1.Организационный момент, мотивация к деятельности 2.Актуализация знаний. Анализ сказки и составление сравнительных характеристик глав-ных героев. 3. Физкультминутка | Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, настрой обучающихся на работу. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. Садитесь. - Начнём работать дружно и с хорошим настроением. А теперь за работу! А как будем работать - догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному. 1. Игра «Доскажи словечко». Тексты будем мы … (читать,) Информацию из текста … (извлекать.) Точку зрения … (высказывать,) На вопросы … (отвечать,) Новое для себя… (узнавать.) И, конечно, без сомненья, Речь при этом … (развивать!) Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развив- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? Посмотрите, пожалуйста, на слайд, убедимся, что это так. Правильно, сегодня на уроке мы завершим знакомство с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб». -- А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку . Звучит восточная музыка. Открыли глаза. Почему звучит именно восточная мелодия? А кто автор? Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты». Я знаю вы любите игры, Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, Чем наши волшебные сказки. Сегодня мы завершаем работу над этим произведением. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Первым этапом исследовательской работы стало домашнее задание. Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова мы уже знакомы. На какие 2 группы делятся все сказки? Каждая из этих групп в свою очередь делится на какие группы? Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? Докажите, что сказка «Ашик-Кериб» волшебная.\ Какие географические названия встречаются в сказке? Предлагаю рассмотреть карту современной Турции. Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия? Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии), Арзурум – Эрзурум, Арзиньян – Эрджиньян . Теперь вы видите путь Ашик-Кериба. Очевидно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно. Ребята, давайте сформулируем вывод. Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. - Как называются рисунки к произведениям? ( Иллюстрации) - Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения) - Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям? ( Художники-иллюстраторы) Второй этап исследовательской работы. - Давайте мы поработаем с текстом, но сделаем это с помощью иллюстрации. - Ваша задача, узнать эпизод по иллюстрации и найти его в тексте и зачитать. 1. - Чем занимался Ашик-Кериб? - Почему люди уважали его? - Как он познакомился со своей невестой? - Что предложила девушка Ашик-Керибу? - Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь? - Какое решение принял Ашик Кериб? - Охарактеризуйте Ашик Кериба. (Ашик Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный) 2. - Почему девушка согласилась ждать Ашик Кериба 7 лет, ведь это так долго? - Какое качество Магуль Мегери помогло ей выдержать все испытания? - Какие ещё черты характера этой девушки вам нравятся? - Почему девушка держала кинжал и яд? - А как вы думаете, Куршуд бек – положительный или отрицательный герой? (Отрицательный, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слез она потеряла зрение). - Почему он совершил такой поступок? (Он тоже любил Магуль Мегери). А человек на белом коне? Он отрицательный или положительный герой? | -Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на рабочие места. -Дети отвечают. - «Ашик- Кериб» -Стихи и сказки Сказки авторские и народные. бытовые, сказки о животных и волшебные. Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), волшебные помощники, добро побеждает зло. Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло. . | (Слайд 2) (Слайд 3) Слайд 4 |
5.Работа над особенностями характера героев | Работа в группах. - Хорошо. Мы вспомнили сюжет сказки и главных героев. Назовите кто является главными героями сказки? - Кто, по вашему мнению, второстепенный герой? - Давайте дадим характеристику главным героям, заполнив их паспорт. Для этого вы будете работать в группах. -Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет. -Для этого можно использовать план (работа в группах). Как звали героя? Чем занимался? Возраст. Бедный или богатый. В какой семье воспитывался? Кто его друзья? Черты характера. Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек молодой молодая богатый красивый богатая завистливый бедный красивая жестокий музыкант приветливая дружелюбный добрая приветливый Выслушиваются ответы детей, анализируется характер главных героев. Ашик-Кериб бедный музыкант, высокое сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный; Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову, любит Ашик-Кериба, покорная. Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность, обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение. Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери. Может ли это служить ему оправданием? | (Ашик - Кериб, Магуль – Мегери и Куршид – Бек, Святой Хадерилиаз) (мать, подруга, сестра, брат Куршид–бека ). | |