Урок литературного чтения и окружающего мира «Здравствуй, весна красна!» во 2 «В» классе (проводился на открытом воздухе во дворе школы. Дети делятся на две команды, которые активно соревнуются между собой. Фотографии о проведении занятия). Введение в новый раздел «Весна, весна красная» по литературному чтению, повторение пройденного по теме «Животные.Растения» по окружающему миру. Дата проведения 18 марта 2021г. Учитель Е.Л.Морозова
Цель: воспитание у детей интереса к явлениям природы, знакомство со стихотворениями русских поэтов о весне, развитие интереса к устному народному творчеству, развитие мышления и умения высказывать свои мысли, развитие внимания, ловкости, умения аргументировать свои мысли, формирование любви к окружающему миру, воспитание интереса к народным играм.
Предварительная работа: изготовление на технологии куклы – веснянки, разучивание русских народных стихотворений - закличек о весне.
Ход занятия
Учитель: Отгадайте загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла … (весна).
(Входит Весна. Её роль исполняет одна учениц.)
Весна: Зовут меня весною – я девушка – Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели весёлые грачи
. Угадайте первые загадки Весны. ючить звук
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? /март
2. Яростно река ревёт
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Месяц к нам пришёл …/апрель
3. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай!
Что за месяц это? … /май
Молодцы, вы сразу узнали весенние месяцы. А у наших предков - древних славян, названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы или хозяйственной деятельностью. Давайте вместе с вами прочитаем названия весенних месяцев и попробуем объяснить происхождение их названий.
МАРТ - зимобор (зима с весной борется); протальник; весновей.
АПРЕЛЬ - березозол; капельник; снегогон.
МАЙ - травень; цветень; пролетень.
(объясняем названия месяцев)
Учитель: В природе бывает три весны. Весна света – март, весна воды – апрель, весна – зелёной травы – май.
Март – месяц света. С каждым днем всё дольше задерживается на небе солнышко, а 22 марта оно светит целых 12 часов, потому, что 21 марта – день весеннего равноденствия. Значит опять, как и 21 сентября день стал равен ночи. Второй весенний месяц – апрель — месяц воды. Апрель называют снегогон, водолей. Тёплые дожди смывают зимнюю грязь, согревают землю. А ещё апрель называют месяцем туманов.
Все перелётные птицы вернулись домой из тёплых стран, хлопочут в гнёздах, песни распевают. А весна с каждым днём убыстряет свой бег.
Май пришёл. Вот приволье! Май – месяц зелени и цветов, травник, песенник. Это самый красивый и самый тёплый весенний месяц. Цветут черёмуха, вишни, яблони. Цветут первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, хохлатка. Чуть зазеленеет лес – послышится голос кукушки, а потом и трели соловья.
Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.
Учитель: Вот вы и узнали тему нашего урока. Как видите, урок у нас будет необычный. Мы проведём его на свежем воздухе в школьном дворе в форме викторины. Участвовать в ней будут две команды: «Лучики» и «Ручейки». Оценивать участие будут члены жюри. За каждую победу в конкурсе команда получит жетон-солнышко. У кого в конце конкурса солнышек окажется больше, тот и будет победителем викторины.
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая в прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу.
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
(Ф.И.Тютчев.)
1 конкурс «Назови приметы весны»
В этом конкурсе каждая из команд будет по очереди называть приметы, которые предвещают нам весну. За каждый ответ команда получает жетон-солнышко. Примету, которую назвала команда соперников повторять нельзя. Свой ответ начинайте словом «Весной …».
2 конкурс «Найти логическое завершение проблемы»
Команды должны по очереди ответить на вопросы «Кто кем был раньше?» или «Что чем было раньше?»
- Чем раньше была снежинка? (Капелькой воды.)
- Кем раньше была птица? (Птенцом.)
- Кем раньше была лошадь? (Жеребёнком)
- Чем раньше была берёза? (Семечком, серёжкой.)
- Чем раньше был деревянный дом? (Лесом.)
- Чем раньше было облако? (Водой, озером.)
3 конкурс «Весенние праздники»
Каждая команда по очереди называет весенние праздники. За каждый правильный ответ жетон-солнышко. (Восьмое марта, День Победы, Праздник Пасхи, Вербное воскресенье, 1 Мая, День космонавтики — 12 апреля.)
4 конкурс «Игра «Да-Нет»
Слушать рифмованные вопросы и давать положительные или отрицательные ответы.
1 команда
Ручейки весной текут? (Да.)
Крокодилы в них плывут? (Нет.)
Аль большие корабли свои грузы повезли? (Нет.)
На полянах расцвели одуванчики-цветы? (Да.)
Мы букеты соберём? (Да.)
Новый год встречать пойдём? (Нет.)
С крыши падает вода? (Да.)
Это снег растаял? (Да.)
Из берлоги лезет зайка? (Нет.)
На него надета майка? (Нет.)
2 команда
Или в шляпе он с пером? (Нет.)
И медведя целиком
Хочет съесть, но тот не хочет? (Нет.)
И от страха так хохочет,
Что все звери стали петь? (Нет.)
Или всё ж таки медведь
Начал с голоду реветь? (Да.)
Рыбку в речке он найдёт? (Да.)
Медвежатам принесёт? (Да.)
Птицы с юга прилетают? (Да.)
Звонки песни распевают? (Да.)
Весну в гости зазывают? (Да.)
5 конкурс «Составить слова из слогов и разделить их на две группы»
Работают коллективно. Обе команды получают жетоны
6 конкурс «Кроссворд» о насекомых»
Мы с вами сказали, что весной появляются разные насекомые. Хочу проверить, каких насекомых вы сможете угадать. (Загадки читает учитель или подготовленные дети. Дети отгадывают загадки, на доске помещаются изображения этих насекомых)
1. У кого вся спинка в точках? Кто пасётся на листочках? /божья коровка
2. Кто над нами вверх ногами ходит не страшиться. Упасть не боится? /муха
3. В зелёных мундирах в траве на лугах
Живут музыканты на длинных ногах. /кузнечики
4. Кто в каждый встреченный цветок свой опускает хоботок,
А после в улей мчится пулей и что-то прячет в уголок? /пчела
5. Разрешенья не спросил, подлетел – и укусил! /комар
6. На большой цветной ковёр села эскадрилья –
То раскроет, то закроет расписные крылья. /бабочки
7 конкурс «Перелетные птицы»
Каждая команда поочередно называет птиц, которые возвращаются в наши края весной.
8 конкурс «Стихи и приметы весны». Конкурс « Заклички о весне».
Команды соревнуются между собой, кто больше расскажет стихов и примет о весне.
Проведение игр. Игра «Займи домик»
Дети разбиваются на пары, берутся за руки - это домики. Группа детей - птички, их больше, чем домиков. Птички летают. «Закапал дождик», птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, потом меняются с детьми - «домиками».
Проводится игра «Поймай воробышка». Дети становятся в круг, выбирают «воробья», «кошку». «Воробей» в кругу, «кошка» - за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать «воробья». Дети не пускают.)
«Воробей, чирикни!»
Один ребенок стоит спиной к детям. Ведущая выбирает «воробья», который подходит сзади к стоящему к нем спиной, кладет руки на плечи. Тот говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» чирикает: «Чик-чирик!» Ребенок угадывает, кто это.
Подведение итогов урока – соревнования.