СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-лекция: «Электролитическая диссоциация».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-лекция в 8 классе : «Электролитическая диссоциация». Эта тема изучается на примере веществ с ионной и ковалентной полярной связью. Учитель демонстрирует опыты по электропроводности растворов и расплавов. У ребят складывается впечатление, что растворы веществ в различных растворителях проводят электрический ток. И дети делают вывод: электролитическая диссоциация веществ - происходит при растворении веществ в любых растворителях.

Просмотр содержимого документа
«Урок-лекция: «Электролитическая диссоциация».»

МОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина».











Тема: «Электролитическая диссоциация».

8 класс

Урок-лекция





Составил : учитель химии

Бедарева Наталья Ильинична

2010-2011

Обоснование

Тема «Электролитическая диссоциация» изучается в 8 классе. Эта тема изучается на примере веществ с ионной и ковалентной полярной связью. Учитель демонстрирует опыты по электропроводности растворов и расплавов. У ребят складывается впечатление, что растворы веществ в различных растворителях проводят электрический ток. И дети делают вывод: электролитическая диссоциация веществ -происходит при растворении веществ в любых растворителях.

Чтобы предотвратить ошибку можно рассмотреть вопрос об электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью без демонстрации опытов с электрическим током. Можно с помощью опытов убедить учащихся в том, что в водном растворе происходит распад соединений с ионной и ковалентной полярной связью на ионы. Опыты с электрическим током провести чтобы доказать присутствие в водных растворах электролитов ионов.

Необходимо вызвать интерес у учащихся к изучаемому вопросу, дать возможность объяснить наблюдаемые явления. Для этого нужно создать проблемную ситуацию между практически достигнутым результатом и недостаточностью знаний для его теоретического обоснования.

Урок можно провести как лекцию с элементами фронтальной беседы; с работой в проблемных группах или в парах; в зависимости от оснащенности кабинета и возможностей учителя, способностей учащихся.









Цель: 1.Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (слабых и сильных).

2.Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях, по возможности решать их.

3.Воспитывать гордость за русских ученых совершивших великие открытия в области химии.

Задачи: 1.Дать понятия об электролитах и неэлектролитах.

2.Рассмотреть механизм диссоциации веществ с различными типами связи.

3.Указать роль молекул воды в диссоциации веществ.

4.Познакомить с понятием «степень диссоциации» и классификацией электролитов.

Оборудование: аппарат для демонстрации электропроводности растворов с лампочкой, пробирки.

Реактивы: серная кислота(конц) и разбавленная, вода, гидроксид кальция(крист) и раствор, сульфат меди(обезвож) и раствор, железные скрепки(или гвозди), хлорид натрия(крист) и раствор.



Тип урока: сообщение новых знаний.

Вид урока: лекция.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационный момент

- приветствие



-звучит музыка(клавесин)







-просмотр презентации «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева»

-всем добрый день;

-сегодня у нас обычный и необычный урок.

-Много десятилетий назад также звучал клавесин, шел снег, горели свечи. Д.И. Менделеев работал над периодической таблицей химических элементов.

-2011 год объявлен ЮНЕСКО Всемирным годом химии.

-это великий русский химик-гордость русского народа и сегодня мы еще не раз обратимся к периодической таблице.

-приветствие учителя










Презентация Розинкиной Даны победительницы школьного конкурса презентаций по творчеству Д.И. Менделеева.

2Актуализация знаний учащихся

-беседа

Вопросы:

Кислоты

-Какие классы веществ вы знаете?

-Какие вещества относятся к классу кислот?

-Приведите формулы известных вам кислот.

-Что общего в составе всех кислот?

-Как можно обнаружить кислоту в растворе?

Основания (щелочи)

-Какие вещества относятся к классу оснований и как их классифицируют по растворимости в воде?

-Приведите формулы известных оснований.

-Что такое щелочи?

-Что общего в их составе?

-Как можно обнаружить щелочь в растворе?

Соли

-Какие вещества называют солями?




Учащиеся отвечают на вопросы.


Кислоты, соли, основания.

Водород и кислотный остаток.

(Приводят формулы кислот).



Водород.

Идикатор



Ионы металла и гидроксид ионы.

Щелочи растворимые в воде основания.

Приводят формулы оснований.

Индикатор.






Состоят из ионов металла и кислотного остатка.

3 Изучение нового материала





-тема (записана знаками химических элементов)


Цель работы на уроке.





Проблема №1



Демонстрация опыта




Проблема №2


Демонстрация опыта







Проблема №3




Демонстрация опыта



Подведение итога работы по поставленным проблемам







Загадка



-Тему урока вы узнаете



воспользовавшись таблицей Д.И. Менделеева.


-На уроке вы изучаете новый материал для чего?


-Вам необходимо решить несколько проблем…

Изменится ли цвет индикаторной бумаги в кислоте, если ее растворить в ацетоне?

В две пробирки кислота в ацетоне, кислота в воде. Лакмусовая бумага меняет цвет на малиновый (во второй пробирке).

Будет ли изменять окраску индикатора сухая щелочь?

В две пробирки гидроксид кальция, в каждую лакмусовую бумагу. Во вторую прилить воду.





Будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди(11), если соль растворена не в воде, а в ацетоне?

В две пробирки обезвоженный сульфат меди с ацетоном и с водой. Поместить в обе железные скрепки.

Вывод: кислоты, щелочи, соли, т.е. вещества с ионной и ковалентной полярной связью проявляют свои качества только в водных растворах.


В водных растворах что-то происходит с веществами!!!

Электролитическая диссоциация-распад электролита на ионы.


Находят знаки химических элементов


по таблице. Записывают тему в тетрадь. «Электролитическая диссоциация».

Знать

Уметь

Применять



Ответы: да, нет, не знаем.




Вывод в тетрадь: кислоты изменяют окраску индикатора в водном растворе.

Ответы: да, нет, не знаем.


В пробирке с водой цвет изменился на синий.

Вывод в тетрадь: индикатор изменяет окраску только в водном растворе щелочи.



Ответы: да, нет, не знаем.




Вывод в тетрадь: железо вытесняет медь только в водном растворе. (запись уравнения реакции)








Запись в тетрадь определения.

Строение молекулы воды


Механизм электролитической диссоциации на примере диссоциации хлорида натрия.

Связь ковалентная полярная.

Образование диполей воды.

Механизм электролитической диссоциации:

1. Вначале хаотически движущиеся молекулы воды у ионов кристалла ориентируются к ним противоположно заряженными полюсами - происходит ориентация.

2. Затем диполи воды притягиваются, взаимодействуют с ионами поверхностного слоя кристалла-происходит гидратация.

3. Молекулы воды, перемещаясь в раствор, захватывают с собой гидратированные ионы- происходит диссоциация.

NаCl-Nа+Cl

Ковалентная полярная

НCl-Н+Cl

  1. Ориентация.

  2. Гидратация.

  3. Ионизация.

  4. Диссоциация.

Запись в тетрадь.


Зарисовывают в тетрадь, слушают, записывают стадии в тетрадь.















Сравнивают по учебнику стр.195-196, рис. 127, рис. 128.

Демонстрация опыта: (прибор для определения электропроводности раствора с лампочкой)

Хлорид натрия (крист.)

Хлорид натрия (раствор)

Гидроксид кальция (крист.)

Гидроксид кальция (раствор)

Серная кислота (раствор)



Рассказ

Вопрос: можно ли подтвердить факт, что в растворе есть ионы?







Почему кристаллические вещества не проводят эл.ток?

Шведский ученый Сванте Аррениус придерживался физической теории растворов, не учел взаимодействия электролита с водой. В отличие от него русские химики И.А. Каблуков и В. А. Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д.И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы.

Электролиты-вещества, растворы которых проводят электрический ток.

НЕэлектролиты- вещества, растворы которых не проводят электрический ток.

В растворах электролитов с ионами присутствуют и молекулы, растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации, которую обозначают греческой буквой-альфа.

Степень диссоциации - это отношение числа молекул, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных молекул (Nр).

Степень диссоциации электролита определяют опытным путем и выражают в процентах или в долях.

Если а=0, то диссоциация отсутствует, если а=1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. С разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.

Сильные электролиты: все растворимые соли; сильные кислоты: серная, соляная, азотная; все щелочи: гидроксид натрия и калия.

Слабые электролиты: кислоты: угольная, сероводородная, азотистая; водный раствор аммиака.

Вывод: лампочка горит в растворах. знаем из физики при пропускании эл. Тока ионы приобретают направленное движение. Отрицательно заряженные ионы к (+), положительно заряженные ионы к (-). Цепь замыкается, лампочка загорается.

Ионы связаны друг с другом.


Определения записывают в тетрадь.

Итог урока



Вопрос: что вы узнали, что умеете, где примените?


Узнали: что такое электролиты, сильные и слабые, степень диссоциации, роль Д.И. Менделеева и других русских ученых, роль воды.

Научились по таблице определять электролиты и неэлектролиты.

Применять в жизни и быту: аккумуляторы, ОБЖ.

Рефлексия


Домашнее задание



Вопрос: какую оценку вы поставили себе за урок?

«5», «4», «3». Почему?

Повторить запись в тетради. П.35, вопросы стр.198.