Подготовила:
Юдина Е.П., учитель начальных классов
Тема: «Доброе слово к себе располагает, зло побеждает» (по рассказу В.А.Осеевой «Волшебное слово»)
Тип урока: изучение новой темы (работа с художественным текстом.)
Цель: создание условий для формирования и развития нравственных качеств личности.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: осознавать значимость чтения для личного развития, ориентироваться в тексте произведения, находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте, уметь характеризовать героев произведения, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость», «уважение».
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке;
Познавательные: выделять необходимые эпизоды из текста по просьбе учителя и анализировать характеры и чувства героев; обобщать изученный материал по вопросам;
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя по содержанию рассказа, обсуждать ответы на вопросы, не конфликтуя, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществление психологической поддержки каждого ученика.
Эпиграф к уроку: Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 2 класс
рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»;
портрет писателя;
выставка книг В. Осеевой;
презентация к уроку (для учащихся);
мультимедийный проектор;
иллюстрации к рассказу «Волшебное слово».
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
выразительное чтение ;
обращение к личному опыту учащихся;
прогнозирование по названию;
кластер;
использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Ход урока
1. Организационный момент
Я очень рада войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда, сиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений, но без труда и ум не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
-Вы видите, настроение на начало урока у меня просто замечательное.
Я хочу подарить вам интересный урок.
Только сначала покажите нам ваш настрой на сегодняшний урок.
Раскрасьте букву «Я» нужным цветом.
(зеленым, если настроение отличное, готов работать,
синий цвет, буду работать, но без особого желания,
красный цвет, нет желания работать.)
Поделитесь своим настроением с товарищем.
2. Целеполагание, мотивация
Прочитайте вопросы к уроку и поставьте
+, если вы можете ответить на вопрос, это я знаю.
?, если вы не знаете ответ на данный вопрос, но хотели бы узнать.
- Как вы думаете, нам нужны вежливые слова?
-А зачем нам нужны в нашей речи вежливые слова?
-Как называется реакция на какую-то конкретную ситуацию?
-Знаешь ли ты золотое правило вежливости?
Индивидуальное задание («Составить из слов пословицу»)
-Скажите, появились ли в чьих -нибудь карточках вопросительные знаки? Есть такие ребята?
-Значит, мы с вами в течение урока будем искать ответы на вопросы, которые у вас возникли.
-Я думаю, что мы найдем ответы непременно.
Пожалуйста, прочитайте, что у вас получилось:
«Доброе слово к себе располагает, зло побеждает»
-Что вы прочитали? (Это пословица)
-О каком главном помощнике нашей речи, говорится в этой пословице?
Назовите тему сегодняшнего урока. («Доброе слово к себе располагает, зло побеждает»)
Ребята, давайте определим цель урока.
Нам помогут карточки:
Узнать
Научиться
-Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать?
-Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться?
Рассмотрите план урока. Какой пункт мы уже выполнили?
(Назвали тему. Определили цель урока.)
-Поднимаемся дальше по ступенькам.
3. Актуализация опорных знаний
– Почему мы добрые слова называем волшебными? (Слова, которые совершают что-то волшебное, творят чудеса)
– Какие чудеса могут быть? (Что-то необычное, нереальное)
– Где мы встречаемся с чудесами? (В сказках)
– Верно, но существуют слова, которые творят чудеса каждый день. И вы эти слова знаете. Нам остается только вспомнить их.
Работа в парах
Отгадайте, какое слово спряталось:
1. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит __________
2.Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ____________
3.Растает ледяная глыба,
От слова теплого ____________
4.Мальчики и девочки,
Говорят встречаясь ___________________
5.Когда нас бранят за шалости,
Говорим _____________________
6.И во Франции и Англии,
На прощанье говорят ______________
-Скажите все отгаданные слова, в какую группу можно определить?
(вежливые слова)
-А вот был мальчик, по имени Павлик. И он сначала не умел пользоваться волшебными словами. А после встречи со старичком, что-то произошло…
Какое произведение нам поможет узнать, что произошло с Павликом после встречи со старичком?
(Рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»)
4. Изучение нового материала
Работа в парах
Найдите зашифрованные слова
злость
обида
раздражение
удивление
радость
восхищение
- Как можно все эти слова объединить? Это все что? (эмоции или чувства человека)
Эмоции - это реакции на какую-то конкретную ситуацию.
А чувства говорят больше о самом человеке, нежели об особенностях конкретной ситуации.
Работа с текстом в группах
1группа
– Как Павлик разговаривал с сестрой? (Раздраженно).
– Как вёл себя с бабушкой? (Он обижался на неё).
– Как общался с братом? (Был назойлив и злился на него).
– Каким вы представили главного героя? (Обидчивый, грубый, назойливый…)
Вывод
– Почему Павлик так себя вёл? (Он не знал правил вежливости, не умел разговаривать с родными и со старшими)
Давайте вспомним золотое правило вежливости:
Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.
Это правило мы будем стараться всегда выполнять.
2 группа
-Как переменилась сестра, когда Павлик обратился с просьбой вежливо?
Найдите в тексте подтверждение своего ответа.
сестра широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала
3 группа
-Как переменилась бабушка, когда Павлик обратился с просьбой вежливо?
Найдите в тексте подтверждение своего ответа.
слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке
4 группа
-Как переменился брат, когда Павлик обратился с просьбой вежливо?
Найдите в тексте подтверждение своего ответа.
за столом все замолчали, сестра и бабушка стали просить, чтобы брат взял Павлика с собой; брат рассмеялся, потрепал по плечу, взъерошил волосы
5 группа
– Как вы думаете, изменится ли теперь жизнь Павлика?
– Как он будет относиться к своим родным? Почему?
(Павлик будет любящим своих родных, добрым, уважительным, вежливым, внимательным или останется грубым и обидчивым)
6 группа
– Старичок в сквере действительно волшебник?
– Какой он человек на самом деле? (Добрый, злой, вежливый)
– Какие знаки, возможно, нарисовал старик на песке? Объясните, что они могли означать.
Отчет групп
5. Самостоятельная творческая работа
Творческое задание «Оживи букву»
Задание будет выполнено, если вы будете использовать по отношению друг к другу вежливые слова.
Как только я скажу, ваше время истекло, вы берете букву и прикладываете на свое место, используя ключ:
Место буквы определите все вместе, не забывая о вежливых словах.
-Какое слово получилось? (Уважение)
-Что оно означает? Как это слово связано с нашей темой?
Назовите золотое правило вежливости.
Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
6. Итог
-Скажите, за что вы себя сегодня на уроке можете похвалить.
-Расскажите, что вы чувствовали, когда к вам ваш товарищ обращался вежливо?
-Это было приятно?
-Какую цель мы ставили на уроке?
-Можем ли мы сказать, что цель достигнута?
Мне удалось подарить интересный урок?
Оцените себя, прикрепите значок на тот этап урока, который был для вас самым интересным.
7. Рефлексия
– Могут ли слова изменить отношения между людьми?
– Каким становится человек, который знает и постоянно употребляет в речи волшебные слова? (любящим, уважительным, добрым, вежливым, внимательным)
8. Дома вы выполните задание на выбор
– Продолжите фразы:
Я произношу вежливые слова, когда ...
Правила вежливости мне помогают в …
Я бы хотел, чтобы окружающие были вежливыми, потому что …