СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-лекция по теме «Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-лекция по литературе для 7 класса по теме "Расул Гамзатов. "Опять за спиною родная земля..."

Просмотр содержимого документа
«Урок-лекция по теме «Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...»»

Аллало Каринэ Ардаваздовна


Урок-лекция по литературе в 7 классе. Тема: «Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...»

Цель: познакомить с биографией и творчеством дагестанского поэта; охарактеризовать особенности творчества писателя.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

  1. Подготовка к восприятию. Актуальность.

Учитель:

– В последнее время мы всё чаще видим по телевидению горькие новости, которые связывают с народами Кавказа. Часто звучат такие слова, как «Дагестан», «дагестанцы» ... И мне становится больно и обидно за народ, который позорят бандиты, прикрывающиеся религией и различными лозунгами, ради своих властолюбивых и материальных интересов. Ведь издревле народы Кавказа славились своими законами радушия и гостеприимства, уважением к старшим.

В противовес призывам, отождествляющим весь этнос с бандитами, хочется чаще слышать добрые слова о народах, живущих в нашей необъятной стране, в нашем «большом общем доме».

Культура объединяет народы. Наша задача — проследить развитие культуры, литературы, в том числе народов России. В состав РФ, кроме русского народа, входит много народов и народностей, для которых Россия — родина, большой общий дом. Поэтому мы интересуемся и изучаем литературу других народов.

  1. Определение темы урока и постановка целей.

Учитель: - Сформулируйте тему урока (сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Расула Гамзатова — народного дагестанского поэта).

Учитель: - Какие цели вы поставите для себя на этом уроке?

  1. Изучение новой темы.

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

- Ребята, скажите, а зачем нам изучать творчество дагестанского поэта? (У каждого народа своя культура, традиции, взгляды на мир. Мы соседи. Чтобы лучше понять этих людей, мы обращаемся к культуре, творчеству народов России).

  • Итак, сегодня мы познакомимся с биографией Р. Гамзатова, поговорим о его творчестве, прочтем некоторые стихи. Лучше всего рассказать о личности дагестанского поэта нам смогут его современники.

Ярким примером этих слов является стихотворение «Родина горца». Послушайте, пожалуйста, строки из этого стихотворения.

Читает ученик

В большой семье, в крестьянской сакле скромной,

Под солнцем, плывшим в утреннем дыму,

Родился в Дагестанской автономной

Мальчишка, не известный никому.

Он рос над облаками снеговыми,

Где у людей бесстрашные сердца,

И, как ягненок рожками своими,

Гордился родом своего отца.

Играя с ним, его не раз в ту пору

Бросали в небо с возгласом «ура»

Два старших брата, каждый из которых

Был крепким и плечистым, как гора...

...И с крыши мать не раз сгоняла сына,

Когда он там порой стоял один,

На бедра руки положив картинно,

Напоминая глиняный кувшин...

...О всех его делах не понаслышке

Известно мне.  Скажу вам, не тая,

Я очень близок этому мальчишке,

Ведь тем мальчишкой был когда-то я.


  • Так Расул Гамзатов вспоминает свою малую родину, близких и дорогих ему людей.

Слово учителя:

Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в маленьком высокогорном аварском ауле Цада. Его отец Гамзат славился своей мудростью, честностью и умением высмеять острым словом человеческие пороки, недостатки общества. Расул рос обычным аульским мальчишкой, даже став знаменитым поэтом, не оторвался от Дагестана.

-Гамзатов говорил, что Дагестан — это республика, у которой есть три сокровища. Что же это за сокровища?

Великий поэт Р. Гамзатов сказал: «Дагестан не просто пестро-экзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы, не только снежные вершины и белые облака. Дагестан — это республика, у которой есть три сокровища. Первое сокровище — земля, горы, равнины. Бесценна для горцев каменистая земля. Трудна на ней жизнь. Самая крепкая клятва горца: «Клянусь этой землей».

Второе сокровище — реки, родники, озера, море. Не зря в Дагестане говорят: «Очаг — это сердце дома, а родник — сердце аула».

Третье сокровище — люди. И самым крупным алмазом в этом сокровище Расул Гамзатов считает дружбу трудолюбивого, мужественного дагестанского народа с другими народами.

Давайте послушаем строки из стихотворений поэта, чтобы почувствовать отношение автора к Родине и своему народу.

Подготовленный ученик:

... Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!


...Характер гордый твой не стерся

И в речи образной живет.

О как люблю я сердцем горца

Тебя, мой маленький народ!


Учитель:

– Ребята, о чем эти стихи?

– Как относится поэт к своему народу? (Любит свой народ сердцем горца, т. е. сильным, отважным, открытым сердцем)

Учитель:

Расул Гамзатов в своих стихах пишет не только о гордости своим народом, но и о горе, которое объединяет людей. Ярким примером тому служит стихотворение «Журавли».

Каждое литературное произведение имеет свою историю.

Находясь в Японии, Р. Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали историю о девочке по имени Садако, ставшей жертвой ядерной бомбардировки. Лучшая подруга посоветовала сложить тысячу бумажных журавликов, чтобы справиться с лучевой болезнью. В Японии журавль символизировал счастье и долголетие. Отсюда возникло и поверье — если загадать желание и сложить тысячу «цуру» (бумажных журавликов), оно обязательно исполнится. И тогда, вместо того, чтобы сдаться перед смертельной бедой, или просто разочароваться, она стала делать журавликов. Люди были поражены ее мужеством и терпением. 
Садако умерла 25 октября 1955 года, она успела сделать только 644 бумажных журавля…

Поэт был потрясен этой историей. Здесь же, в Японии, он получил известие о смерти матери.

Гамзатов летел в Москву, думал о смерти матери, вспоминал об отце, о братьях, погибших на войне. И та девочка с бумажными журавликами не выходила из памяти. Тогда и родилось стихотворение, которое начиналось такими строчками:

Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.


  • Потом слово «джигиты» было исправлено на «солдаты»? Почему?

Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» певец Марк Бернес. Он переработал стихотворение, показал его Яну Френкелю, который написал музыку.

Давайте вместе послушаем эту прекрасную песню.

  • Что вы почувствовали, когда слушали песню?

  • Каким вы видите лирического героя?

Во многих уголках России есть памятники в виде улетающих журавлей. Многие стихи Гамзатова стали песнями, которые исполняли известные певцы и артисты: Анна Герман, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Вахтанг Кикабидзе и др.


Гамзатов писал вдохновенно о многом, это не только стихи о Родине, о войне, но и о том, что он видит и что чувствует: о любви, долге, философские размышления.

Р. Гамзатов прожил 80 лет. И в день своего восьмидесятилетия 8 сентября 2003 г. за особые заслуги перед отечеством был награжден высшей наградой страны — орденом Святого апостола Андрея Первозванного, выдаваемой за особые государственные заслуги.

3 ноября 2003 г. сердце поэта остановилось. Похоронен он в пригороде Махачкалы, рядом с могилой жены.

Имя великого дагестанского поэта навсегда останется в памяти людей. Учреждена премия и стипендия имени Р. Гамзатова, ему поставлен памятник в Махачкале. Каждый год 8 сентября проводятся памятные дни под названием «Белые журавли».

- Пришло время подвести итог. Мы сегодня немало узнали о Гамзатове.

  1. На доске записаны предложения, но они не закончены. Продолжите их, пожалуйста.

  1. Гамзатов родился в …

  2. Стихи, услышанные сегодня...

  3. Темы...

  4. Стихотворение «Журавли» было написано под впечатлением от...

5. Рефлексия.

    1. Сегодня я узнал...

    2. Было интересно..

    3. Я почувствовал...

    4. Урок дал мне для жизни...

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!