Литературное чтение
2 класс
УМК „Школа России”
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мёл крокодил.
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла.
Что-то, наверное, было не так,
Что же напутал поэт наш, чудак?
Постановка целей урока
Маленькие шлюпки
По реке – взад и вперёд.
Впереди лодочек
Большой корабль плывёт.
Корабль голос подаёт,
Шлюпки за собой зовёт.
Михаил Михайлович Пришвин
Дата рождения: 23 января (4 февраля) 1873 г.
Место рождения: с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния
Дата смерти: 16 января 1954 г.
Место смерти: Москва, СССР
Род деятельности: Прозаик, публицист
Происходит из купеческого сословия. Родился в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, в свое время купленном его дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было семеро детей.
Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Хрущево и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Однажды он проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный заводи заложить имение. Он не пережил потрясения умер. В 1882 году М. М. Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал - за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был быть очередной раз оставлен на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым был из гимназии отчислен.
Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906. На материале своих поездок по Олонецкой губернии (Карелия), Пришвин составил книгу «В краю непуганных птиц» (1907). Это путевые очерки, наблюдения над природой и бытом, за которые автор был удостоен звания действительного члена Императорского географического общества и серебряной медали этого Общества. В 1912-1914 выходит первое собрание сочинений Пришвина в 3 томах.
Работа по теме урока (с.132-134)
Прочитайте заглавие рассказа.
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
Работа по теме урока (с.132-134)
Словарная работа
ВЕРСТА -
Старая русская мера длины, чуть больше километра.
Поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков.
ПАРОВОЕ
ПОЛЕ -
Словарная работа
ХОЛМ -
Небольшой бугорок
ЧИРОК - СВИСТУНОК -
уточка
Словарная работа
КУЗНЕЦА -
Место, где работает кузнец
ВОДА СПАЛА -
СТАЛО МЕНЬШЕ ВОДЫ
Закрепление изученного материала (с.132-134)
Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? – Докажите строчками из произведения. – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? – Что значит для утят свобода? – Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? – Докажите строчками из произведения. – Сколько надо было идти до озера? – Сколько это километров? – Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки?
Закрепление изученного материала (с.132-134)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. – Почему уточка-мать шла позади утят? – Какие враги были у уток? – Докажите строчками из произведения. – Кто страшнее? – Почему? – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? – Докажите строчками из произведения. – Зачем ребята это делали? – Как вела себя уточка, когда ловили её утят? – Докажите строчками из произведения. – Могла ли утка кричать? – Докажите строчками из произведения.
Закрепление изученного материала (с.132-134)
– А какое чувство пережили утята? – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? – А какое слово вы кричите, когда боитесь ? – А ваша мама переживает за вас? – Как она ведет себя при этом? – Как в рассказе чаще всего называют уточку? – А какая она мама? – Вам её жалко?
Закрепление изученного материала (с.132-134)
Утята пойманы, что собираются делать ребята? – Докажите строчками из произведения. – Кто помешал мальчишкам? – Смогли ли они объяснить свой поступок? – Какое приказание дал им взрослый? – Докажите строчками из произведения. – Назовите слова, которые показывают строгость автора. – Что делали бы вы, оказавшись рядом? – Что можно сказать о ребятах? – Как их назвал рассказчик? – Как можно назвать их по-другому? – Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
Работа с пословицами (с.134)
четверг,
30 ноября
лит. чтение
у.с.132-134, перечитать рассказ, пересказать
Закрепление изученного материала (с.132-134)
-Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? – Докажите строчками из произведения. – Как шла уточка-мать в начале рассказа? – А почему сейчас она побежала впереди? – Как Пришвин попрощался с утятами? – Что он сделал при этом? – Докажите строчками из произведения. – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? – Перед кем этот знак уважения? – Почему? – Как мальчишки на это прореагировали? – Почему? – Что пожелали люди уточке? – Нужно ли было пожелание людей уточке? – Почему? – Докажите строчками из произведения.
Закрепление изученного материала (с.132-134)
Работа над иллюстрацией
– Посмотрите на иллюстрацию. – Кто изображен на переднем плане? – Что они делают? – Кто изображен на заднем плане? – Что они делают? – Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. – Для чего М.Пришвин написал свой рассказ? – Что его волновало? – Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? – А кто нет? – Почему?
Закрепление изученного материала (с.132-134)
Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.
План
1. Ребята ловили утят.
2. Приказ взрослого.
3. Утка повела утят к озеру.
4. Семья продолжает путешествие.
Продолжите пословицу. К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
Умел ошибиться – умей и …
Умел ошибиться – умей и поправиться.
Сей добро, посылай …, оделяй …
Сей добро, посылай добро, оделяй добром .
Адрес: Москва, Новодевичий проезд, 1
Скульптурная группа «Маме-утке и утятам» была установлена в Москве в далеком 1991 году. «Утят» Советский Союз получил в дар от своих американских союзников: это был подарок Раисе Горбачевой от Барбары Буш. Московская скульптурная группа является точной копией своего вашингтонского аналога. Именно там, в столице США Раисе и приглянулись «утята». Автором скульптурной группы выступила скульптор и реставратор Нэнси Шен.
понедельник,
04 декабря
лит. чтение
тпо с.44, пересказ по составленному плану.