Урок-литературная мастерская
в 6 классе.
Учитель: Пономарева Т.А.
Тема: Художественный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело»
Цели: Познакомить с личностью и особенностями творчества поэта Ф.И.Тютчева; развивать умения производить художественный анализ поэтического текста; развивать критическое мышление, способность к обобщению и анализу художественного произведения путем составления синквейна; создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся; воспитывать думающего читателя; осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников.
Дидактические средства:
Компьютер
Аудиохрестоматия
Иллюстрации к стихотворению
Портрет поэта
Тип урока: литературная мастерская
Эпиграф:
…В ней есть душа в ней есть свобода.
Ф.И.Тютчев
Чувство природы в нём
Необыкновенно полно, живо и верно.
И.С.Тургенев
Ход урока
1.Оргмомент
2. Сообщение темы и целей урока. Мотивация
Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит провести интересную исследовательскую работу. Мы познакомимся с удивительным стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело», постараемся ощутить ту необыкновенную атмосферу, которую создает автор в произведении, попытаемся проникнуть в тайны его поэтического мастерства.
А для того, чтобы лучше понять и авторский замысел, и суметь найти что-то ценное для себя, я предлагаю на сегодняшнем уроке открыть литературную мастерскую. (Запись числа и темы)
3. Актуализация опорных знаний. В мастерской, как известно, принято работать, используя инструменты. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете, каким секретным оружием владеют художники слова.
Игра: «Найди лишнее»
На доске в столбики записаны слова, обозначающие названия тропов и приемов. Некоторые из них перепутаны. Школьники должны установить соответствие, объяснить свой выбор.
Тропы Приёмы Размер
эпитет эпифора метафора литота
ямб
олицетворение анафора дактиль
сравнение инверсия синквейн
аллитерация хорей
амфибрахий
анапест
Работа над темой.
Создание эмоциональной атмосферы, настрой на восприятие текста.
Учитель: Ребята, поэзия – это, конечно же, не технический процесс, а творческий. Поэты – думающие, глубоко переживающие, чувствующие этот мир люди. Поэтому поэзию как вид искусства можно сравнить с музыкой, живописью.
Рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации, что на них изображено? Природа в момент грозы, солнечного сияния. И прослушайте звуки природы. (Включить фонограмму звуков грозы). Что вы чувствуете? Опишите свои ощущения.
(Учащиеся описывают свои эмоции). Соответствуют ли звуки грозы этим иллюстрациям, а каким не соответствуют?
А сейчас, ребята, мы прослушаем актерское, профессиональное, чтение стихотворения. Но прежде, чем я открою фонохрестоматию, вы откройте учебники на стр. 195. Будем слушать и одновременно знакомиться с текстом произведения по учебнику. (Звучит аудиозапись)
Беседа по вопросам
1. Понравилось ли вам стихотворение?
2. Что вы увидели и услышали, когда прослушивали запись? Какие художественные средства помогли нам услышать звуки грозы? А какие приемы – увидеть яркие краски природы перед грозой?
3. Мы с вами знакомились с пейзажной лирикой многих талантливых авторов, но поэтический почерк, авторский стиль Тютчева невозможно ни с кем перепутать. Чем необычно это стихотворение?
(Дети должны прийти к мысли: Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы ).
Закрепление.
Осмысление текста (дифференцированные задания)
Учитель: А знаете ли вы, ребята, в чем главное отличие стихов от прозы? (Дети называют разные версии)
Пожалуй, главное отличие поэтического текста от прозаического – это отсутствие сюжета. Лирика – это язык чувств, переживаний, эмоций, красок, звуков. Но у Тютчева из-за его авторской особенности изображать природу в промежуточных состояниях можно увидеть развитие, а если есть развитие, то можно наблюдать сюжет. А если есть сюжет, то можно его пересказать. а)Именно это задание я хочу сейчас предложить нашей писательской группе.
(2-я группа самостоятельно работает над художественным пересказом текста стихотворения).
б)Нашей экспертной группе я хочу предложить выполнить полный художественный анализ стихотворения, включая анализ особенностей композиции (1-я группа работает самостоятельно).
в) А с исследовательской группой мы займемся работой над выразительным чтением. Возьмите в руки простой карандаш, распишем партитуру текста.
(3-я группа – фронтальная работа. Расстановка пауз, отметки повышения, понижения интонации, изменение скорости чтения). Выразительное чтение стихотворения. Получение задания для выполнения самостоятельной работы: выписать из текста все известные тропы).
г) Проверка работы творческой группы. (Резервное задание – выписать из текста слова-цвета)
д) Проверка работы экспертной группы. Фронтально – составление синквейна.
- Что такое синквейн?
- Как работать над синквейном?
1 строка – существительное,
2 строка – два прилагательных,
3 строка – три глагола
4 строка – Фраза из 4 слов,
5 строка – синоним существительного
- Какие основные образы созданы поэтом? (Солнце, земля, гроза)
Давайте составим синквейн к образу Грозы
ГРОЗА Солнце (самостоятельно)
Лютая, грозная Тёплое, ласковое
Грохочет, бушует, пугает Светит, греет, ласкает
Весеннее явление природы. Светящееся небесное тело.
Ненастье. Свет
(При наличии времени можно поработать над синквейном к образу Земли).
Проверка работ 2-й и 3-й групп.
6. Завершающий этап
Учитель: Ребята, мы выяснили с вами, что особенность пейзажной лирики Тютчева – это изображение природы в промежуточных состояниях. Но ведь лирика – это переживания живого человека, это чувства и настроения. Скажите, в настроении, созданном автором произведения, была перемена эмоций и чувств или нет? Тогда опишите их. (Иллюстрация со схемой перемены чувств)
А сейчас я предлагаю вам прослушать музыку дождя, проследить за переменой настроения, во время прослушивания записать слова-состояния, а потом – сделать вывод о том, соответствует ли эта мелодия развитию событий стихотворения «Неохотно и несмело».
1 учащийся, владеющий навыками рисования – во время звучания музыки у доски рисует картину по воображению, иллюстрирующую образы музыки и стихотворения. (4 минуты) На плакате проявляются слова «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА» (заранее написать эти слова на бумаге бесцветной свечой, во время рисования они останутся неокрашенными и проявятся).
Описываем состояния, которые пережили во время прослушивания мелодии: неуверенность, грусть, страх, успокоение, радость, веселье, восторг.
- А какой же образ оказался главным в стихотворении?
(Образ грозы) Почему? Жизнь познается в противоречиях: какой бы страшной ни была гроза, после нее всегда выходит солнышко, происходит обновление. Этот вывод подтверждает еще одну исключительную особенность творчества Тютчева, он – поэт-философ. Но об этом на следующем уроке. Запишите домашнее задание:
1 гр. – Кластер «Система образов» (к стихотворению «Неохотно и несмело»)
2 гр. – По выбору: Синквейн к образу Земли, письменный ответ на проблемный вопрос: какую связь человека и природы можно проследить в стихотворении «Неохотно и несмело».
3 гр. – Подготовить выразительное чтение