Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. Проблема чести и долга в романе А.С. Пушкина"Капитанская дочка"»
Тема: Проблема долга и чести в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тип урока: обобщающий урок.
Цель урока: Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека
Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная;
вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение),
практические (словарная работа, анализ произведения), творческая работа (домашнее задание
Приемы: кластеры, «Ассоциативный ряд», сопоставительная характеристика
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
- уважительное отношение к иному мнению;
Познавательные:
- Умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знако-символические средства;
Коммуникативные:
-Умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
Предметные:
Умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | |
II. Вступительное слово учителя. - Мы с вами прочитали роман до конца. М. Цветаева прочитала это произведение в 7-летнем возрасте, и эта книга стала для нее «вечной»: хотелось перечитывать ее снова и снова. - А какое впечатление на вас произвел роман? - Почему произведение о таких далеких событиях до сих пор читается с интересом и не оставляет? - Известный русский критик В.Г. Белинский вынес высокую оценку и утверждал: « Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Нам предстоит сегодня в этом разобраться. | Ответы учащихся. Роман заставляет о многом задуматься. |
III. Актуализация темы, проблематика произведения. - Вспомните, какой теме посвящено это произведение? -Какие проблемы поднимает Пушкин в романе? - Какая проблема остается актуальной и сейчас? - И это верно. Одна из важнейших проблем романа остается актуальной и сегодня. - Сегодня на уроке поразмышляем над вопросом: что хотел сказать Пушкин, поднимая в романе проблему чести и долга. | Основная тема – народное восстание. - Вопросы столкновения между крестьянством и дворянством. Проблемы справедливости и милосердия, долга и чести, любви и благородства. Основная проблема – долга и чести. |
IV.Вступительное слово о ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВЕ И ДОЛГЕ. - С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи. Первым долгом хороших родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование? - А как вы понимаете слово «честь», «бесчестье»? Работа по группам: 1-ая гр. графически изобразит это понятие с помощью ассоциаций в кластере; 2-ая группа раскроет понятие «бесчестье». В.И. Даль в своем словаре так определил слово «ЧЕСТЬ»: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». - Сохранить честь – важно ли это? Легко ли жить по законам совести? Почему? - Вспомните пословицу, вынесенную Пушкиным в качестве эпиграфа к роману. Кто произносит эту пословицу полностью? Кому она адресована? И в связи с чем? | Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли получится порядочный человек. «Честь» - совесть, порядочность, верность, благородство. «Бесчестие» - подлость, непорядочность, беспринципность, эгоизм, трусость. |
V. Аналитическая беседа. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. - Вы помните, на какой вопрос мы должны найти ответ. Обратимся к героям романа. Кто из многочисленных героев произведения живет по законам чести? Обоснуйте свое мнение. Сформулируйте правила воспитания в семье Гриневых. А как же Швабрин? - Давайте составим сравнительную характеристику Петра Гринева и Алексея Швабрина по критериям: 1. Отношение к семье капитана Миронова. 2. Поведение во время поединка. 3. Поведение во время захвата крепости. 4. Отношение к Маше. 5. Поведение с Пугачевым. 1-ая гр. заполняет сведения о Гриневе, 2-ая группа – о Швабрине. Писать кратко. -Давайте проверим, что же у вас получилось. - Как же так получилось, что Швабрин ь- умный , образованный человек, интересный собеседник, офицер – самый недостойный из всех героев романа? - Почему Швабрина не украшает даже любовь к Маше? -Пушкин показывает, что самое главное в человеке не внешний блеск и образование, а благородство, преданность своим убеждениям, чувство собственного достоинства. Однако самый важный и психологически сложный поединок чести Гринева еще впереди. О чем идет речь? | Петруша Гринев и его отец, капитан Миронов, Маша Миронова, Василиса Егоровна, Савельич. |
V. Подведение итога урока. -Вернемся к вопросу, на который мы искали ответ. -Что хотел сказать Пушкин, поднимая проблему чести? - Как к чести относился сам Пушкин? | «Капитанская дочка» была написана 19 окт. 1836 года, а в феврале 1837 г. т.е почти через 4 месяца погиб, получив смертельную рану на дуэли. «Мне нужно, чтобы мое имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России». А за год до смерти он напишет графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». |
Д.з.: Как раскрывается проблема чести в отношениях между Гриневым и Пугачевым? | |