М.Зощенко
Цикл рассказов
«Лёля и Минька»
Урок внеклассного чтения в 5 «а» классе
О чем идет речь?
Найти ключевое слово
1
2
Это есть планомерное воздействие
родителей и школы на ребёнка,
т.е. на незрелого человека.
Главным его средством является
прежде всего пример взрослого.
(Из Интернета)
Мама
папа
3
Ребёнок
Дедушка
Школа
бабушка
2
Тема урока
«Раскрытие проблемы воспитания
при изучении цикла рассказов
Михаила Зощенко «Леля и Минька»
Эпиграф:
Мне, может быть, не удалось
стать очень хорошим. Это очень трудно.
Но к этому, дети, я всегда стремился.
И то хорошо.
М.Зощенко
Жизненный путь писателя
(1894-1958 )
Какие вы читатели?
- Кто прочитал все 8 рассказов?
- Кто читал их вместе с родителями?
С бабушками, сестрами и братьями?
Соберите названия рассказов
Начало
Продолжение
1) Бабушкин
А) тридцать лет
2) Галоши и
Б) врать
3) Не надо
В) путешественники
4) Через
Г) слова
5) Великие
Д) подарок
6) Золотые
Е) мороженое
Например: 1 – Д
Угадай рассказ по иллюстрациям
№ 3
№ 1
№ 2
№ 4
Композиция (построение) рассказов
1. Воспоминания («Когда я был маленьким»,
«Когда мне было шесть лет»)
2. Смешная история
3. Отношение к этому мамы или бабушки
4. Папины слова и поступки
5. Обращение к детям-читателям
6. Выводы на всю жизнь (мораль)
Вопрос: кто является главным героем рассказа?
Сюжет из мультфильма «Ёлка»
Рассказ «Ёлка»
Иллюстрация Новосёловой
Маши и братика с сестрой
Иллюстрация Григорьевой
Кати и мамы
Иллюстрация
Кузнецовой Марианны
Советы Зощенко
И за все эти тридцать пять лет я, дети,
ни разу больше не съел чужого яблока
и ни разу не ударил того, кто слабее меня.
Вывод: и теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
Уроки Зощенко (записи в тетрадях)
- Урок 1-ый: Нельзя драться, ссориться и выгонять гостей, иначе трудно будет жить на свете в одиночестве .
- Урок 2-ой: Нельзя ударить того, кто слабее тебя.
Физкультминутка «Ёлка»
Рассказ «Бабушкин подарок»
Иллюстрация Герасимовой
Насти и мамы
Иллюстрация
Яковлевой Оли
Иллюстрация Жаркова
Павла и сестры
Советы М.Зощенко
« И вот, дети, с тех пор прошло много лет.
Но папины слова я до сих пор великолепно помню.
Мне, может быть, не удалось стать очень хорошим.
Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.
И то хорошо».
Урок 3-ий: нужно уметь делиться.
Урок 4-ый: нужно стараться стать лучше.
Урок бабушкам: лучшая бабушка на свете та,
которая дарит всем детям.
«Не надо врать»
Иллюстрация Дмитриева
Матвея и папы
Иллюстрация
Советы М.Зощенко
Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:
— Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны,
потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится.
И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья
осталось неизвестным.
— То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало.
Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным.
И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать.
Урок 5-ый: Не надо врать
«Великие путешественники»
Советы М.Зощенко
?
«Галоши и мороженое»
Иллюстрация Зайковой
Джульетты и мамы
Иллюстрация Сергеевой
Алёны и папы
Советы М.Зощенко
Урок 7-ой:
И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже
немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое,
я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость.
И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю:
«Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?»
И я бы, дети, очень хотел, чтобы все люди, кушая мороженое,
думали бы о том, о чём я думаю, когда ем это сладкое.
Выводы по рассказам
1) Зачем Зощенко писал эти рассказы для детей?
2) Какие они, все рассказы Зощенко?
Выводы по уроку
Узнал
Я Удивился
Сделал вывод
Оцени соседа
Домашнее задание
Написать рассказ наподобие рассказов Зощенко:
вспомнить интересный, смешной момент из детства,
в конце должна быть мораль.
Спасибо за урок!