СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения М.Ю Лермонтов "Ашик Кериб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Турецкая сказка Ашик Кериб

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения М.Ю Лермонтов "Ашик Кериб"»

Урок литературного чтения.

Тема урокаМ. Ю. Лермонтов турецкая сказка «Ашик – Кериб»

Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.

Задачи.

Образовательные.

-Продолжить работу со сказкой.

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у учащихся сравнивать народные и авторские сказки.

Развивающие.

- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

- Продолжить работу по развитию общего и литературного.

- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные.

- Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

УУД

Личностные. 

- Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные.

- Целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

Коммуникативные. 

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  

практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

Познавательные. 

- Проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты.

Предметные.

- Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-Называть основные события сказочного текста;

-Знать основные особенности авторской сказки;

Метапредметные.

-Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные.

-Проявлять интерес к чтению сказок;

-Понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм»,  «Чтение, суммирование в парах», «Партнерство»,

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, карточки с заданиями, презентация.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч1.



Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1.Организационный момент, мотивация к деятельности















2.Актуализация знаний.

Анализ сказки и  составление сравнительных характеристик  глав-ных героев.











3. Физкультминутка

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, настрой обучающихся на работу.


Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. Садитесь.


- Начнём работать дружно и с хорошим настроением.


А теперь за работу! А как будем работать - догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.

1. Игра «Доскажи словечко».

Тексты будем мы … (читать,)
Информацию  из  текста … (извлекать.)
Точку  зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)

Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развив-

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? Посмотрите, пожалуйста, на слайд, убедимся, что это так.

Правильно, сегодня на уроке мы завершим знакомство с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб».

-- А сейчас закрыли глаза.

 Релаксация под тихую музыку

Звучит восточная музыка. Открыли глаза.

Почему звучит именно восточная мелодия? А кто автор? 

Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты».

Я знаю вы любите  игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Сегодня мы завершаем работу над этим произведением. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаетеПоэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

Первым этапом исследовательской работы стало домашнее задание.

Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова мы уже знакомы.

На какие 2 группы делятся все сказки?

Каждая из этих групп в свою очередь делится на какие группы?

Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?

Докажите, что сказка «Ашик-Кериб» волшебная.\

Какие географические названия встречаются в сказке?

Предлагаю рассмотреть карту современной Турции. Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия? Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии), Арзурум – Эрзурум, Арзиньян – Эрджиньян . Теперь вы видите путь Ашик-Кериба. Очевидно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.

Ребята, давайте сформулируем вывод.





Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше.

- Как называются рисунки к произведениям? ( Иллюстрации)

- Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения)

- Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям?

( Художники-иллюстраторы)  

Второй этап исследовательской работы. 

- Давайте мы поработаем с текстом, но сделаем это с помощью иллюстрации.

- Ваша задача, узнать эпизод по иллюстрации и найти его в тексте и зачитать.


1. - Чем занимался Ашик-Кериб?

- Почему люди уважали его?

- Как он познакомился со своей невестой?

- Что предложила девушка Ашик-Керибу?

- Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь?

- Какое решение принял Ашик Кериб?

- Охарактеризуйте Ашик Кериба. (Ашик Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный)

2. - Почему девушка согласилась ждать Ашик Кериба 7 лет, ведь это так долго?

- Какое качество Магуль Мегери помогло ей выдержать все испытания?

- Какие ещё черты характера этой девушки вам нравятся?

- Почему девушка держала кинжал и яд?

- А как вы думаете, Куршуд бек – положительный или отрицательный герой? (Отрицательный, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слез она потеряла зрение).

- Почему он совершил такой поступок? (Он тоже любил Магуль Мегери).

А человек на белом коне? Он отрицательный или положительный герой?


-Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на рабочие места.














-Дети отвечают.


















- «Ашик- Кериб»


















-Стихи и сказки





Сказки авторские и народные.


бытовые, сказки о животных и волшебные.






Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), волшебные помощники, добро побеждает зло.



Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян













Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.

.



































(Слайд 2)













(Слайд 3)
















Слайд 4

 4.Мозговой штурм

Кроссворд-головоломка "Родина поэта"

Вписав правильно в горизонтальные ряды слова из сказки М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб", вы прочтете в первом вертикальном ряду название города, в котором родился поэт в ночь на 14 октября 1814 года.

1. Что означает турецкое слово "ана"?

2. Что принес Курцун-бек матери Ашик-Кериба, чтобы доказать, что ее сын утонул?

3. Название турецкой балалайки, на которой играл Ашик-Кериб.

4. Ему Мигаль-Мегери дала золотое блюдо.

5. Он помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлис за один день и дал комок земли.

6. Какая часть имени Ашик-Кериба означает слово "певец"?

Ответы

По горизонтали: l. Мать. 2. Одежда. 3. Сааз.4. Купец. 5. Всадник. 6. Ашик.

По вертикали: Москва.







5.Работа над особенностями характера героев

Работа в группах.

- Хорошо. Мы вспомнили сюжет сказки и главных героев. Назовите кто является главными героями сказки? 

- Кто, по вашему мнению, второстепенный герой?

- Давайте дадим характеристику главным героям, заполнив их паспорт.

Для этого вы будете работать в группах.

-Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

-Для этого можно использовать план (работа в группах).

  1. Как звали героя?

  2. Чем занимался?

  3. Возраст.

  4. Бедный или богатый.

  5. В какой семье воспитывался?

  6. Кто его друзья?

  7. Черты характера.

Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек

молодой молодая богатый красивый богатая завистливый

бедный красивая жестокий

музыкант приветливая

дружелюбный добрая

приветливый

Выслушиваются ответы детей, анализируется характер главных героев.

Ашик-Кериб бедный музыкант, высокое сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный;

Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову, любит Ашик-Кериба, покорная.

Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям

Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность, обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение. Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.

Может ли это служить ему оправданием?



(Ашик - Кериб, Магуль – Мегери и Куршид – Бек, Святой Хадерилиаз)


(мать, подруга, сестра, брат Куршид–бека ).


Итог урока

Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев таким характером? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды)

Прочитаем пословицы стр. 111.

-Для чего автор описал нам их?

-Может ли для тебя это быть ценным?

Пословицы: Не ищи красоты, а ищи доброты

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

Шей шубу теплее, жену выбирай добрее.


.(общаться с добрыми людьми независимо от внешности. Она обманчива.


Чтобы не только умела петь да плясать, а еще по дому всё делать)

Шуба тёплая и никакой мороз не страшен, а если жена добрая она всегда поможет


Тест оценочный


1. Какого народа сказка «Ашик-Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым?

А. Армянская
Б. Турецкая=
В. Грузинская

2. С кем сравнивает автор Магуль-Мегери?

А. С прекрасным солнцем за облаками
Б. С ангелом, живущим за звездами=
В. С птицей красивых лесов

3. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?

А. Тифлисе=
Б. Петербурге
В. Арзеруме

4. На каком инструменте играл Ашик-Кериб?

А. Саксофон
Б. Домбра
В. Сааз=

5. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери?

А. Потому что был бедным=
Б. Потому что был неграмотным
В. Потому что был богат

6. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик-Кериба?

А. Сказал, что Ашик бросил его
Б. Ашик утонул в реке=
В. Ашика погрызли волки в лесу

7. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?

А. Св.Сергий
Б. Св.Павел
В. Св.Георгий=

8. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?

А. Ослепла=
Б. Заболела
В. Умерла

9. Чем удалось Ашик-Керибу справитьcя с недугом матери?

А. Землей=
Б. Водой
В. Растениями

10. Что обозначают слова Ашик-Кериба «Шинды-Герурсез»?

А. Здравствуйте
Б. Скоро узнаете=
В. Скоро все закончится




Рефлексия

Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?




Домашнее задание

В рабочей тетради описать любимого героя сказки на выбор.






Приложение. Словарная работа:


Аяк – Ага – знатный господин

Чауш – рассыльный

Оглан – мальчик, парень

Пророк -  проповедник и истолкователь воли Божией, провидец. Происходит от др.-русск., ст.-слав. пророкъ, от про- + гл. реку́. Калька др.-греч. προφήτης «прорицатель», буквально «говорящий будущее».

Бек - в старой Турции - титул мелкого вассального князя; теперь - прибавка к имени, в знач. господин.

Паша - почетный титул высших должностных лиц в Османской империи. До сер. 19 в. носили главным образом визиры и правители провинций, с сер. 19 в. до 1934 - генералы турецкой армии.

Караван –сарай - постоялый двор, место стоянки караванов с помещениями для людей и грузов 

Роковой час - решающий, предопределяющий дальнейшие события. 

Минарет - (ар. минара, букв. – маяк) – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. 

Ага(тур.)Употребляемое в соединении с собственным именем соответствует русскому«господин», напр., употребляется господин Абдул; у турок Абдул-ага = так же, как прилагательное к должности начальника.

Селяйм - алейкюм – (мир вам; дословно: мир на вас) арабское приветствие,  укоренившееся в исламе и используемоемусульманами разных национальностей,  его также используют арабы.Эквивалент слова «здравствуйте». В ответ на это приветствие традиционно отвечают «ўа‘але́йкум ассаля́м» — и вам Мир (дословно — «И на вас мир»).

Чапра – занавес.

Намаз - ежедневная пятикратная (в определённое время) молитва у народов Востока .



Словарик восточных слов.

Аян- Ага- знатный господин.

Ана- мать.

Ашик- музыкант, балалаечник.

Аллах- бог.

Газель- родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок- клятвенное обещание.

Караван- сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям- создатель.

.

Намаз- ежедневное пятикратное моление у мусульман.

Оглан- юноша.

Пророк- истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша- в старой Турции титул генералов.

Сааз- турецкая баладайка.

Салям- алейкум- здравствуйте.

Чауши- слуги.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!