СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "А.Митта "Шар в окошке" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок    литературного чтения во 2 классе по произведения А.Митты "Шар в окошке".Данный урок является десятым уроком литературного чтения раздела «О детях и для детей». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "А.Митта "Шар в окошке" 2 класс»

Урок литературного чтения

Класс - 2 «В» Морозова Е.Л.

Тема - "А.Митта "Шар в окошке"


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения;

  • Корекционно-развивающие: содействовать формированию и развитию учебных умений и навыков младших школьников: правильно читать, пользоваться различными видами чтения; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

  • Воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, презентация, музыкальное сопровождение, схема для работы над скороговоркой, карточки для групповой работы и работы в парах, в четверках, фишки, цветные бумажные шарики на стенах, буквы ДРУЖБА, карточки с пословицами.


ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке

Наш урок мы начнём с «Искорки добра» (презентация к уроку). В одном городе люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, тёплая искорка. Маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмем и передадим друг другу своё внимание, тепло и доброту. Представьте, что пред вами большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Утром солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.

(Слайд ) Посмотрите в глаза друг другу и тепло улыбнёмся и скажем такие слова: «Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу».

Дети повторяют движения.














Дети повторяют слова.

2. Активизация деятельности учащихся.

Введение в тему урока

Загадка

По первым буквам данных слов отгадайте слово. На доске рисунки: дятел, рысь, радуга, улитка, жук, бабочка, аист. (Дружба)

Объясните значение этого слова. Что такое дружба?

Вывод. Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости.

Работа с поисковой таблицей. Найдите слова-родственники к слову “дружба”, подчеркните слова простым карандашом.

Составляют слово



Пробуют дать объяснение




Находят слова

дружба дружный дружить друг

3. Речевая разминка

1) Артикуляционная гимнастика:


2)Работа со скороговоркой по карточке.





3) Упражнение на дыхание

4) Упражнение на развитие интонационной выразительности речи

– На уроке мы будем много читать. Проведем речевую разминку.

Проговорим, пропоем гласные звуки в словах

дружба дружный дружить друг

- Проговорим скороговорку

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Учитель показывает знаки на ступеньках на карточке.

- Прыгаем по ступенькам:

ОГ - очень громко. НГ – нормальным голосом. ВП – вполголоса.

Ш - шепотом.

друг

Прочитайте слово «ДРУЗЬЯ» с разным настроением: радостно, грустно, удивленно спросите. Друзья! Друзья. Друзья?


Дети повторяют хором, выполняют соответствующие упражнения



Дети проговаривают хором скороговорку по схеме.







4. Изучение нового материала.

1. Сообщение новой темы урока. Самоопределение целей урока

2. Чтение произведения «Шар в окошке» 








3. Словарная работа






4. Профилактика простудных заболеваний

На доске весит воздушный шар.

- Как вы думаете, зачем воздушный шарик появился на уроке литературного чтения?

– Много сказок и рассказов написано о дружбе. Мы сегодня познакомимся с новым произведением. Ваша задача – определить жанр и тему.

Я хочу научить вас читать правильно предложения, научить понимать смысл прочитанного.

- Чему вы хотите научиться сегодня на уроке?

Первичное восприятие: читает учитель.

Перед чтением: - Послушайте произведение, а после чтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор назвал произведение “Шар в окошке”?

После чтения:

- Почему же автор А. Митта назвал произведение «Шар в окошке?

ПРИЕМ «6 шляп»

В тексте встретилось слово Компресс.

- Как вы понимаете это слово?

-Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс

КОМПРЕСС - Лечебная повязка из марли,

полотна. 

- Как лечился Коля?

- А что нужно делать, чтобы не допустить заболевания?

Работа над чтением предложения:

Нельзя,// заразиться могут.

(Дети высказывают предположения по данному вопросу)

Алгоритмы ответов:

  1. Я хочу научиться читать правильно.

  2. Я хочу научиться читать выразительно.

  3. Я хочу научиться правильно отвечать на вопросы.

  4. Я хочу научиться понимать текст.









Работа со словарем.


Меры профилактики простудных заболеваний.


5.Повторное чтение.

Беседа по содержанию прочитанного

Перед чтением:

- Прочтем рассказ еще раз и попробуем ответить на вопрос.
- Почему Коле стало хорошо?

После чтения:

- Что же случилось с Колей? 

- На каком этаже жил Коля? Что он мог видеть с третьего этажа?
- Какое настроение было у больного? 
- Почему же Коле стало хорошо?

- Какие друзья Коли?


Определяют жанр произведения, тема произведения

Жанр

1.Басня

2.Сказка

3. Рассказ

Тема

1.О природе

2.О детях

3.О животных

Работа с сигнальными карточками А Б В (буквенными)

Работа в группах

- Ребята, а можно этих ребят назвать дружными? Какие вы дружные, вы сможете сейчас показать, выполняя задания в группе.

Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли

- А что значит находчивые? (умеют найти выход из любой ситуации) 


Дети расходятся по группам.

Выбирают слова для характеристики, вывешивают на доску

(Друзья верные, настоящие, находчивые, внимательные, заботливые, изобретательные, надули шар, нарисовали рожицу на шарике, чтоб порадовать Колю) НАСТОЯЩИЕ

6.Составление плана произведения Определение тона чтения





Выборочное чтение

На карточках: расставьте части по порядку по содержанию текста (работа в четверках)

- С каким настроением мы будем читать?

-В начале текста? 
– В середине текста? 
– В конце текста? 

Прочитайте последнее предложение в рассказе:

Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

- Как вы его понимаете?

1 часть. Коля заболел.
2 часть. Шар в окошке.
3 часть. Коля и друзья.

(Печальный, скучный)

 (Удивленный) 

(Радостный)

Человеку горе, беду легче пережить, когда друзья рядом.

7. Работа в Информационно – библиотечном центре

  1. Выставка книг о дружбе. Книги – юбиляры в 2020 году.

  2. Задание «Составь пословицу»

  3. Игра «Найди друга по картинкам» (по детским произведениям о дружбе)

Составляют пословицы, читают. Человек без друзей, что дерево без корней.

Чтение – лучшее учение.

Друзья познаются в беде.

Другу всегда помогай, друга всегда выручай.

Делу время – потехе час.

Дети зачитывают пословицы.

8.Рефлексия

Встаньте  дети,  встаньте  в  круг,

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

- Чему мы учились на уроке?

Дети выполняют движения.

Высказывают свои впечатления.

9.Поведение итогов урока



Вывод: Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижайте, ни словом, ни поступком, заботьтесь о младших, помогайте, защищайте тех, кто слабее вас.

– Дети! Я благодарю вас за урок. И если у вас появилось желание быть верным, настоящим другом, я буду рада. Протяните руку к такому дорогому и надёжному так важному в жизни слову « Дружба».

Наш красный шарик пусть постучится к кому-нибудь в дом, на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды «Фонтан дружбы», памятники Дружбы, орден дружбы.

Составляют пожелание другу и записывают на бумажном шарике

10.Домашнее задание на выбор

  1. Прочитать рассказ с.66-68. Пересказать.

  2. Выучить 3 пословицы про дружбу.

  3. Рассказать о своем друге.



Задания к уроку

ПОИКОВАЯ ТАБЛИЦА

Дерево, дрозд, друг, дивный, дергать, дневник, длинный, диван, дыра, дорогой, деревянный, дождь, далекий, дешевый, доска, дружить, дневной, делать, дать, день, достать, деловой, делить, дружный, дождевой, держать, дворник, дышать, долина, дожить


ПОСЛОВИЦЫ

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Жизнь дана на добрые дела.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Чай пить – не дрова рубить. 
Без беды друга не узнаешь. 

Делу время – потехе час.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь.


Дружбой дорожи, забывать её не спеши.


Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.