Просмотр содержимого документа
«Урок-лабиринт по теме "Решение неравенств", 9 класс»
" Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит" М . В . Ломоносов
10/22/2023
Цель: Доказательство возможности выхода из любого «Лабиринта»
Под лабиринтом у древних греков и римлян
подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку.
Методы решения лабиринтов
- Первый метод МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
- Второй метод МЕТОД ЗАЧЕРКИВАНИЯ ТУПИКОВЫХ ХОДОВ
- Третий метод ПРАВИЛО ПРАВОЙ (ЛЕВОЙ) РУКИ
10/22/2023
Цель урока :
- закрепить и углубить знания учащихся в процессе решения различных упражнений по заданной теме; содействовать развитию взаимовыручки и взаимопомощи, умению вести культурную дискуссию.
Задачи урока:
- 1) закрепить умение решать рациональные неравенства методом интервалов; рассмотреть различного уровня сложности рациональные неравенства; проверить умение учащихся решать рациональные неравенства;
- 2) создать условия для развития умений и навыков применять знания в новых ситуациях; для развития качеств мышления: гибкости, целенаправленности, рациональности, критичности с учетом индивидуальных особенностей.
10/22/2023
- О, математика, ты вечна! Гордись, прекрасная собой! Твоё величье бесконечно, Так предначертано судьбой.
- Всегда овеяна ты славой, О, светоч всех земных светил! Тебя царицей величавой Недаром Гаусс окрестил.
10/22/2023
(4x-1)(x+2) № 2 а) 2x(3x-1) 4x 2 +5x+9 б) (5х+7)(х-2) 2 -11x-13 " width="640"
Проверка домашнего задания
№ 1
а) 3x 2 +40x+10 2 +11x+3
б) 9x 2 -x+9 ≥ 3x 2 +18x-6
в) 2x 2 +8x-111
г) (5x+1)(3x-1) (4x-1)(x+2)
№ 2
а) 2x(3x-1) 4x 2 +5x+9
б) (5х+7)(х-2) 2 -11x-13
(4x-1)(x+2) Ответ: (- ;+ ) Ответ: № 2 a) 2x(3x-1) 4x 2 +5x+9 б) (5х+7)(х-2) Ответ: (- ;-1) (4,5;+ ) Ответ: " width="640"
Проверь себя!
№ 1
a) 3x 2 +40x+10 б) 9x 2 -x+9 ≥ 3x 2 +18x-6
Ответ: Ответ:
в) 2x 2 +8x-111 г) (5x+1)(3x-1) (4x-1)(x+2)
Ответ: (- ;+ ) Ответ:
№ 2
a) 2x(3x-1) 4x 2 +5x+9 б) (5х+7)(х-2)
Ответ: (- ;-1) (4,5;+ ) Ответ:
0 в) 5(х-2)(х-3)(х-4) 0 б) (x-5)(x+6) 0 10/22/2023 " width="640"
Решите неравенства:
а) x 2 -7x+12 0
в) 5(х-2)(х-3)(х-4) 0
б) (x-5)(x+6) 0
10/22/2023
0 1) Рассмотрим функцию y= x 2 -7x+12 , график – парабола, ветви направлены вверх. 2) Найдем нули функции: x 2 -7x+12=0 по т.Виета 3) + - + Ответ: x 4 3 " width="640"
Проверь себя!
а) x 2 -7x+120
1) Рассмотрим функцию y= x 2 -7x+12 , график – парабола, ветви направлены вверх.
2) Найдем нули функции: x 2 -7x+12=0
по т.Виета
3)
+ - +
Ответ:
x
4
3
б) (x-5)(x+6) 0
(x-5)(x+6)= x 2 -5x+6x-30= x 2 +x-30
1) y= x 2 +x - 30 - квадратичная функция, график –парабола, ветви направлены вверх.
2) Найдем нули функции: x 2 +x - 30 =0
x 1 =5, x 2 =-6
3)
+ - +
Ответ:
-6
5
x
0 10/22/2023 12 " width="640"
Возможно ли решить данное неравенство предыдущим методом?
в) 5 (х-2)(х-3)(х-4)0
10/22/2023
12
Решение неравенств
методом интервалов
x 1
+
x 3
+
x 2
-
-
x
Алгоритм решения неравенств методом интервалов
Пусть требуется решить неравенство
а(х - х 1 ) (х - х 2 )(х – х 3 )…(x - x n ) 1 2 3 n
1. Найти корни уравнения
а(х - х 1 ) (х - х 2 )(х – х 3 )…(x - x n ) = 0
- Отметить на числовой прямой корни х 1 , х 2 , х 3 ,… , x n
- Определить знак выражения
а (х - х 1 ) (х - х 2 )(х – х 3 )…(x - x n )
на каждом из получившихся промежутков.
4. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим знаку неравенства знаком .
0 1) 5(х-2)(х-3)(х-4)=0 x-2=0 x-3=0 x-4=0 x=2 x=3 x=4 2) 3) 4) Ответ: - + + - x 4 3 2 x-2 (- ;2) x-3 (2;3) (3;4) x-4 (4;+ ) + - + + - + + - + - - - " width="640"
в) 5 (х-2)(х-3)(х-4)0
1) 5(х-2)(х-3)(х-4)=0
x-2=0 x-3=0 x-4=0
x=2 x=3 x=4
2)
3)
4)
Ответ:
-
+
+
-
x
4
3
2
x-2
(- ;2)
x-3
(2;3)
(3;4)
x-4
(4;+ )
+
-
+
+
-
+
+
-
+
-
-
-
0 б) 10/22/2023 " width="640"
Решите неравенства методом интервалов
10/22/2023
0; (x+8)(x-5)=0 x 1 =-8 ,x 2 =5 Ответ: - + + x -8 5 " width="640"
Проверь себя
a) (x+8)(x-5)0; (x+8)(x-5)=0
x 1 =-8 ,x 2 =5
Ответ:
-
+
+
x
-8
5
г ) ; (х+ )(х+ )=0
Ответ:
-
+
+
x
Физкультминутка для глаз
10/22/2023
19
Мы - исследователи, а кого называют исследователями?
- Тот, кто занимается научным исследованием чего-либо.
Ефремова Т. А. Новый словарь русского языка
- Лицо, занимающееся научными исследованиями. Известный исследователь микроорганизмов. Исследователь Африки.
Ушаков Н.Д. Толковый словарь
русского языка
19
Когда меняется знак «+» на «-» при переходе от одного интервала к другому?
19
Запомни!
- При переходе через точку знак на промежутках меняется, если данный множитель в неравенстве стоит в нечетной степени. Знак не меняется, если множитель в четной степени.
19
Решите неравенство
10/22/2023
19
19
10/22/2023
19
Домашнее задание:
§2 (повторить алгоритм);
выполнить № 22 (в, г);
23 (в, г);
24 (в, г)
Выводы. Заключение
Наша гипотеза подтвердилась: безвыходных «лабиринтов» нет.
Неравенства можно решать разными методами.
10/22/2023
19