1.Оргмомент. Мотивация | На сегодняшнем уроке будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать, Выразительно читать. - Ребята, прочитайте слова: МАРТЫШКА, СТАРОСТЬ, ОЧКИ, ТЕМЯ, ХВОСТ, ШЕСТЬ, НЕВЕЖА. «Сфотографируйте» слова (через некоторое время слова закрываются). Какие слова запомнили? (открываются слова) -Что напоминают слова? Докажите, что эти слова из басни «Мартышка и очки». | Читают слова, запоминают, «фотографируют» Басню «Мартышка и Очки» Доказывают (читают отрывки из басни с этими словами) |
2.Актуализация знаний. Проверка д/з | - Прочитайте басню по ролям. - Что можете рассказать о жанре басня? - Давайте проверим правильность ваших ответов. (на шестиугольниках написаны слова: БАСНЯ- краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, МОРАЛЬ, АЛЛИГОРИЯ –ИНОСКАЗАНИЕ) - Кто является самым известным баснописцем в русской литературе? (на доске в шестиугольниках портреты Пушкина, Толстого, Крылова, Лермонтова) – А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Мартышка и очки»? | Выразительное чтение басни. Рассказывают о жанре басен Крылов Невежество, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. |
Самоопределение к деятельности | - Сегодня мы продолжим брать уроки нравственности у великого баснописца. - С какой басней Крылова будем знакомиться? Стр.110, 111. - Посоветуйтесь в парах 1минуту, предположите, о чем басня. - Определите учебную задачу урока. - Кто главные герои этой басни? - Попробуйте предположить, о чём басня? - Почему вы так думаете? - Проверим наши догадки. - Предлагаю послушать поучительную историю - басню И.А.Крылова под названием «Ворона и Лисица». | басня «Ворона и Лисица» Мозговой штурм в парах, обсуждение. Научиться выразительно читать басню «Ворона и Лисица», извлечь для себя поучительный урок Ворона и Лисица. Эта басня о том, как Лиса обманула Ворону. В русских сказках лиса – хитрая обманщица, всегда добивается своего. Вороны в сказках всегда самодовольны и хвастливы. Известна Ворона и своей глупостью. Прослушивание аудиозаписи басни |
Вторичное восприятие текста. Словарная работа | - Почему в заголовке басни Ворона, Лисица написаны с заглавной буквы? - И.А.Крылов в своих баснях показывал недостатки людей через образы животных. - Как называется такой литературный приём в баснях? - Прочитайте текст самостоятельно, отмечая слова, смысл которых вам не совсем понятен. Определить значения непонятных слов нам поможет карточка с толкованием слов, которые я для вас нашла в словаре Ожегова. Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. Льстить – лицемерное уродливое восхваление Гнусна (гнусная, гнусный) - отвратительный, омерзительный. Не впрок - не на пользу. Взгромоздясь (взгромоздиться) - взобраться и устроиться с трудом на что-либо, оказаться где-то высоко. Пленил (пленить) (устар.) - привлекая к себе, целиком овладеть чьими-либо мыслями, чувствами. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Вещуньина (голова) – вещунья – предсказательница, предвестница. Зоб (у птиц) - расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать Была такова – поспешно исчезла, скрылась (обычно после какого-то плохого проступка). - Проверяем. | Ворона и Лисица – это имена героев басни. Они будут вести себя как люди. Иносказание или аллегория. Отмечают непонятные слова в электронном учебнике. Работают по карточкам |
Анализ литературного текста | - С чего начинается басня про Ворону и Лисицу? - Объясните выражение «Бог послал». - Где Ворона решила съесть свой сыр? - Определите время действия. Как определили? - Как вы думаете, зачем Ворона взгромоздилась на ель? - Ворона сразу съела сыр? - Как понимаете значение слова «позадумалась»? - Как развивалось действие дальше? - Как вы понимаете выражение «на ту беду»? - Почему автор говорит «…Лиса близёхонько бежала…»? - Верно. И.А.Крылов заранее характеризует вкрадчивость Лисы, ещё до того, как она что-то сказала или сделала. - Что остановило Лисицу? Прочитать по тексту. - Почему И.А.Крылов употребляет выражение «сырный дух», а не «сырный запах»? - Объясните выражения «сыр пленил». - Что задумала Лисица, увидев Ворону, которая держала в клюве сыр? - Верно. Лиса задаётся целью, во что бы то ни стало, заполучить кусочек аппетитного сыра, а для этого нужно было применить любую уловку, которая позволит осуществить зародившуюся мечту. - Какую хитрость выдумывает Лисица, чтобы выманить сыр у Вороны? - Где самый напряженный момент в развитии действия? Найдите и прочитайте по тексту. - Объясните, что произошло? - Какова развязка действия басни? Прочитать по тексту. - Что произошло? - Верно. Развязка басни стремительная, заключается в последней строке . - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? – Почему Лисице удалось обмануть Ворону? - Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу. - Опишите внешний вид вороны. Какая она? -Вы дали характеристику героям басни. Обобщим. Выберите слова, характеризующие героев басни. Хитрая добрая неуклюжая растяпа умная глупая красивая коварная плутовка льстивая честная. (на доске в шестиугольниках даны слова) - Докажите словами из басни. | Прочитать по тексту. Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном. Ворона случайно нашла сыр. Прочитать по тексту. Утро. Нужно было взобраться повыше, чтобы никто не помешал птичьей трапезе. Нет. Ворона собиралась позавтракать. Задумалась надолго. Прочитать по тексту. Лиса – хитрый враг. А в русских сказках лиса – коварная обманщица. Жди беды) Лиса пробегала близко от Вороны. Двигалась тихо и осторожно. Прочитать по тексту. «Сырный дух» - это яркий эпитет. И.А.Крылов показал нам, что для Лисицы это не просто кусочек сыра, а какое-то волшебное сырное чудо. «Сыр пленил» - это олицетворение. «Сырный дух» целиком овладел мыслями, чувствами Лисицы. Лисица задумала отобрать у Вороны сыр. Лисица придумала расхваливать красоту Вороны и её голос. Если Ворона поверит и раскроет клюв, чтобы спеть, то выронит сыр. Ворона от похвал Лисицы совсем утратила способность здраво рассуждать, чуть не задохнулась от радости. Каркнула. Сыр падает. Лисица с сыром убегает. В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы Плутовка к дереву на цыпочках подходит… Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый. Из данных слов выбирают нужные и доказывают. |
физминутка | - Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками. А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши. - Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный. | |
Нравственная проблема | -В чем же мораль басни? -Бывает ли так у людей? Приведите примеры. -Прочитайте первые 3 строчки басни. -Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? -Что значит «лесть гнусна»? -Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? - Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? -Чему учит басня? -Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом , выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом. | Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью. Да. Много раз повторяли одно и то же. Некрасиво, когда кто-то льстит. Бесполезно Есть люди, которые пускают в свое сердце льстивых людей, позволяют им говорить льстивые слова. Быть правдивым, чтобы мы были искренними. Ответы детей |
Рефлексия Приём «Перевёрнутые логические цепочки» и итог урока | - С какой басней познакомились? - На все вопросы нам удалось ответить? - Чему нас научили И.А.Крылов и его басня? - А как вы были внимательны на уроке, что запомнили, помогут цепочки слов. Расположите цепочки слов в нужной последовательности, чтобы установить последовательность событий. а) ворона нашла кусочек сыру; б) лиса близёхонько бежала; в) ворона каркнула; г) лисица говорит сладкие слова вороне; д) плутовка подходит на цыпочках; ж) лисица схватила сыр и убежала; к) сыр выпал. - Помните, ребята, чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести. | Крылов «Ворона и лисица» Да Быть правдивым, чтобы мы были искренними. Располагают |