СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 2 класс, «Школа России». Тема: « Тайное становится явным» В.Ю. Драгунский.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого уроа по литературному чтению , во 2 классе. Тема урока: "Тайное всегда становится явным" В.Ю. Драгунский

Просмотр содержимого документа
«Мой открытый урок»









Урок литературного чтения

2 класс, «Школа России»











Тема: В.Ю. Драгунский.

«Тайное становится явным».











Склярова Татьяна Викторовна.

Учитель начальных классов

МБОУ ОСОШ №1

2018 г.

Тема урока: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Цель урока: Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с содержанием рассказа

  • Формировать навык литературного осознанного чтения

  • Развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения

  • Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • Самоопределение

  • Смыслообразование

  • Учебно-познавательный интерес к учебному предмету

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы

  • Следование моральным нормам и этическим требованиям

  • Ориентироваться в нравственном содержании рассказа

  • Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

2. Познавательные:

  • Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя

  • Анализировать заголовок произведения

  • Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение

  • Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки

  • Восстанавливать последовательность событий по вопросам

3. Коммуникативные:

  • Формировать умение договариваться, находить общее решение

  • Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор

4. Регулятивные:

  • Прогнозировать содержание урока

  • Развивать умения давать оценку своей работы

  • Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Тип урока: изучение нового материала.









Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Ребята, оглянитесь, посмотрите, какие гости к нам пришли, поздоровайтесь.

1.Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок –

Активно включайся в работу, дружок!

 2.Целеполагание. 

 Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса. Прочитайте их. (слайд 2  )

«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».  

-  Прочитайте про себя;

-  Прочитайте медленно вслух;

-  Прочитайте с  утвердительной интонацией;

-Прочитайте с  вопросительной интонацией;

-Прочитайте с  восклицательной интонацией.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания) (О правде всегда узнают)

 3. Активизация мыслительной деятельности.

«Давайте повторим»( слайд)

Учитель: Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде появляется название «И в шутку и всерьёз»).

Учитель: Произведения каких авторов мы читали?

Игра « Назови автора».

- Соотнеси фамилию автора с названием произведения. ( слайд)


Учитель: Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация? (дети высказывают мнения)

Учитель: А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?

4.Слово о писателе. Биографию читает учитель (слайд )

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.

Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?(о детях и для детей)

Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку. Инна Николаевна всегда рада будет помочь вам в выборе заинтересовавших вас произведений.

- Так каким человеком был Виктор Драгунский?

(он был весёлым человеком и очень любил детей)Самая известная книга Драгунского «Денискины рассказы».    Главным  героем  всех  историй  является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской.  (слайд )          

- Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква») - Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

- Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

- Я правильно сказала! У меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать сыски, а у меня высвистывается сыски.



-Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»






4.Работа с текстом до чтения. Целеполагание. Словарная работа.

- Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся. Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шило как правду. ( Правду, как шило, в мешке не утаишь.)

Ребята, что нужно сделать, когда значение слова не понятно? (спросить у взрослых, посмотреть в интернете, посмотреть в словарях: какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь), как им пользоваться? (найти значение слова по первой букве. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.)

Учитель: Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

(дети высказывают свои мнения)

- Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

- Правду не скроешь.

- Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Учитель: Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

Учитель: Что бы вы хотели узнать?

«Хотим узнать» (слайд)

- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

- Что значит тайное становится явным?

- Чем закончится рассказ?

Учитель: Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

(вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаемся к словарю)



5. Словарная работа. (17 слайд)

- Что такое тайна? (дети высказывают мнения)

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина чего-нибудь;

- Назовите синоним к слову тайна (секрет).

-Что значит «тайное»?

Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

- Явное? - Открытое, откровенное.

Интеллигентный- культурный, образованный

Не клевещите- ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.

Грановитая палата - памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы.

Учитель: Подберите синонимы к этому слову.

(Ложь, враньё, выдумка, наговор).

- Что значит слово язвительный?

(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

6.Работа с текстом.

1.Первичное восприятие текста– (просмотр видеоматериала)

Дети смотрят мультфильм "Тайное становится явным"

Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Как вы понимаете эту фразу?



6. Первичное ознакомление с текстом.

I. Первичное чтение рассказа.

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

Учитель: Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

Учитель: Как вы думаете, что может произойти дальше?

3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

Учитель: Предположите, что может произойти дальше?

4. Дочитывание рассказа до конца.



II. Проверка первичного восприятия.

1.Убрать лишние слова, остальные расположить по порядку (по частям)

Тайна наказание каша Кощей Кремль хрен кипяток окно шляпа запомнил Баба-Яга варенье балкон отругала пострадавший рассердилась страшно взглянуть


2. Учитель: Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.





Впишите в кружки соответствующие цифры.

3

2

5

4

1

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».

Учитель: Проверьте правильность выполнения задания на слайде.

3. Чтение – разведка (21 слайд)

Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

- Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.



- Ребята, вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена).

4. Выборочное чтение. (22 слайд)

Учитель: Прочитайте как выглядел дяденька?

(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).

- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

- Найдите отрывки, которые могли бы прочитать вот эти человечки? Зачитайте.

(Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная…)

(Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)

5.Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (раздаточный материал)

 Восстановите  цепочку событий. (картинный план)

6. Работа с пословицей

-Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?

  • Никто так детям не верит как мать родная

  • Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.

  • Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.





7. Работа с иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию с.163

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

- В какой момент вам было смешно?

- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

- А кому вы сочувствовали? Почему?

-Рассмотрите иллюстрацию с.166

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? ( совесть)

- Была ли у Дениса совесть? Докажите.

- Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

- Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

- Какая же главная мысль рассказа? ( нельзя врать, правда станет известной)

- Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? ( честным)

- Каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)

8.Рефлексия учебной деятельности. (слайд 38)

Составление синквейна со словом: тайна (слайд 34)

                Тайна

страшная, чужая

скрывают, узнают, рассказывают

Нельзя рассказывать чужие тайны.

                Секрет

Закончите одно из предложений:

  • Было интересно…

  • Я понял(а), что…

  • Меня удивило…

  • Я сделал(а) вывод, что…

  • Мне захотелось…

  • После сегодняшнего урока я….

12.Дифференцированное домашнее задание: (слайд 39)

- Пересказ рассказа по плану.

-Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и прокомментировать её.

-Составить синквейн со словами: правда и ложь.

13.Спасибо за работу на  уроке. (слайд 40)

9. Итог урока.

- Закончите одно из предложений. Слайд 7

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…



Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.»

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

- Спасибо за урок.







 



 

 

 

 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!