ЯСИНОВАТСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-II СТУПЕНЕЙ № 7
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ
Урок - лабораторная работа
по русскому языку в 8 классе
на тему «Как заваривать чай»
в процессе изучения темы
«Составное глагольное сказуемое»
Составила и провела
Агапова Виктория Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
специалист высшей квалификационной категории,
«старший учитель»
Форма работы | групповая |
Вид работы | лабораторная работа |
Тема работы | КАК ЗАВАРИВАТЬ ЧАЙ |
Цель учебного эксперимента | обоснование наличия составного глагольного сказуемого и установление внутренней взаимосвязи между его частями; необходимость определения составного глагольного сказуемого в предложениях. |
Цель опытов | опытным путём научиться правильно заваривать чай. |
Задачи лабораторной работы | выработка практических умений в определении видов сказуемого; формирование умений и навыков составлять предложения с составным глагольным сказуемым; развитие умений объяснять свой выбор. |
Инструментарий: | _индивидуальные карты: -перчатки; -маски; -шапочки; -чайник-заварник; -чайник электрический; -вода холодная: -чашки; -чай рассыпной; -трубочки; -сахар; -ложечки; |
Ход лабораторной работы
Приветствие обучающихся. Индивидуальные карты (приложение 1). Знакомство с темой. Целеполагание.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами находимся в лаборатории. Мы будем проводить опыты и фиксировать все наши результаты в специальных индивидуальных картах (ассистент раздаёт карты). Как настоящие учёные, мы сейчас наденем спецодежду (маски, перчатки, шапочки) и приступим к работе.
Учитель: Какова тема нашей лабораторной работы?
Обучающиеся: Как заваривать чай. (слайд 1)
Учитель: Что же мы будем делать сегодня?
Обучающиеся: Мы будем учиться заваривать чай.
Учитель: Запишите это предложение на строке «цель». Скажите, что вы можете сказать о структуре этого предложения?
Обучающиеся: Это простое предложение, повествовательное, распространённое, двусоставное…
Учитель: Обратите внимание на грамматическую основу. Какие слова выражают действие? Из скольких слов состоит сказуемое? Как называется данный вид сказуемого?
Обучающиеся: мы будем, мы будем учиться; будем учиться;это будущее время глагола; значит, простое глагольное сказуемое…(слайд 3)
Подготовка к проведению опыта № 1.
Учитель: Работаем с индивидуальными картами. Чтобы начать опыт №1, нужно пройти два этапа.
Обучающиеся работают в группах, дописывают части сказуемого, обсуждают, как определить вид сказуемого. (слайд 3) (приложение 2)
Проведение опыта № 1. Ребята заливают заварку чая холодной водой. С помощью трубочек пробуют чай на вкус, помешивают, изучая консистенцию, делятся наблюдениями.
Обучающиеся: Чаинки не осели, цвет прозрачно- бледный, это не чай, не вкусно пить.
Учитель: Какой вывод мы делаем? Согласны ли вы с выводом, который записан в вашей индивидуальной карте? Найдите грамматическую основу в этом предложении, определите вид сказуемого. (приложение 2)
Обучающиеся работают в группах, делают вывод: В предложении «Такой чай просто в рот не лезет» сказуемое выражено фразеологизмом, это простое глагольное сказуемое. (слайд 3)
Делаем выводы после опыта № 1.
Обучающиеся работают в группах, записывают выводы. (слайд 3)
Этап 3. Подготовка к опыту № 2.
Учитель: Прочитайте предложения на индивидуальной карте, найдите сказуемые, определите их вид, объясните, как вы находите сказуемые, чем они выражены.
Обучающиеся работают в группах, делают вывод о сотаве составного глагольного сказуемого. (слайд 4)
Проведение опыта № 2. Заливаем чай кипятком, настаиваем. В это время подготавливаем чашки, салфетки, ложечки, сахар. Наливаем чай в чашки. Пробуем чай. Даём чаю остыть, работая над предложением «Получился вкусный ? насыщенный чай». Нужна ли здесь запятая, почему?
(приложение 2)
Обучающиеся: В этом предложении не нужно ставить запятую, потому что слова «вкусный» и «насыщенный» характеризуют предмет с разных сторон, они являются неоднородными.
Делаем вывод после опыта № 2.
Учитель: Какие же слова используются в составе составного глагольного сказуемого?
Обучающиеся: Инфинитивы, безличные глаголы, краткие прилагательные, слова категории состояния. (слайд 4)
Рефлексия. Чаепитие. (слайд 5)
Учитель: Чему научились в ходе лабораторной работы? Вкусный ли получился чай? Сложно ли было определять составное глагольное сказуемое?
Урок- лабораторная работа
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ, 8 класс
инструментарий:
-индивидуальные карты:
-перчатки;
-маска;
-чайник-заварник;
-чайник электрический;
-вода холодная:
-чашки;
-чай рассыпной;
-трубочки;
-сахар;
-ложечки;
Целеполагание на карте (определяем вид предложения, сказуемого).
Проводим опыт с холодной водой--- делаем вывод (определяем вид предложения, сказуемого).
Проводим опыт с горячей водой---делаем вывод. (определяем вид предложения, сказуемого).
Сопровождение презентацией.
Рефлексия. Чаепитие.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
Лабораторная работа №___
тема: КАК ЗАВАРИВАТЬ ЧАЙ.
цель: _____________________________________________________________________
Этап 1
Для того, чтобы начать опыт, ___________ подготовиться.
Этап 2
Сейчас мы __________ заливать чай холодной водой.
ОПЫТ 1
Такой чай просто в рот не лезет.
Вывод 1: сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения _________________________________________________________________________.
Вывод 2: фразеологизмы являются ___________________________________________.
Этап 3
А теперь приготовимся ____________воду, чтобы залить чай кипячёной горячей водой.
Для начала __________положить в заварник чай, а потом залить его кипятком. Чаю _______ дать настояться. Для этого _____ укутать заварник полотенцем.
ОПЫТ 2
Получился вкусный ? насыщенный чай.
Вывод 1: в качестве вспомогательного глагола (слова) используются: 1.____________________________2_______________________________________________________3______________________________________4____________________________________________
Рефлексия в виде чаепития и обсуждения - вывода: Чтобы чай получился вкусным, нужно…