2. Актуализация знаний. (Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов) | Фронтальная индивидуальная, беседа, словесный, наглядный | Отгадайте загадки. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (Весна) Я раскрываю почки в зеленые листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня … (Весна) Догадались о чем пойдет речь на нашем уроке? (Ученики высказывают предположения) Слайд 2 - Весной природа бывает очень красивой. Для многих поэтов, писателей, художников и композиторов она стала любимым временем года. -Назовите известных вам писателей, поэтов, композиторов, художников, которые посвятили свои произведения этому прекрасному времени года? (дети называют известных им авторов) - А знаком ли вам этот поэт? (Демонстрация портрета Н. Заболоцкого) Слайд 3 (предположения детей) -Николай Алексеевич Заболоцкий – певец прекрасного. Родился недалеко от Казани. Его отец Алексей Агафонович Заболотский агроном — работал управляющим, а мать Лидия Андреевна — сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани. Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием. В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой. В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинский и историко-филологический факультеты университета[. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея с собою, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призывают на военную службу. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь. - Весна – одно из любимых времен его года. Особенно Николай Алексеевич Заболоцкий любил наблюдать за красотой весенней природы, какие изменения происходят в природе с приходом весны. И лучше всего это можно понаблюдать в лесу. | индивидуальный, фронтальный | Регулятивные: целеполагание (понимание и принятие учебной задачи, поставленной учителем) Познавательные: развитие познавательных интересов, умение сравнивать, анализировать |
4. Работа по новой теме (Формирование целостной системы ведущих знаний по теме) 5. Анализ стихотворения. | Парная Словесный, практич. наглядный | -Прочитайте вступительное слово с.138 (ПРИРОДА для поэтов ХХ века – это музей, и лаборатория. Она и вечная, и каждый раз обновляющаяся.) Слайд 5 -Как вы поняли это высказывание? (предположения учащихся) - Как воспринимают природу поэты XX века? - По-разному ли воспринимают окружающий мир поэты XX и XIX веков? (Да, образы, созданные поэтами XX века, современны, они связаны с развитием науки и техники). -Давайте обратимся к тексту «Весна в лесу» Слайд 6 Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Весна в лесу» учителем -Вам понравилось стихотворение? (высказывания детей) - Какие чувства возникли в вашем сердце, слушая стихотворение? (изумление, восторг, удивление, радость, грусть, восхищение, нежность) Слайд 7 – Прочитайте стихотворение, постарайтесь представить те образы, о которых идет речь. Подчерните непонятные слова. - Какие слова непонятны? (косогор, вешние, лаборатория, колбочки, штудирует, причитания, лик, впрок,дикарь). Косогор - склон горы,холма. Вешние –весенние. Лаборатория— оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д.) Колбочки - лабораторный стеклянный сосуд с широким основанием и длинным горлышком. Штудировать - тщательно изучать. Причитания - Плакать, приговаривая, жалуясь на что-н. Впрок - про запас. Лик - лицо. — Какие яркие образы (картины) создаёт поэт в этом стихотворении? (грач, глухарь, зайцы, солнечный луч)Слайд 8 – Какие средства художественной изобразительности использует автор для создания этих образов? - Что такое сравнение? олицетворение? - Какие образы-сравнения придумал Николай Алексеевич Заболоцкий, чтобы рассказать о весне? Найдите их в стихотворении. ( природа – лаборатория, маленькое растеньице – колбочка живая, грач – химик или врач, поле – тетрадка, глухарь – невидимый дикарь, зайцы – маленькие ребятки) - Какие образы – олицетворения использует поэт, чтобы рассказать о весне? (Пламенеет солнца лик; Солнце невольно улыбается на лесные чудеса) – Как вы думаете, для чего автор их использует? (Чтобы лучше представить пробуждение природы.) - Чем заняты в весеннюю пору обитатели леса – растения и животные? (Растения пробуждаются от зимнего сна) - Какой из образов вы представили лучше всего? Почему? (высказывания детей) - На сколько частей можно разделить это стихотворение? Какие?(на 2 части. В первой части герой воспринимает весну как современ-ную лабораторию, а во второй части как сказку) Слайд 10 - Прочитайте эти части стихотворения. Передайте голосом душевное состояние автора. - Как надо прочитать первую часть? Почему? (громко. радостно, т.к надо передать оживление, происходящее в природе) -А вторую? Почему?( более таинственно ,т.к. здесь начинается сказка). Выразительное чтение стихотворения детьми - Правильно ли будет сказать, что в разных частях стихотворения поэт создает два разных образа весенней природы? Так что же такое весенняя природа для лирического героя? (Поэт создает и современный образ весенней природы, главное в котором – процесс ее ежегодного обновления, и сказочный, фольклорный образ весенней природы, главное в котором – идея вечности природы, ее овеянности старинными поверьями, легендами, обрядами и сказками. Весенняя природа для лирического героя – это и современная лаборатория, и старинная сказка, персонажами в которой являются все ее дети: глухари, зайцы) Сейчас мы отправимся на Международную выставку “Необычайный взгляд на мир” и найдём там пейзажи французских художников Клода Моне и Огюста Ренуара Слайд 11 - Рассмотрите пейзажи Ренуара “Лягушатник” и Моне “Сена у Бужеваля ”. Есть ли в них что-то общее? Слайд 12- 13 Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространи-вшееся по всему миру, представители которого стремились наи-более естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечат-ления. Обычно под термином “импрессионизм” подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё вопло-щение в литературе и музыке. Импрессионисты разработали систе-му пленэра (живопись на открытом воздухе), они писали раздель-ными мазками “чистого цвета” (не применяли смешанных красок) точно воссоздавали цветные тени. Слайд 14 Буживамль (фр. Bougival) — западный пригород Парижа, расположенный в 15,3 км от центра города. Нас. 8 432 чел. (1999). (На них изображено одно и тоже время года, они очень близки по цветовой гамме, относятся к одному и тому же историческому периоду, похожа манера письма) Слайд 15 - Что привлекает французских художников в изображении природы: её неувядающая красота или её изменчивость, быстротечность, присущее ей движение? Обратите внимание на облака. Игру цвета и тени, на отражение в воде, вибрацию воздуха. (Художников привлекает быстротечность происходящего и изменчивость природы: трепет листьев, колыхание воды, изменение освещения. Художникам важно написать не столько сами предметы, сколько передать впечатление их движения: покачивание лодок на воде, водная рябь, солнечный блеск на воде.) - Какой из пейзажей вам кажется более жизнерадостным? Почему? (Ренуар «Лягушатник» (движение, краски, весёлая атмосфера)) - В каком пейзаже ярче выражена сиюсекундность происходящего? (Ренуар «Лягушатник». Это не выстроенная красивая композиция, а некий фрагмент, случайно выхваченный кусочек быстро меняющейся жизни. ) Пейзаж Клода Моне «Сена у Буживаля» представляет собой завершенную и красивую композицию. Импрессионизм нашел воплощение в искусстве разных стран в живописи, скульптуре, музыке и литературе. | индивидуальный, фронтальный фронтальный индивидуальный фронтальный Индивидуальный фронтальная индивидуальный | Регулятивные: Целеполагание, планирование, коррекция, оценка. Познавательные: умение выделять информацию, умение сравнивать, анализировать, Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества умение договариваться, находить общее решение, способность строить понятные для партнера высказывания, умение с помощью вопросов получать необходимые от партнера сведения. |