СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Л. Н. Толстой «Филипок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности, через разные приёмы и типы заданий при работе с текстом (учебная стратегия «Чтение с остановками»).

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Л. Н. Толстой «Филипок»»

Урок литературного чтения

2  класс

Л. Н. Толстой  «Филипок»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи:                                                                                                                 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;

  • формирование коммуникативных умений.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;

  • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;

  • освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;

  • развивать навыки работы с текстом;

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение»;

  • выставка книг Л. Н. Толстого

  • компьютер, проектор

  • памятки для выполнения домашней работы.















ХОД УРОКА

Организационный момент.  

-  На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

-  Что значит «растит»? Как понять эту пословицу? (учит, воспитывает)

-  А продолжаем мы путешествовать в мир книг великого русского писателя

(Л.Н. Толстого)

Активизация ранее полученных знаний

           Приём «До-нетка» по изученным произведениям.

- На прошлом уроке мы изучали произведение «Котёнок». Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать да или нет.

- Главные герои Вася и Катя были друзья? (Нет. Брат и сестра)

- У них пропала собака? (Нет. Кошка)

- Они нашли её под крышей амбара? (Да)

- У кошки были чудесные котята? (Да)

- Их было восемь? (Нет. Пять)

- Дети оставили себе белого котёнка? (Нет. Серого)

- Мать остальных продала? (Нет. Раздала.)

- Дети играли с котёнком на дороге? (Да)

- После дети собирали щавель и котёнок был с ними? (Нет)

- Собаки хотели схватить котёнка? (Да)

- Котёнок во весь дух помчался прочь? (Нет)

- Катя испугалась собак? (Да)

- Котёнка спас Вася? (Да)

- Дети больше не брали его с собой в поле? (Нет)


- Легко ли победить страх, когда происходит что-то неожиданное? Какие качества ему помогли? (смелость, решительность, желание защитить беспомощного)


Подготовка к восприятию нового.

Прежде чем познакомиться с новым произведением Л Н Толстого я хочу вам показать репродукцию картины художника Н.П.Богданова-Бельского «У дверей школы”. Мы перенесёмся на много лет назад в школу, какая была во времена Л.Н. Толстого.

- Рассмотрите внимательно репродукцию, кого мы видим на картине?

Слайд Репродукция картины

Мальчик, пришедший в школу, изображен художником со спины, лицом в класс.
   Бросается в глаза совсем уж плохонькая одежда – рваный тулупчик, разбитые лапти, штаны как будто состоят из одних ниток - «дырка на дырке». За спиной дорожный мешок, через плечо торба, в руках палка-посох, можно предположить, что мальчик шел издалека. Возможно, пастушок или сирота, у которого тяга к знаниям пересилила страх перед неизвестным.
   Но сейчас, когда осталось сделать еще один шаг, он остановился в нерешительности. Что там, как встретят, не зря ли он проделал такой путь? 



-Как вы думаете, преодолеет ли мальчик свой страх?

Крестьянские дети и сельская школа - это любимая тема в произведениях русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского. Он всю свою жизнь не переставал рисовать детей, они были в основе его творчества

Прием «Ассоциация»

- Как вы думаете, почему я рассказала об этом художнике, показала одну из его картин? Как связано это с писателем Толстым? О чем будет произведение, с которым мы познакомимся на уроке?

Первичное восприятие нового материала

1. Дерево предсказаний  

Слайд Обложка книги


- Что можно сказать о произведении по обложке книги? Кто автор? Как называется? Кто главный герой? Как он одет? Из какой он семьи?


2. Чтение текста учителем

Проверка первичного восприятия.

Правильно ли мы предсказали содержание текста? Понравился ли вам главный герой? Чем? Какой момент вас особенно взволновал?


Физминутка с речевой разминкой


Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

  • Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

  • Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

  • Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Чистоговороки с движением

  • ра-ра-ра – начинается игра,

  • ры-ры-ры –взяли дружно мы шары,

  • ру-ру-ру – бью руками по шару.

  • Рам рам рам – очень рады мы шарам

  • Ар ар ар – полетел воздушный шар

  • Рок рок рок – надо продолжать урок

Повторное чтение. Работа с текстом.

1. Приём "Чтение с остановками"

1 часть

-Что узнали о Филипке в самом начале?  

(Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)

-  Где были родители?

(Мать ушла на подённую работу.   Отец ещё с утра уехал в лес.)

Подённая работа -  работа, которая оплачивается по отработанным дням.

-  Что сделал Филипок, когда бабушка уснула?  

-  Почему он не стал искать свою шапку, а надел отцовскую?  (Торопился.)

2 часть

Слобода - сторона, улица.  (во время чтения)

-  Прочитайте, далеко ли была школа?   (За селом у церкви)

-  Что случилось по дороге в школу?

-  Почему собаки залаяли?  (Они не знали его, никогда не видели.  А ещё Филипок не шёл, а бежал.  Торопился. Вот что важно!)

-  Представьте себя на месте Филипка.  Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

-  Как поступили бы вы?

3 часть

-  Кто помог Филипку?  (Мужик отогнал собак.)

-  Как он назвал Филипка?  (пострелёнок)

Пострелёнок -  озорник, сорванец.

-  Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?

Полы -  нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Во весь дух-  очень быстро.

-  Какое чувство испытал Филипок на пороге школы?   (страх)

-  Почему?  (Вдруг учитель прогонит.)

-  Какие сомнения были у Филипка?  Прочитайте.

(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)

4 часть

-  Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?  

(Его пристыдила баба.  Она подумала, что Филипокопоздал и тем самым подтолкнула его.)

-  Что он сделал, когда вошёл?  (Снял шапку.)

-  Почему? (Так принято.)   О чём это говорит?  (Мальчик был воспитанный.)

Сенцы -  помещение между жилой частью дома и крыльцом.

-  Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал?  (напугался)

Немой-  лишённый способности говорить.

-  Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.  

(Так напугался, что говорить не мог.  В горле от страха пересохло.)

-  Почему же он заплакал?

(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)

5 часть

-   Кто поддержал Филипка?  (ребята)

-  Что они рассказали о Филипке?  Прочитайте.

Украдкой -  скрытно, незаметно от других.

6 часть

-  Когда же осмелел Филипок?  (Когдаучитель похвалил его.)

-   За что похвалил?  (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)

-  Как о себе говорит Филипок?

(Я бедовый, я сразу всё понял.  Я страсть какой ловкий!)

Бедовый - ловкий, сообразительный.

Страсть какой - очень.

-  Зачем он так сказал учителю?

(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)  


-   Могла ли эта история произойти на самом деле?

-   Был ли такой мальчик Филипок?

-  Жанр этого произведения так и называется - быль.

Быль -  это то, что было в действительности в жизни.


-  Как вы думаете, Филипок будет старательным учеником?

-  Почему?

Итог урока.

- С каким произведением Л.Н. Толстого вы познакомились?

-   Почему Толстой написал такое произведение, что он хотел донести до читателя? К чему призывает? Чему же учит это произведение?  


Рефлексия

Приём «Шесть шляп»


Самооценка

Как бы вы оценили свою работу?

  • Весёлое солнышко - всё понял, активно работал;

  • Грустное солнышко - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;

  • Солнышко с тучкой – на уроке ничего не понял, был не согласен с мнением одноклассников.


Домашнее задание.

Подготовить вопросы по тексту. Приём «Толстые и тонкие вопросы»