Тема: «Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)
Цель:продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; познакомить учащихся с пересказом И.Карнауховой, помочь увидеть различие поэтического и прозаического текста; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса, углубления интереса и любви к литературе и чтению.
Оборудование: учебник, текст былины, иллюстративный материал, презентация
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:знают содержание былины, выразительно ее читают, называют признаки былинного жанра, отвечают на вопросы, дают характеристикуИлье Муромцу, умеют использовать полученные знания для выполнения творческих заданий;
Личностные: понимают важность чтения художественной литературы; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу;
Метапредметные:
познавательные –
общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; высказывают и аргументируют свое мнение;
логические: проявляют самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют само- взаимоконтроль;
коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. -Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Актуализация опорных знаний
«Славна богатырями земля русская».
Проверка д/з. Зачитать подготовленные ответы.
Проверка теоретических знаний. Игра «да – нет»
- летопись – это жанр фольклора (нет)
- в летописи записаны исторические события по годам (да)
- былины могли петь, как песни (да)
- героями летописей были простые люди (нет)
- героями былин были богатыри и защитники родной земли (да)
- «Три поездочки Ильи Муромца» – это летопись (нет)
- пение былин сопровождалось игрой на гуслях (да)
- в летописи описана трагическая гибель князя Олега (да)
- в летописи рассказывалось о том, как князь Олег поднял свои знамена над вратами Царьграда (нет)
- Илья Муромец на распутье поехал прямо (да)
4.Мотивация учебной деятельности
На прошлом уроке мы узнали о первой поездке Ильи Муромца от придорожного камня. А сколько еще дорог отходило от камня? (три)
А как называется былина? («Три поездки…»)
Ездил ли Илья Муромец этим дорогам? (да)
Интересно ли вам узнать, что произошло с богатырем во время этих поездок? (…)
Этап определения темы и целеполагания
Прочитайте в учебнике название былины и запишите ее, дополнив тему. Прочитайте ее полностью.Поставьте цели на этот урок, дополнив предложения?
Работа по материалу новой темы
Словарная работа.
Давайте найдем, что означают эти слова (установить соответствие между словом и его значением):
Работа с текстом.
Чтение былины. Осмысление прочитанного.
– понравилось ли вам продолжение былины?
– кратко расскажите о второй поездке Ильи Муромца.
– Как Илья Муромец догадался, что королевична задумала недоброе?
– кого спас Илья Муромец?
– что добыл Илья Муромец в третьей поездке?
– почему Илья Муромец не стал богатым?
7.Физкультминутка
8.Сравнение текстов
Сопоставьте тексты былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца».
Что в них общего, чем они различаются? (Заполнение таблицы)
Примерные ответы
Общее: главный герой – Илья Муромец, рассказывается о его поездках, вспоминается камень на распутье; второй текст является продолжением первого.
Отличия: первый текст – поэтический, второй – прозаический; первый похож на песню, второй – на рассказ; в первом видна связь с природой, во втором такой связи нет.
9. Закрепление
Понравился ли вам Илья Муромец?
Чем именно?
Если бы вы встретили Илью Муромца, что бы вы ему сказали? Как вы думаете, исполнились ли последние слова былины? («Тут Илье навек слава и честь пошла»)
Посмотрите, какой памятник Илье Муромцу стоит в одном из городов нашей родины, Владивостоке.
- Характеристика героя по плану и опорным словам стр 20
А хотели бы вы быть похожими на Илью Муромца? Представить себя на его месте поможет домашнее задание.
10.Домашнее задание:
пересказать одну из поездок от имени Ильи Муромца
11.Итог урока. Рефлексия.
Вернуться к целеполаганию.
Удалось ли достичь поставленных целей?
Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала выглядеть надпись на камне?
Взаимооценивание.
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
(Приложение № 2)
- Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)
Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.