н.Б.Емельянова, Е.И.Нутекеу; под ред. И.В.Куликовой. – СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2017;

  2. Вэтгав. Уроки чукотского. Сборник уч.-метод. разработок учителей чук. языка – СПб.: ЛЕМА,2019;

  3. Бурыкин А.А., Чукотские загадки: Учебное издание. – СПб.: ООО «Миралл», 2006;

  4. Фатеева Л.С., Леонова В.Г., Давай с тобой поговорим: Иллюстрированный самоучитель для детей. – СПб.: «Изд-во «Дрофа» Санкт-Петербург», 2005;

  5. Антонина Кымытваль – биография, книги, отзывы, цитаты (livelib.ru)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!