Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке | Наш урок мы начнём с «Искорки добра» (презентация к уроку). В одном городе люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная, тёплая искорка. Маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, возьмемся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмем и передадим друг другу своё внимание, тепло и доброту. Представьте, что пред вами большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Утром солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось. Лучик тёплый, золотой На урок возьмём с собой. (Слайд ) Посмотрите в глаза друг другу и тепло улыбнёмся и скажем такие слова: «Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу». | Дети повторяют движения. Дети повторяют слова. |
2. Активизация деятельности учащихся. Введение в тему урока | Загадка По первым буквам данных слов отгадайте слово. На доске рисунки: дятел, рысь, радуга, улитка, жук, бабочка, аист. (Дружба) Объясните значение этого слова. Что такое дружба? Вывод. Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости. Работа с поисковой таблицей. Найдите слова-родственники к слову “дружба”, подчеркните слова простым карандашом. | Составляют слово Пробуют дать объяснение Находят слова дружба дружный дружить друг |
3. Речевая разминка 1) Артикуляционная гимнастика: 2)Работа со скороговоркой по карточке. 3) Упражнение на дыхание 4) Упражнение на развитие интонационной выразительности речи | – На уроке мы будем много читать. Проведем речевую разминку. Проговорим, пропоем гласные звуки в словах дружба дружный дружить друг - Проговорим скороговорку Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно. Учитель показывает знаки на ступеньках на карточке. - Прыгаем по ступенькам: ОГ - очень громко. НГ – нормальным голосом. ВП – вполголоса. Ш - шепотом. друг Прочитайте слово «ДРУЗЬЯ» с разным настроением: радостно, грустно, удивленно спросите. Друзья! Друзья. Друзья? | Дети повторяют хором, выполняют соответствующие упражнения Дети проговаривают хором скороговорку по схеме. |
4. Изучение нового материала. 1. Сообщение новой темы урока. Самоопределение целей урока 2. Чтение произведения «Шар в окошке» 3. Словарная работа 4. Профилактика простудных заболеваний | На доске весит воздушный шар. - Как вы думаете, зачем воздушный шарик появился на уроке литературного чтения? – Много сказок и рассказов написано о дружбе. Мы сегодня познакомимся с новым произведением. Ваша задача – определить жанр и тему. Я хочу научить вас читать правильно предложения, научить понимать смысл прочитанного. - Чему вы хотите научиться сегодня на уроке? Первичное восприятие: читает учитель. Перед чтением: - Послушайте произведение, а после чтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор назвал произведение “Шар в окошке”? После чтения: - Почему же автор А. Митта назвал произведение «Шар в окошке? ПРИЕМ «6 шляп» В тексте встретилось слово Компресс. - Как вы понимаете это слово? -Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс КОМПРЕСС - Лечебная повязка из марли, полотна. - Как лечился Коля? - А что нужно делать, чтобы не допустить заболевания? Работа над чтением предложения: Нельзя,// заразиться могут. | (Дети высказывают предположения по данному вопросу) Алгоритмы ответов: Я хочу научиться читать правильно. Я хочу научиться читать выразительно. Я хочу научиться правильно отвечать на вопросы. Я хочу научиться понимать текст. Работа со словарем. Меры профилактики простудных заболеваний. |
5.Повторное чтение. Беседа по содержанию прочитанного | Перед чтением: - Прочтем рассказ еще раз и попробуем ответить на вопрос. - Почему Коле стало хорошо? После чтения: - Что же случилось с Колей? - На каком этаже жил Коля? Что он мог видеть с третьего этажа? - Какое настроение было у больного? - Почему же Коле стало хорошо? - Какие друзья Коли? | Определяют жанр произведения, тема произведения Жанр 1.Басня 2.Сказка 3. Рассказ Тема 1.О природе 2.О детях 3.О животных Работа с сигнальными карточками А Б В (буквенными) |
Работа в группах | - Ребята, а можно этих ребят назвать дружными? Какие вы дружные, вы сможете сейчас показать, выполняя задания в группе. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли - А что значит находчивые? (умеют найти выход из любой ситуации) | Дети расходятся по группам. Выбирают слова для характеристики, вывешивают на доску (Друзья верные, настоящие, находчивые, внимательные, заботливые, изобретательные, надули шар, нарисовали рожицу на шарике, чтоб порадовать Колю) НАСТОЯЩИЕ |
6.Составление плана произведения Определение тона чтения Выборочное чтение | На карточках: расставьте части по порядку по содержанию текста (работа в четверках) - С каким настроением мы будем читать? -В начале текста? – В середине текста? – В конце текста? Прочитайте последнее предложение в рассказе: Хорошо, когда о тебе друзья помнят! - Как вы его понимаете? | 1 часть. Коля заболел. 2 часть. Шар в окошке. 3 часть. Коля и друзья. (Печальный, скучный) (Удивленный) (Радостный) Человеку горе, беду легче пережить, когда друзья рядом. |
7. Работа в Информационно – библиотечном центре | Выставка книг о дружбе. Книги – юбиляры в 2020 году. Задание «Составь пословицу» Игра «Найди друга по картинкам» (по детским произведениям о дружбе) | Составляют пословицы, читают. Человек без друзей, что дерево без корней. Чтение – лучшее учение. Друзья познаются в беде. Другу всегда помогай, друга всегда выручай. Делу время – потехе час. Дети зачитывают пословицы. |
8.Рефлексия | Встаньте дети, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь. - Чему мы учились на уроке? | Дети выполняют движения. Высказывают свои впечатления. |
9.Поведение итогов урока | Вывод: Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижайте, ни словом, ни поступком, заботьтесь о младших, помогайте, защищайте тех, кто слабее вас. – Дети! Я благодарю вас за урок. И если у вас появилось желание быть верным, настоящим другом, я буду рада. Протяните руку к такому дорогому и надёжному так важному в жизни слову « Дружба». Наш красный шарик пусть постучится к кому-нибудь в дом, на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге. ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды «Фонтан дружбы», памятники Дружбы, орден дружбы. | Составляют пожелание другу и записывают на бумажном шарике |
10.Домашнее задание на выбор | Прочитать рассказ с.66-68. Пересказать. Выучить 3 пословицы про дружбу. Рассказать о своем друге. | |