МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. Майского»
Открытый урок
литературного чтения
во 2 «Б» классе
на тему:
М. Пляцковский «Настоящий друг»
Проведён в рамках декады начальных классов
Сигида Светлана Степановна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2018г.
Технологическая карта урока литературного чтения по теме:
М. Пляцковский «Настоящий друг». УМК «Перспектива»
Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. (Ч. 1 с.116)
28.11.2018 г.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация по теме, карточки с заданиями, ролики с песнями «Настоящий друг» , «Дружба».
Цель: познакомить с произведением о дружбе.
Задачи:
образовательные:
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
создать условия для выразительного чтения;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения;
развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, карточки, компьютер, проектор, аудиозапись песен о дружбе.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- формировать нравственные убеждения, оценивание личностных качеств человека, осознание своей нравственной позиции.
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
- развивать творческое мышление.
Коммуникативные:
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения;
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения
Структура и ход урока:
Этап урока | Название используемых ЭОР | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учеб ной деятельности | Слайд№ 1 | - Я думаю, что настроение у вас хорошее, и мы поработаем плодотворно. « Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю» - гласит китайская пословица. - Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. - Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. Проверка Д/З с. 114-115 | Настраиваются эмоционально | Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Регулятивные (обеспечение учащимся их учебной деятельности) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Слайд№2 Слайд№3 Слайд№4 Слайд№5 Слайд№6 Слайд№7 Творчество М.Пляцковского Слайд№ 8 | На слайде пословица: Человек без друзей, что дерево без корней (русская пословица). - Прочитайте пословицу. - Как вы её понимаете? - Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? - Важна ли для нас эта тема? Почему? - Как вы понимаете, что такое дружба? «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» - словарь С.И.Ожегов. - Как вы думаете, без кого не может быть дружбы? - А кто такой друг? «Друг - человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией». «Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой» - словарь С.И.Ожегов. - Как называется наша республика? Столица КБР? Мы живём в замечательной многонациональной республике. У нас очень многонациональный и гостеприимный народ. Все живут в дружбе и согласии. -Какие пословицы о дружбе вы ещё знаете? Мы называем друзьями тех, с кем работаем, учимся, отдыхаем. Наш класс – это семейка одноклассников. Мы только учимся дружить. Для своих одноклассников вы должны стать настоящими друзьями. Вы должны заступаться за своего одноклассника, выручить из беды. Быть другом – значит, помогать друг другу, не обижать. - О дружбе и друзьях написано много произведений, рассказов, сложено много стихов. - И вот сегодня с одним из них мы познакомимся на уроке литературного чтения. Стихотворение называется «Настоящий друг». Написал стихотворение Михаил Пляцковский – известный поэт-песенник. - А как вы понимаете это выражение «поэт-песенник»? - А теперь посмотрите на текст в учебнике - Как вы думаете, о чём это стихотворение? - С какой интонацией надо прочитать это стихотворение | Отвечают на вопросы Предположения учащихся. Ответы детей. Извлекают информацию из толкового словаря Ответы детей.(КБР) Чтение наизусть пословиц учениками на разных языках (русском, кабардинском, балкарском, украинском, турецком, английском) Ознакомление с поэтом- песенником Учебник «Литературное чтение» ч.1 стр.116 Первичное чтение. Извлекают информацию из текста и иллюстраций | Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Познавательные (анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу). Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) |
3. Выявление места и причи ны затруднений (постановка учебной задачи) | Слайд№9 | - Почему в стихотворении последние строчки повторяются? Вот, что значит настоящий, верный друг! - Вот это на уроке нам и предстоит выяснить. | Проблемный вопрос | Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Слайд№ 10 Приложение №1 Правила дружбы | - предположения, что разговор пойдет о дружбе и о друзьях? - Как вы думаете, от какого лица написано стихотворение? Кто бы мог его написать? - Как вы понимаете выражение «Не разлить водой»? (неразлучны, всегда вместе, очень дружны) Карточка №1 Составьте и запишите правила дружбы, используя стихотворение М.Пляцковского «Настоящий друг» 1.---------------------------------------------- 2.------------------------------------------------- 3.---------------------------------------------------- 4.------------------------------------------------------ 5.----------------------------------------------------- | (Вторичное чтение стихотворения). (Дают оценку, отстаивая свою точку зрения). Работа в паре (составление правил дружбы) Вывод: | Коммуникативные (умение слушать и понимать других) Познавательные (умение извлекать информацию текста) |
| Слайд№11-12 Приложение №2 | -Из данных слов, составьте солнышко, характеризующее друга с положительными качествами.(Карточка №2) Какие слова у вас остались? Почему? | Работа в группе с карточками. Составление солнышка из данных лучиков Вывод: | Коммуникативные (умение слушать и понимать других) Познавательные (умение извлекать информацию текста) |
5. Первичное закрепление во внешней речи учащихся | Слайд№13 Мульт/ф «Настоящий друг» Слайд№14-15 Приложение №3 Приложение №4 Слайд№16 | ФИЗМИНУТКА (Карточка №3) -А теперь поработаем индивидуально. На партах у вас карточки. Нужно собрать пословицы. (Карточка №4) Всем: представьте, что вы поймали золотую рыбку. Какие 3 желания вы попросили бы, чтобы она исполнила: Для близких, семьи________ Для друга________ Для себя_________ – написать желания | Выполняют задание в тетрадях. Собирают пословицы о друзьях Ответы детей. Вывод: Вот, что значит…… Ответы детей. | Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем) |
6.Итог урока | Слайд№17 | Кто такой настоящий друг? Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика. | Вывод Ответы детей | |
| Слайд№18 Законы дружбы | Один за всех и все за одного Уважайте друг друга и помогайте друг другу. Радуйтесь вместе с друзьями Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух. | | |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Слайд №19 Слайд№20 | - Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд, нашу работу. Нарисуй в тетради смайлик, который отражает твоё отношение к материалу урока  Домашнее задание. 1..Выучить наизусть стихотворение «Настоящий друг» - Спасибо за вашу работу. Всего доброго! Хороших вам друзей! Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт, А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг, всегда в беде надёжный друг ему протянет руку. | Отвечают на вопросы Оценивают свою работу кружочками Исполнение песни Песня «Дружба» | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Приложение №1
Приложение №1

Приложение № 2 Приложение № 2

умный | лживый |
добрый | хитрый |
искренний | эгоистичный |
уступчивый | мрачный |
честный | грубый |
заботливый | нечестный |
спокойный | жестокий |
сочувствующий | злой |
вежливый | вспыльчивый |
Приложение №3 | Приложение №3 |
Задания для выполнения. Соберите пословицы о дружбе: ( Соедините линиями начало пословицы справа с её окончанием слева). Старый друг лучше нашёл – береги. Не имей сто рублей, а его найти. Нет друга – ищи, а новых двух. Друг не гриб, имей сто друзей. Легче друга потерять, чем в лесу не найдёшь | Задания для выполнения. Соберите пословицы о дружбе: ( Соедините линиями начало пословицы справа с её окончанием слева). Старый друг лучше нашёл – береги. Не имей сто рублей, а его найти. Нет друга – ищи, а новых двух. Друг не гриб, имей сто друзей. Легче друга потерять, чем в лесу не найдёшь |
Приложение №3 | Приложение №3 |
Задания для выполнения. Соберите пословицы о дружбе: ( Соедините линиями начало пословицы справа с её окончанием слева). Старый друг лучше нашёл – береги. Не имей сто рублей, а его найти. Нет друга – ищи, а новых двух. Друг не гриб, имей сто друзей. Легче друга потерять, чем в лесу не найдёшь | Задания для выполнения. Соберите пословицы о дружбе: ( Соедините линиями начало пословицы справа с её окончанием слева). Старый друг лучше нашёл – береги. Не имей сто рублей, а его найти. Нет друга – ищи, а новых двух. Друг не гриб, имей сто друзей. Легче друга потерять, чем в лесу не найдёшь |
Приложение №4

Приложение №4
