СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературное чтение И.А.Крылов басня «Ворона и Лисица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: формировать умение анализировать басню, выделять ее мораль, характеризовать героев и их поступки. Для этого используются  активные приемы: приемы критического мышления, приемы смыслового чтения, прием шестигранного обучения, театрализация.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературное чтение И.А.Крылов басня «Ворона и Лисица»»

Урок: литературное чтение (УМК «Школа России», авторы учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.)

Класс: 3

Тема урока: И.А.Крылов басня «Ворона и Лисица»

Тип урока: чтение и анализ произведения

Цели:

- познакомить учащихся с содержанием басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»;

- формировать умения анализировать басню, находить мораль басни;

Задачи:

- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; совершенствовать навык выразительного чтения.

- активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

Планируемые результаты:

Личностные:

- положительное отношение к учебной деятельности;

- основные моральные нормы поведения;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

Познавательные:

- понимать содержание прочитанного и высказывать свое отношение к прочитанному;

- осуществлять поиск полученной информации для выполнения учебных заданий;

- определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные:

- извлекать необходимую информацию из текстов;

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала

Коммуникативные:

- научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Оргмомент.

Мотивация


На сегодняшнем уроке будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,

Выразительно читать.


- Ребята, прочитайте слова: МАРТЫШКА, СТАРОСТЬ, ОЧКИ, ТЕМЯ, ХВОСТ, ШЕСТЬ, НЕВЕЖА. «Сфотографируйте» слова (через некоторое время слова закрываются). Какие слова запомнили? (открываются слова)

-Что напоминают слова? Докажите, что эти слова из басни «Мартышка и очки».








Читают слова, запоминают, «фотографируют»



Басню «Мартышка и Очки»

Доказывают (читают отрывки из басни с этими словами)

2.Актуализация знаний. Проверка д/з

- Прочитайте басню по ролям.


- Что можете рассказать о жанре басня?

- Давайте проверим правильность ваших ответов. (на шестиугольниках написаны слова: БАСНЯ- краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, МОРАЛЬ, АЛЛИГОРИЯ –ИНОСКАЗАНИЕ)


- Кто является самым известным баснописцем в русской литературе? (на доске в шестиугольниках портреты Пушкина, Толстого, Крылова, Лермонтова)

– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Мартышка и очки»?


Выразительное чтение басни.


Рассказывают о жанре басен





Крылов


Невежество, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности.

Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы продолжим брать уроки нравственности у великого баснописца.

- С какой басней Крылова будем знакомиться? Стр.110, 111.


- Посоветуйтесь в парах 1минуту, предположите, о чем басня.


- Определите учебную задачу урока.




- Кто главные герои этой басни?

- Попробуйте предположить, о чём басня?


- Почему вы так думаете?



- Проверим наши догадки.

- Предлагаю послушать поучительную историю - басню И.А.Крылова под названием «Ворона и Лисица».

басня «Ворона и Лисица»



Мозговой штурм в парах, обсуждение.


Научиться выразительно читать басню «Ворона и Лисица», извлечь для себя поучительный урок


Ворона и Лисица.

Эта басня о том, как Лиса обманула Ворону.


В русских сказках лиса – хитрая обманщица, всегда добивается своего. Вороны в сказках всегда самодовольны и хвастливы. Известна Ворона и своей глупостью.

Прослушивание аудиозаписи басни

Первичное восприятие текста.

. О чём басня?

- Совпадает с нашим предположением?

- Понравилась вам басня?


Басня о том, как Лисица обманула Ворону.

Да.


физминутка

-Вы сказали, что лиса хитрая, а ворона глупая и хвастливая. Если я говорю: ЛИСА, вы показываете какая она, если ВОРОНА- машете руками. Вертите головой. (на внимание)

Повторяют движения

Вторичное восприятие текста. Словарная работа


- Почему в заголовке басни Ворона, Лисица написаны с заглавной буквы?


- И.А.Крылов в своих баснях показывал недостатки людей через образы животных.

- Как называется такой литературный приём в баснях?


- Прочитайте текст самостоятельно, отмечая слова, смысл которых вам не совсем понятен. Определить значения непонятных слов нам поможет карточка с толкованием слов, которые я для вас нашла в словаре Ожегова.

Лесть - угодливое восхваление, лицемерие.

Льстить – лицемерное уродливое восхваление

Гнусна (гнусная, гнусный) - отвратительный, омерзительный.

Не впрок - не на пользу.

Взгромоздясь (взгромоздиться) - взобраться и устроиться с трудом на что-либо, оказаться где-то высоко.

Пленил (пленить) (устар.) - привлекая к себе, целиком овладеть чьими-либо мыслями, чувствами.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Вещуньина (голова) – вещунья – предсказательница, предвестница.

Зоб (у птиц) - расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать

Была такова – поспешно исчезла, скрылась (обычно после какого-то плохого проступка).

- Проверяем.


Ворона и Лисица – это имена героев басни. Они будут вести себя как люди.


Иносказание или аллегория.



Отмечают непонятные слова в электронном учебнике.

Работают по карточкам













Анализ литературного текста


- С чего начинается басня про Ворону и Лисицу?

- Объясните выражение «Бог послал».

- Где Ворона решила съесть свой сыр?



- Определите время действия. Как определили?



- Как вы думаете, зачем Ворона взгромоздилась на ель?



- Ворона сразу съела сыр?

- Как понимаете значение слова «позадумалась»?

- Как развивалось действие дальше?

- Как вы понимаете выражение «на ту беду»?



- Почему автор говорит «…Лиса близёхонько бежала…»?

- Верно. И.А.Крылов заранее характеризует вкрадчивость Лисы, ещё до того, как она что-то сказала или сделала.

- Что остановило Лисицу? Прочитать по тексту.

- Почему И.А.Крылов употребляет выражение «сырный дух», а не «сырный запах»?



- Объясните выражения «сыр пленил».



- Что задумала Лисица, увидев Ворону, которая держала в клюве сыр?

- Верно. Лиса задаётся целью, во что бы то ни стало, заполучить кусочек аппетитного сыра, а для этого нужно было применить любую уловку, которая позволит осуществить зародившуюся мечту.

- Какую хитрость выдумывает Лисица, чтобы выманить сыр у Вороны?



- Где самый напряженный момент в развитии действия? Найдите и прочитайте по тексту.

- Объясните, что произошло?

- Какова развязка действия басни? Прочитать по тексту.

- Что произошло?

- Верно. Развязка басни стремительная, заключается в последней строке .

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона?

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?



- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу.

- Опишите внешний вид вороны. Какая она?



-Вы дали характеристику героям басни. Обобщим. Выберите слова, характеризующие героев басни. Хитрая добрая неуклюжая растяпа умная глупая красивая коварная плутовка льстивая честная. (на доске в шестиугольниках даны слова)

- Докажите словами из басни.

Прочитать по тексту.

Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном. Ворона случайно нашла сыр.

Прочитать по тексту.



Утро.

Нужно было взобраться повыше, чтобы никто не помешал птичьей трапезе.


Нет. Ворона собиралась позавтракать.


Задумалась надолго.

Прочитать по тексту.


Лиса – хитрый враг. А в русских сказках лиса – коварная обманщица. Жди беды)


Лиса пробегала близко от Вороны. Двигалась тихо и осторожно.



Прочитать по тексту.

«Сырный дух» - это яркий эпитет. И.А.Крылов показал нам, что для Лисицы это не просто кусочек сыра, а какое-то волшебное сырное чудо.

«Сыр пленил» - это олицетворение. «Сырный дух» целиком овладел мыслями, чувствами Лисицы.

Лисица задумала отобрать у Вороны сыр.




Лисица придумала расхваливать красоту Вороны и её голос. Если Ворона поверит и раскроет клюв, чтобы спеть, то выронит сыр.


Ворона от похвал Лисицы совсем утратила способность здраво рассуждать, чуть не задохнулась от радости. Каркнула.


Сыр падает. Лисица с сыром убегает.



В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека

Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы


Плутовка к дереву на цыпочках подходит…

Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый.


Из данных слов выбирают нужные и доказывают.

физминутка

- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.

А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный.



Нравственная проблема

-В чем же мораль басни?

-Бывает ли так у людей? Приведите примеры.

-Прочитайте первые 3 строчки басни.

-Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»?


-Что значит «лесть гнусна»?

-Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»?

- Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?


-Чему учит басня?

-Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили  с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом , выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом.


Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.

Да.



Много раз повторяли одно и то же.


Некрасиво, когда кто-то льстит.


Бесполезно


Есть люди, которые пускают в свое сердце льстивых людей, позволяют им говорить льстивые слова.

Быть правдивым, чтобы мы были искренними.


Ответы детей

Творческая работа

Подготовка к чтению басни по ролям инсценировка

- Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении.

– Представьте себя в кукольном театре. Мы пришли на спектакль «Ворона и Лисица». Кто попробует себя в роли актеров? Старайтесь читать выразительно, соблюдая паузы и логические ударения. Слова автора надо читать не спеша.


Дети выразительно читают басню по ролям 

Рефлексия Приём «Перевёрнутые логические цепочки» и итог урока

- С какой басней познакомились?

- На все вопросы нам удалось ответить?

- Чему нас научили И.А.Крылов и его басня?

- А как вы были внимательны на уроке, что запомнили, помогут цепочки слов. Расположите цепочки слов в нужной последовательности, чтобы установить последовательность событий.

а) ворона нашла кусочек сыру;

б) лиса близёхонько бежала;

в) ворона каркнула;

г) лисица говорит сладкие слова вороне;

д) плутовка подходит на цыпочках;

ж) лисица схватила сыр и убежала;

к) сыр выпал.

- Помните, ребята, чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести.

Крылов «Ворона и лисица»


Да


Быть правдивым, чтобы мы были искренними.

Располагают

Домашнее задание

задание по выбору учащихся:

- чтение басни по ролям;

- выучить басню наизусть;

- создание иллюстрации к басне








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!