СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – лекция Тема: Особенности звучания современной авторской песни Цель: рассмотреть основные темы современной авторской песни; вы¬явить особенности творчества Юрия Визбора, Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого как своеобразных авторов-исполнителей.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубеже 1950-1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуа­лов и студенчества.

Просмотр содержимого документа
«Урок – лекция Тема: Особенности звучания современной авторской песни Цель: рассмотреть основные темы современной авторской песни; вы¬явить особенности творчества Юрия Визбора, Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого как своеобразных авторов-исполнителей.»

Чотчаева Г.М., учитель русского языка и литературы

МКОУ Карачаевского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №5

Имени С.К. Магометова».


Урок – лекция

Тема: Особенности звучания современной авторской песни

Цель: рассмотреть основные темы современной авторской песни; вы­явить особенности творчества Юрия Визбора, Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого как своеобразных авторов-исполнителей.


Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубеже 1950-1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуа­лов и студенчества.

Термин «авторская песня» был введен Владимиром Семеновичем Высоцким с определенной целью подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра, отделить их как от песен, исполняемых на профессиональной эстраде, так и от городского музыкального фольклора и непритязательных самодельных песенок, сочиняемых для узкого круга людей из своей компании, своего института (в этих последних и лежат истоки бардовской песни).

Смысл авторской песни заключается в утверждении свободного автор­ского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции, неподвластной цензуре. Каждой своей песней ав­тор словно хочет сказать: «Это — мой крик, моя радость и моя боль от со­прикосновения с действительностью». Слова, принадлежащие выдающемуся барду Булату Шаловичу Окуджаве, наиболее точно выражают сущность авторской песни, которая не пишется по заказу, а рождается спонтанно и является свободным выражением потребности высказаться, поделиться наболевшим. Об этом фраза из одной песни того же Окуджавы: «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить...» Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все — от содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя.

Одним из тех, кто стоял у истоков авторской песни конца 50-х, был Юрий Визбор, овладевший сердцами и вниманием сотен слушателей. Маг­нитофонные ленты с его записями передавались из дома в дом, а его пес­ни пели (и до сих пор поют) у костров. Он был изумительно, прирожденно артистичен, многогранно талантлив, полон жизненной энергии. Свою по­зицию он определял так: «Нытье - вещь поверхностная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявить более сложное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, мое кредо».

Радостный свет, тепло окрашивают каждую песню Ю. Визбора, даже

самую грустную. Он был и остается поэтом интеллигенции, в первую очередь того поколения времен «оттепели», которое на всю жизнь сумело сохранить юношескую мечтательность. Вечная молодость, неуспоко­енность поэта, стремление в дорогу близки молодым людям и нашего времени. В чем обаяние песен Визбора?

- В особенной задушевности, умении про­никнуть в самую суть человеческих переживаний, понять, поддержать.

Спокойно, дружище, спокойно!

У нас еще все впереди.

Пусть шпилем ночной колокольни

Беда ковыряет в груди.

Не путай конец и кончину,

Рассветы, как прежде, трубят.

Кручина твоя не причина,

А только ступень для тебя.

1962

- В чувстве товарищества, которое соединяет героев его произведений. Альпинисты, туристы, летчики, моряки, полярники, космонавты... «Вот это для мужчин...» Визбора можно назвать певцом мужской доблести, со­лидарности, дружбы.

Отыщешь ты в горах

Победу над собой, -

это не только об альпинистах, а о преодолении самых разных испытаний, которые готовит жизнь. За простыми, на первый взгляд незамысловатыми строчками скрыт подтекст, понятный каждому, кому «знакомо щемящее чувство дороги».

Ведь дело мужчин пересилить тревогу,

Надежно держать чуть дрожащий штурвал

И молча глядеть на ночную дорогу,

Чтоб компас души верный путь указал.

1976

Визбор - поэт-романтик, понимавший красоту, умевший увидеть её и на экзотическом «плато Расминчор», и в подмосковном крае, где «над Под­липками льют дожди». Этот замечательный человек, что «бродил по Заполярью», «сердце оставил в Фанских горах» и исколесил сотни других дорог, остается преданным Москве, России.

Все горные тропы, по которым пришлось пройти, все люди, с которыми приходилось встречаться в горах, нашли свое место в сердце и творчестве поэта- барда Юрия Визбора. Его «Домбайский вальс» стал голосом альпинистов, туристов, горнолыжников, скалолазов целого поколения:

Лыжи у печки стоят,

Гаснет закат за горой;

Вот и кончается март,

Скоро нам ехать домой.

Здравствуйте, хмурые дни,

Горное солнце, прощай!

Мы навсегда сохраним

В сердце своем этот край!


Тонким лиризмом окрашены песни о любви, о женщине, о счастье.

(Звучит аудиозапись песни «Ты у меня одна...»).

«Милая моя, солнышко лесное», - мог сказать только Визбор. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с ноткой сожаления о несбывшемся, несостоявшемся счастье. По мысли поэта, любовь, вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее.

Песня «Ты у меня одна...» (1964) воплотила мечту о единственной люб­ви, о неповторимости встречи двух людей. Это песня о таинстве челове­ческих отношений, когда для влюбленного «она» становится необходи­мой, как воздух, вода, красота мира.

Юрий Визбор ведет откровенный разговор со слушателем об очень важ­ном, о вопросах, волновавших всех и всегда. Не случайно самые драматич­ные песни написаны в форме диалога («Телефон», «Поминки») или с включением ответных реплик собеседника («Серега Санин»), обращений «мой друг», «дружище», «милая моя».

Слушающий песни Визбора понимает, что их сочинил человек необык­новенной доброты, в котором за внешней мужественностью, сдержаннос­тью скрываются ранимая душа, чистое сердце большого ребенка.

Творческое наследие Ю. Визбора велико - около 400 песен. А ведь он был не только поэтом, но и прозаиком, сценаристом, журналистом, кино­актером, в юности готовился стать летчиком, занимался горными лыжами и альпинизмом, замечательно рисовал. «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (Ада Якушева – о нем).

Юрий Визбор прожил недолгую жизнь (1934-1984), но оставил прек­расные песни, кинофильмы... К сожалению, уже после его смерти были изданы его книги и книги о нем, создан диск «Наполним музыкой сердца», а его песни не перестают петь все новые и новые молодые люди, чьи сердца не могут остаться равнодушными к Музе замечательного человека и поэта.

Один из оригинальнейших русских поэтов XХ века, признанный основоположник авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. 9 мая стало днем окончания самой страшной и бесчеловечной войны, о которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих песнях новое слово.

В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован и затем расстрелян. В карагандийский лагерь была сослана мать, самому Булату едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа».

После окончания университета Окуджава работал учителем литературы, а в 1956 году в Калуге вышел его первый сборник «Лирика». Выступления Окуджавы начинают записывать на магнитофоны, и вскоре его песни узнает вся страна. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности.

Евгений Евтушенко в книге «Строфы века» рассказывает: «Популяр­ность пришла к нему, когда он взял в руки гитару и начал петь под собст­венную несложную, однако очень мелодичную, запоминающуюся музыку свои стихи. Вскоре их пели по всему Советскому Союзу в студенческих и рабочих общежитиях, и официально не выпущенные пластинками песни в исполнении самого Окуджавы расходились, в сотнях тысяч неле­гальных копий на пленках.

(Чтение учащимися наизусть стихотворений Окуджавы: «О Володе Высоцком», «»Совесть, благородство и достоинство», «Осудите сначала себя самого»)

Окуджава — прародитель впоследствии довольно мощного движения бардов в СССР, среди которых затем появились такие прославленные поэ­ты-певцы, как А. Галич и В. Высоцкий. Но все-таки, на мой взгляд, праро­дитель выше всех своих потомков, ибо никто из них не был так тонок в тексте и разнообразен в мелодиях. Песни Окуджавы ценил за их музыкаль­ную феноменальную запоминаемость Шостакович».

(Звучит песня «Мы за ценой не постоим» (из кинофильма «Белорусский вокзал»).

(Чтение наизусть стих. «Полночный троллейбус»)



ПОЛНОЧНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Когда мне невмочь пересилить беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на ходу,

в последний,

в случайный.

Полночный троллейбус, по улице мчи,

верши по бульварам круженье,

чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

крушенье,

крушенье.

Я с ними не раз уходил от беды,

я к ним прикасался плечами...

Как много, представьте себе, доброты

в молчанье,

в молчанье.

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затухает,

и боль, что скворчонком стучала в виске,

стихает,

стихает.

1957

«Полночный троллейбус» уже не мчится, как обычно, в парк, гонимый усталым и злым водителем, но - в мире Окуджавы - плывет как спасательное судно под флагом с красным крестом, «чтоб всех подоб­рать потерпевших в ночи крушенье, крушенье»...

Всеобщая безоглядная доброта – вот пафос Булата Окуджавы.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

В. Высоцкий


Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980) любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в «магнитофонную эпоху». Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышался пов­сюду.

(Звучит аудиозапись «Песни о друге»)

Это один из авторов, который по достоинству оценен был, к сожале­нию, уже после смерти. Необыкновенный и щедрый талант этого человека сделал его «своим» для миллионов людей.

Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только ориги­нальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки лю­дям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают лирические герои его произведений.

Поэтическое наследие Владимира Высоцкого обширно и разнообразно: около 424 песни и 107 стихотворений. Не все им сложенное - стихи и песни веселое. Есть философские раздумья, лирические миниатюры. Немало песен - ассоциаций о войне. И чем дальше отмеряет время возраст его произведений, тем больше нами, современниками, осознается их непреходящая ценность.

Высоцкого интересовала действительная, конфликтная сторона жизни, поэтому он выбирал темы, располагающие к сюжетному претворению. Он стремился «строить свои песни как новеллы, чтобы в них что-нибудь происходило». Особую тематическую группу составляют в его наследии песни о единоборстве со стихией, об испытании личности, о зарождении между людьми подлинной духовной близости.

Известно, что о Высоцком при жизни ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? Он не был ни тем, ни другим, как не был и альпинистом, и шо­фером, и простым рабочим парнем. Но когда он говорил от лица того или иного персонажа, получалось так убедительно, что слушатели - верили.

Как ему это удавалось?

- Высоцкий обладал редким даром сочувствия. Когда го­ворил от чьего-то лица, перевоплощался полностью, не оставляя зазора между собой и своим героем. (Сказывалось актерское мастерство: Вы­соцкий не только бард, но и актер театра и кино.) Он находил в каждом нечто созвучное себе. Он сам был упрям и решителен, как те, о ком пел:

Отставить разговоры!

Вперед и вверх, а там...

Ведь это наши горы,

Они помогут нам...

- Он любил своих друзей и остро переживал потери - сов­сем как герой его песни «Он не вернулся из боя».

- Он любил жизнь и верил в её победу над любой бедой, как и те солда­ты, которые, видя выжженную Землю, бились за её возрождение:

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля - это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.

- Он знал состояние высшего духовного взлета, пережил

минуты счастья в творчестве и в любви, и герои его песен делили с ним эту радость:

Весь мир на ладони - ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем –

Другим, у которых вершины еще впереди.


По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал от того, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихов, не принимали в Союз писателей... А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела «его голосом» и удивлялась — какой еще популярности нужно было?!

Только после смерти поэта выходят диски и аудиокассеты - полное соб­рание сочинений, печатаются его стихи.

Талантливый кинорежиссер Эльдар Рязанов снял многосерийный документальный фильм о Высоцком. Но поздно! Ему при жизни хоть десятую долю этого признания, он не ушел бы так рано.

Стоит отметить, что лирико-романтическое направление в бардовском искусстве было продолжено в творчестве таких выдающихся авторов- исполнителей, как А. Розенбаум, С. Никитин, А. Дольский, а также в песнях бард-рокеров В. Макаревича, Б. Гребенщикова и многих других.

Подводя итог сказанному, можно сделать выводы:

- Авторская песня – одно из зеркал, отражающих историю нашей страны, отечественной культуры и общественной мысли.

- Авторская песня рождена романтической эпохой и несёт в себе отсвет романтической культуры.

- Авторская песня живет в контексте мировой культуры и множеством нитей связана с литературой различных стран и эпох.