СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе. Проблема чести и долга в романе А.С. Пушкина"Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. Проблема чести и долга в романе А.С. Пушкина"Капитанская дочка"»

Тема: Проблема долга и чести в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока: обобщающий урок.

Цель урока: Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека

Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная;

вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение),

практические (словарная работа, анализ произведения), творческая работа (домашнее задание



Приемы: кластеры, «Ассоциативный ряд», сопоставительная характеристика

Планируемые результаты:

Личностные:

- умение понимать чувства других людей и сопереживать им;

- уважительное отношение к иному мнению;

Познавательные:

- Умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать знако-символические средства;

Коммуникативные:

-Умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Предметные:

Умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.


II. Вступительное слово учителя.

- Мы с вами прочитали роман до конца. М. Цветаева прочитала это произведение в 7-летнем возрасте, и эта книга стала для нее «вечной»: хотелось перечитывать ее снова и снова.

- А какое впечатление на вас произвел роман?

- Почему произведение о таких далеких событиях до сих пор читается с интересом и не оставляет?

- Известный русский критик В.Г. Белинский вынес высокую оценку и утверждал: « Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Нам предстоит сегодня в этом разобраться.



Ответы учащихся.



Роман заставляет о многом задуматься.

III. Актуализация темы, проблематика произведения.

- Вспомните, какой теме посвящено это произведение?


-Какие проблемы поднимает Пушкин в романе?






- Какая проблема остается актуальной и сейчас?


- И это верно. Одна из важнейших проблем романа остается актуальной и сегодня.


- Сегодня на уроке поразмышляем над вопросом: что хотел сказать Пушкин, поднимая в романе проблему чести и долга.



Основная тема – народное восстание.



- Вопросы столкновения между крестьянством и дворянством. Проблемы справедливости и милосердия, долга и чести, любви и благородства.


Основная проблема – долга и чести.

IV.Вступительное слово о ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВЕ И ДОЛГЕ.

- С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи. Первым долгом хороших родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование?


- А как вы понимаете слово «честь», «бесчестье»?

Работа по группам: 1-ая гр. графически изобразит это понятие с помощью ассоциаций в кластере; 2-ая группа раскроет понятие «бесчестье».


В.И. Даль в своем словаре так определил слово «ЧЕСТЬ»:

«Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».


- Сохранить честь – важно ли это? Легко ли жить по законам совести? Почему?


- Вспомните пословицу, вынесенную Пушкиным в качестве эпиграфа к роману. Кто произносит эту пословицу полностью? Кому она адресована? И в связи с чем?


Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли получится порядочный человек.








«Честь» - совесть, порядочность, верность, благородство.

«Бесчестие» - подлость, непорядочность, беспринципность, эгоизм, трусость.

V. Аналитическая беседа. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.

- Вы помните, на какой вопрос мы должны найти ответ. Обратимся к героям романа. Кто из многочисленных героев произведения живет по законам чести? Обоснуйте свое мнение.


Сформулируйте правила воспитания в семье Гриневых. А как же Швабрин?


- Давайте составим сравнительную характеристику Петра Гринева и Алексея Швабрина по критериям:

1. Отношение к семье капитана Миронова.

2. Поведение во время поединка.

3. Поведение во время захвата крепости.

4. Отношение к Маше.

5. Поведение с Пугачевым.


1-ая гр. заполняет сведения о Гриневе, 2-ая группа – о Швабрине. Писать кратко.


-Давайте проверим, что же у вас получилось.

- Как же так получилось, что Швабрин ь- умный , образованный человек, интересный собеседник, офицер – самый недостойный из всех героев романа?

- Почему Швабрина не украшает даже любовь к Маше?

-Пушкин показывает, что самое главное в человеке не внешний блеск и образование, а благородство, преданность своим убеждениям, чувство собственного достоинства.


Однако самый важный и психологически сложный поединок чести Гринева еще впереди. О чем идет речь?



Петруша Гринев и его отец, капитан Миронов, Маша Миронова, Василиса Егоровна, Савельич.

V. Подведение итога урока.

-Вернемся к вопросу, на который мы искали ответ.

-Что хотел сказать Пушкин, поднимая проблему чести?

- Как к чести относился сам Пушкин?





«Капитанская дочка» была написана 19 окт. 1836 года, а в феврале 1837 г. т.е почти через 4 месяца погиб, получив смертельную рану на дуэли. «Мне нужно, чтобы мое имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России».


А за год до смерти он напишет графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям».

Д.з.: Как раскрывается проблема чести в отношениях между Гриневым и Пугачевым?