Класс: 2
Тема. Н.Носов «На горке»
Цель урока. Продолжить знакомство учащихся с рассказом Н.Носова «На горке», создать условия для формирования умения подробно пересказывать прочитанное.
Задачи:
Образовательные:
формировать читательские умения при работе с текстом, умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе;
учить делить текст на части, составлять картинный и цитатный план, определять главную мысль, подробно излагать прочитанное с опорой на план.
Развивающие:
развивать навыки осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения;
связную речь, образное и логическое мышление, память, внимание;
умение высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду, умение дружно, согласованно работать в коллективе.
Планируемые результаты.
Предметные: знание различных видов плана;
умение работать с авторским текстом;
применение полученных знаний в ходе пересказа текста.
Личностные УУД:
принимают и осваивают социальную роль обучающегося;
проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, проявляют самостоятельность, личную ответственность;
стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; стремятся высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения; умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, основными ценностями взаимоотношений (взаимопомощь, взаимовыручка).
Метапредметные УУД
Регулятивные:
формулировать учебную задачу урока на основе того, что уже известно;
понимать, принимать и выполнять поставленную учебную задачу; планировать свои действия; проводить самооценку полученных результатов.
Познавательные:
строить речевое высказывание в устной форме; ориентироваться в тексте произведения, находить нужную информацию; анализировать, сравнивать; создавать алгоритмы деятельности.
Коммуникативные:
уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в парах и группах; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
уважать всех участников образовательного процесса;
уметь полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс» Л.Ф.Климанова и др. 2 часть М.: Просвещение, 2016; компьютер, мультимедийный проектор, презентация, сюжетные картинки, сигнальные карточки.
Формы работы: фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Ход урока
I.Организационно-мотивационный
1.Приветствие учителя
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
2. Эмоциональный настрой
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
−Произнесите с удивлением, со злостью, с грустью, с добротой.
−Какая эмоция подходит этому приветствию?
−Да, ребята, эти слова необходимо произносить с радостью. Вот и я, с радостью приветствую вас и наших гостей на уроке.
3. Гимнастика для глаз
4.Речевая разминка.
−Активное чтение с последующей самопроверкой техники чтения (20 секунд)
− Чистоговорка
Ра -ра-ра, ра -ра-ра,
На дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры- ры-ры,
Покатаемся с горы.
Ра -ра-ра, ра-ра-ра,
Очень рада детвора.
−Скороговорка
Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.
− Произносить скороговорку с одновременным движением рук.
−Большие и указательные пальцы обеих рук образуют два кольца. На каждое слово пальчики образуют колечки из других пальцев (кинезиологическое упражнение).
II.Актуализация системы знаний и ведущих понятий
Беседа
−Догадайтесь, над каким произведением мы сегодня продолжим работать?
−Правильно, над рассказом Н. Н. Носова «На горке».
− Мы с вами тоже будем строить горку. Справляемся с заданиями - строим часть горки. Это непростая работа, требует усердия, согласованности, дружбы.
−Найдите на слайде портрет Н.Носова, поднимите карточку с соответствующей цифрой.
−Что вы знаете о нем?
−Какие произведения этого автора вы читали?
−Докажите, что это рассказ.
−Это произведение – рассказ, потому что описаны реальные события.
Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему.
−Итак, тема урока Н. Н. Носова «На горке», а вот какие задачи мы перед собой поставим, узнаете, расшифровав слово УРОК.
У – учиться, узнавать
Р – рассуждать, рассказывать
О - обсуждать, отвечать, обобщать, отстаивать свою точку зрения
К – комментировать, критиковать, красиво читать
Проверка домашнего задания
а) Применение упражнений на формирование навыков беглого чтения:
«Мнимое слово»
«Линейка сверху»
«Линейка снизу»
«Занавес слева»
«Занавес справа»
«Губы»
«Многократное чтение»
б) Выразительное чтение.
в) Выборочное чтение.
– Как отреагировали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова.
–Что предложил сделать ребятам Котька, чтобы снова кататься на горке?
3.Физкультминутка ( кинезиологические упражнения)
III.Применение знаний и способов деятельности в частично-измененной ситуации
Составление картинного плана.
–Перед вами картинный план.
–Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа?
–Восстановим план. Покажите сигнальными карточками, какой рисунок должен быть первым, вторым…
Ученик составляет план у доски самостоятельно.
–Картинный план поможет нам разделить текст на части и составить другой план – цитатный.
Составление цитатного плана.
Цитата – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.
– Найти в каждой части главное предложение.
План
«Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе»
«А Котька Чижов из шестой квартиры – хитрый какой».
«Только полез на горку – бух носом!»
«Он и стал из ящика песок на горку таскать».
«Тут прибежали ребята».
«Котька стал посыпать горку снегом».
IV. Творческое применение знаний в новой ситуации
Работа в группах.
– Подготовить пересказ части текста с опорой на цитатный план и сюжетный рисунок.
– Пятая группа готовит пересказ диалога.
Пересказ текста.
Определение основной мысли рассказа.
– Объясните пословицы.
– Какая из пословиц выражает основную мысль текста?
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Поспешишь - людей насмешишь.
Делаешь наспех - делаешь на смех.
Сумел ошибиться, сумей и поправиться.
Семеро одного не ждут.
4.Выборочное чтение.
– Найти в рассказе отрывок, соответствующий пословице.
V.Рефлексия. Инструктаж о домашнем задании
1. –Продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
Я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
– Какая горка у нас получилась красивая и высокая!
–А благодаря чему мы смогли её построить?
–Кто автор этого рассказа?
–Кто главный герой рассказа?
–Какими качествами обладали ребята?
–Чему научил рассказ?
2.Оценивание.
–Оцените свою работу на листочках (комочки снега) и дополните горку.
3.Домашнее задание с.64, вопрос №5
−Пересказать рассказ от лица Котьки.
Спасибо за урок!