Тема урока: Мамин-Сибиряк «Приёмыш»( Образ дедушки Тараса , Приёмыш и Соболько- преданные животные).
Цели:
образовательные: совершенствование навыка чтения (с учётом требований, предъявляемых к чтению: его осознанность, правильность, выразительность, беглость), основных видов речевой деятельности, умения работать с текстом; проанализировать характер и поступки героев произведения;
развивающие: развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выявление авторской позиции в эпическом тексте, активизация и развитие творческого воображения, образного мышления, развитие интеллектуального и эмоционального потенциала младшего школьника;
воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, воспитание бережного и заботливого отношения к природе, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности.
Формирование УУД.
Регулятивные: целеполагание, самооценка.
Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.
Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.
метапредметные: развитие навыка работы с текстом, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи, расширение словарного запаса учащихся,
предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения.
Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.
Оборудование: мультимедийное сопровождение урока, индивидуальные карточки, карточки характеристики героев , портрет Д. Н. Мамина – Сибиряка
План урока
1.Организация на урок
1.Эмоциональный настрой
Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! Сохраните хорошее настроение на весь день. Желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде !
2. Пятиминутка чтения
1) Работа над скороговоркой Очень важно правильно произносить слова и звуки.
Говори - не торопись и смотри- не ошибись. Шёпотом, быстро
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ. (!,?, выделяя голосом каждое слово)
2) Самостоятельное чтение (текст «Лебеди» )
-Лебеди самые крупные водные птицы. Размах крыльев достигает до двух метров, а масса тела может превышать 15 килограммов. Оперенье бывает чисто белого, серого или чёрного цвета. Лебедь-это символ чистоты. Он живёт только в чистых озёрах.
Гордые и величественные птицы, верные, умные, понятливые. Живут только парами. Если один из пары погибает, то от тоски может погибнуть и второй. Об этих удивительных птицах написано много произведений и песен. Это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. Как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
- Что вы узнали об этой птице?( Ответы детей)
-Это самая изящная и верная птица….
А).Клип Сен Санс «Лебедь» На фоне музыки читается стихотворение
-А вот как Шарль Камиль Сен-Санс- величайший французский композитор показал красоту лебедя с помощью музыки.
А поэт Сергей Варакин –с помощью стиха.
Друзья, учитесь верности у ЛебедЕй !
Любите так, Как любят эти птицы !
Ведь если взять вселенную, Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, Но какая стать,
Какая нежность, Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду !
Ну как не чудо? Ведь всегда вдвоём,
Крылом к крылу! В красивом оперенье
Они скользят по чистому пруду.
Божественны! Остановись мгновенье !
А преданность? Ведь если роковой
Наступит час - один погибнет,
То жить не станет и другой !
Он тоже этот мир покинет.
Вот так плывут по жизни, по воде
Два нежные, творенья !
Учитесь верности у лебедей !
Храните жизни чудные мгновенья ! . .
2 009 г. Сергей Варакин,
-Лебедь — одна из прекрасных и красивейших перелетных птиц. Она является символом любви и верности. Эта очень грациозная птица, которую пока можно встретить в парках крупных городов, дальних озёрах. Лебедь - шипун охраняется, занесён в Красную книгу.
3. Актуализация знаний
-О ком скороговорка? (о лебедях)
-О ком читали рассказ на пятиминутке чтения?
О ком слушали музыку и стихотворение? (о лебедях)
-Почему об этой птице? (Это герой рассказа М-С. Приёмыш»
4.Подготовка к восприятию нового материала
- Кому будут посвящено произведение, над которым мы продолжим работать? ….. Кто автор этого произведения?
-Мамин – Сибиряк написал много прекрасных рассказов. Он их писал всю свою взрослую жизнь, и все они об Урале, о природе, детях и взрослых.
-Чтобы всё написать, надо было много исходить дорог по Уралу, близко знать его людей.
Дмитрий Наркисович любил ходить на охоту, но не любил убивать животных.
Он с удовольствием рыбачил, ночевал в лесу.
Его любили старые охотники и рыбаки, многое ему рассказывали.
Всё это нашло отражение в произведениях писателя.
Особая страница творчества Д. Н. Мамина - Сибиряка – это рассказы для детей.
" Ведь это счастье писать для детей",- говорил он.
-С этой особой страницей творчества Мамина – Сибиряка, а именно с рассказом «Приёмыш» мы и продолжим работать сегодня на уроке.
5.Проверка домашнего задания:
Дети к уроку выполняли разноуровневые задания:
-- 1 уровень- проиллюстрировали понравившиеся эпизоды -- прикрепите иллюстрации к доске. Расскажите эпизод.
2 уровень- Восстанови порядок событий в произведении . Работа в паре
1.«Когда этот "лучший друг человека" радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина.»
2. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.»
3. «Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.»
4. «Ну, а потом, вижу, мой Приемыш затосковал.»
5. « Остались мы опять с Собольком одни.»
-Молодцы, вы правильно восстановили события произведения.
6.Работа по теме
- Сегодня наша с вами задача – раскрыть образ дедушки Тараса – главного героя рассказа и доказать, что он действительно настоящий хозяин Светлого озера. Приёмыш и Соболько- преданные животные.
Дедушка Тарас – настоящий хозяин Светлого озера
4.Анализ произведения.
- Назовите героев рассказа. (В рассказе три главные героя: дедушка тарас. Приёмыш, Соболько)
-Чем ему были дороги Приёмыш и Соболько? (Он считал их своей семьёй)
- Какие отношения сложились между героями рассказа? (Дружба человека с животными. Дружба между Соболько и Приёмышем.)
- Где происходит событие, которое описал автор?( Действие происходит на Светлом озере.)
- Какое зло причинили охотники птице? (Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался)
- Как Приемышу жилось у Тараса? (хорошо, он и кормил, выпускал плавать, к собаке лебедь привык)
- Из каких слов можно понять, как относился старик к лебедю?(с любовью, все разговоры сводил на него, нахваливал, что птица умная, гордая, царская)
- Как говорил о лебеде старик? ( Старик говорил о лебеде как о родном, близком человеке)
-Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей?» ( Потому, что тоскует она и может умереть без пары, в неволе)
- Из чего видно, что Тарас был очень умным и добрым человеком, человеком, который хорошо знал животных, умел наблюдать за тем, что происходит в природе? (потому что спас птицу, не обрезал крылья, выпустил на волю)
- Почему отлет Приемыша опечалил старика? (боялся , что не долетит, ястреба заклюют)
- Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце )
Доброта — это богатство, щедрость души человека.
-Какие черты характера можно отметить, создавая образ дедушки рыбака?
(Добрый, искренний, умный, отзывчивый, милосердный…)
Фикультминутка
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
А)Работа с текстом. Выборочное чтение.
1.Как лебедь оказался у старого рыбака? (Тут охотники….ну и поймали его)
2.Кто же такой дедушка Тарас? (Тарас жил на светлом…по целым годам)
3.Какие отношения сложились между Соболько и Приёмышем? (Сперва то боялся…Умная птица…как это делают гуси)
4. Что заметил Тарас. Наблюдая за стаей лебедей и Приёмышем? (Мой-то приёмыш…Да ведь так жалобно кричит…)
5.Какой же человек этот рыбак, если сумел увидеть. Что Приёмыш затосковал, предчувствуя отлёт лебедей? (Наблюдательный)
6.Что делает человека наблюдательным? (Наблюдательность даёт человеку глубокие знания и ум.)
5. В каких словах и поступках Тараса проявляется доброта? (Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. …Старик ужасно был доволен своим Приёмышем, и все разговоры в конце концов сводились на него»)
6. Как изменился Тарас, когда улетел приёмыш? 9старик действительно имел утомительный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким.)
7. Зачитайте, какие слова Тараса доказывают, что он хозяин Светлого озера (Я тут князь князем живу…и свой ум…)
Да, он – настоящий хозяин Светлого озера
Зачитайте,
9.Что заметил Тарас, наблюдая за Приёмышем? (На перелёте…Да ведь так жалобно кричит) с. 81
- Какой он человек этот рыбак, если сумел увидеть, что Приёмыш затосковал, предчувствуя отлёт лебедЕй?( Наблюдательный)
- Что ещё, увиденное Тарасом, заставляло его переживать за Приёмыша? ….
- Что даёт человеку наблюдательность?
(Наблюдательность даёт человеку глубокие знания и ум.)
Ум и глубокие знания
- О чём старик имел глубокие знания? ( Жизни, природы)…
- Какое решение помогли принять Тарасу его наблюдательность, знания о природе и, конечно же, доброта?
-А что вы чувствуете, когда лебедь улетает со стаей?
-А как бы поступили вы на месте Тараса?
Друзья и расстались.
- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)
Учитель:
-Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.
- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? (Место диких животных на воле. В их родной среде обитания. Нужно быть добрым и любить всё живое))
Физкультминутка Для глаз
5. Характеристика героев. Работа в группах. Карточка.
- Давайте обобщим: всё, что узнали о Тарасе, Соболько и Приёмыше.
Подумайте, какие слова и поступки характеризуют их?
1 группа. Охарактеризовать дедушку Тараса.
2 группа .Охарактеризовать Соболько.
3группа. Охарактеризовать Приёмыша.
Тарас: добрый, чуткий, искренний, милосердный, умеет любить, умеющий ценить, светлая душа, отзывчивый, умный и наблюдательный…)
Соболько: пестрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый, преданный.бескорыстный)
Приёмыш: умная птица, гордая птица, царская птица, особенная, Божья птица, учёная)
-Мы дали характеристики всем главным героям?
-А теперь составим диаграмму Эйлера Венна
- Сравним Приёмыша и Соболько. Чем отличаются?
Что общего?
Соболько:
Пёстрый
Лучший друг
Умный
Ласковый
Преданный
Приёмыш:
Умная птица
Гордая
Царская
Божья птица
Учёная
Особенная
Умные
Преданные
Добрые
Благородные
-В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить.
- А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)
Итог урока
- Как закончился рассказ? (Печально)
- А правильно ли поступил Тарас? ( Правильно.)
- Какова же основная мысль произведения?
Нужно относиться ко всему живому с любовью. Автор нам напоминает, что существует связь человека и окружающего мира.
Каждый должен жить так, как предназначила природа.
Просто людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое! Учит нас доброте.
- Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.
- А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?
“Человек, который понимает природу – благородный, чистый, и добрый».
Синквейн-это стихотворение написанное по следующим правилам:
1 строка-одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола описывающие действие
4 строка – фраза, несущая определённый смысл
5 строка – существительное
Соболько Приветливый, дружелюбный Играет, провожает, скучает Соболько грустит о Приемыше. Друг | Тарас Добрый, сострадательный Спас, принес, выкормил Тарас принес сироту лебеденка домой Доброта | Приемыш Маленький, одинокий Вырос, подружился, улетел Приемыш улетел в южные страны Лебедь |
Рефлексия:
- Рассказ вызвал у меня чувства …..
- Рассказ помог мне понять, что….
- Для меня было сложным….
- Мне понравилось ….
(Восхищение.печаль.радость,удивление.удовольствие,любование.тоска.
грусть,безразличие)
Д.З.
1. Пересказ произведения от лица автора.
2. Высказать своё отношение к рассказу и героям произведения.
- А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)
«Лебеди»
-Лебеди самые крупные водные птицы. Размах крыльев достигает до двух метров, а масса тела может превышать 15 килограммов. Оперенье бывает чисто белого, серого или чёрного цвета. Лебедь-это символ чистоты. Он живёт только в чистых озёрах.
Гордые и величественные птицы, верные, умные, понятливые. Живут только парами. Если один из пары погибает, то от тоски может погибнуть и второй. Об этих удивительных птицах написано много произведений и песен. Это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. Как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
«Лебеди»
-Лебеди самые крупные водные птицы. Размах крыльев достигает до двух метров, а масса тела может превышать 15 килограммов. Оперенье бывает чисто белого, серого или чёрного цвета. Лебедь-это символ чистоты. Он живёт только в чистых озёрах.
Гордые и величественные птицы, верные, умные, понятливые. Живут только парами. Если один из пары погибает, то от тоски может погибнуть и второй. Об этих удивительных птицах написано много произведений и песен. Это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. Как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
«Лебеди»
-Лебеди самые крупные водные птицы. Размах крыльев достигает до двух метров, а масса тела может превышать 15 килограммов. Оперенье бывает чисто белого, серого или чёрного цвета. Лебедь-это символ чистоты. Он живёт только в чистых озёрах.
Гордые и величественные птицы, верные, умные, понятливые. Живут только парами. Если один из пары погибает, то от тоски может погибнуть и второй. Об этих удивительных птицах написано много произведений и песен. Это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. Как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
«Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.».
«Когда этот "лучший друг человека" радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина.»
«Ну, а потом, вижу, мой Приемыш затосковал.»
«Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.»
« Остались мы опять с Собольком одни.»
«Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.».
«Когда этот "лучший друг человека" радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина.»
«Ну, а потом, вижу, мой Приемыш затосковал.»
«Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.»
« Остались мы опять с Собольком одни.»
«Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.».
«Когда этот "лучший друг человека" радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина.»
«Ну, а потом, вижу, мой Приемыш затосковал.»
«Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.»
« Остались мы опять с Собольком одни.»