СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Н.Н.Носов Федина задача"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопоставление потятий сатира и юмор на примере произведений Н.Н.Носова

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Н.Н.Носов Федина задача"»

Урок литературного чтения: Н.Носов "Федина задача". Сопоставление понятий "юмор" и "сатира"

Цель урока: способствовать формированию навыков исследовательской работы с текстом.

Задачи урока:

1.Создать условия для восприятия литературного жанра сатирический рассказ через произведение Носова «Федина задача»; учить различать понятия сатира и юмор;

2.Совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать своё мнение;

3.Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся.

УУД Личностные: формирование чувства сопереживания героям, развитие готовности к сотрудничеству.

УУД Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, способность производить простые логические действия (анализ, сравнение).

УУД Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном, коррекция и оценка.

УУД Коммуникативные: осуществлять сотрудничество со сверстниками; работая в группе, объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы.

  1. Актуализация знаний. Мотивация

Слайд 1 (Рисунок кота и мышей)

- Вспомните автора и название произведения героями которого были эти животные. (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот») Какое это произведение по жанру? ( стихотворение)

- А по характеру? ( Весёлое, смешное, юмористическое)

Слайд 2 - А что такое юмор? (смех, веселье)

-Часто рядом со словом юмор звучит слово сатира. Как вы думаете, это слова синонимы или у них разные лексические значения?

- Что же необходимо сделать, чтобы понять в чём разница между этими понятиями? ( Сравнивать понятия юмор и сатира)

- Поможет нам в этом произведение, которое мы сегодня будем исследовать.

-Работать вам сегодня предстоит в группах. Давайте вспомним правила работы (условные жесты)

Слайд 3 ,4( правила работы в группе) – Выберите себе кружок определённого цвета. Распределите обязанности. (крас. – капитан; ор.- оратор; ж. – аналитик; з.-оформитель: г. консультант ; с – чтец; ф.- наблюдатель)

- Итак, приступим к 1 заданию.

1группа

- Установите фамилию автора, чьё произведение мы будем анализировать по 1 букве фамилий авторов представленных имён и отчеств.

Николай Алексеевич Некрасов

Валентина Александровна Осеева

Николай Иванович Сладков

Владимир Фёдорович Одоевский

Александр Мелентьевич Волков



2группа. Определите название произведения: ачадаз анидеф

3группа. Среди букв найдите и прочитайте слово, указывающее на жанр произведения:

баскрассказагад.

4 группа. Прочитайте опорные слова, рассмотрите иллюстрации и предположите о чём будет данное произведение:

Федя, радио, концерт по заявкам, читал несколько раз, пойду к Юре.

Проверка выполнения задания

1группа ( Называя автора, даёт краткую справку о нем) Слайды 5,6

Краткая справка: Н. Н Носов родился 22 ноября 1908 года в семье актёра. Он не сразу стал профессиональным писателем. До этого сменил много профессий.

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале "Мурзилка"

Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни.

В своих рассказах Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

2группа Слайд 7

-Что можно выяснить из названия произведения?

3группа Слайд 8,9

- Какое по жанру произведение нам предстоит проанализировать?

Какие ещё по жанру произведения писал Н.Н.Носов?

4 группа Слайд 10

-О чем пойдёт речь в рассказе Н. Носова «Федина задача»?

2. Формулирование темы и цели урока

-Какова же будет тема нашего урока? (Знакомство с произведением Н.Н. Носова «Федина задача» Сравнение понятий сатира и юмор.) Слайд 11

-Сформулируйте цель нашего исследования (Выяснить сатирический или юмористический рассказ мы будем читать).

-С чего следует начать исследование? ( С гипотезы). Какую гипотезу мы будем сегодня проверять :

  • Рассказ Н.Носова «Федина задача»- рассказ юмористический.

  • Рассказ Н.Носова «Федина задача»- рассказ сатирический

Слайд 12

3.Составление плана исследования

-Каждая группа должна представить план исследования

1группа. Составить план из предложенных пунктов

2 группа. Дополнить план недостающими пунктами

3 группа Вставить глаголы в предложения плана

4 группа Составить план исследования

Проверка одновременная: Листы с планом вывесить и сравнить с образцом

План Слайд 13

    1. Узнать значение слов Юмор и Сатира

    2. Познакомиться с рассказом Н. Носова «Федина задача»

    3. Объяснить значение непонятных слов

    4. Выделить идею рассказа «Федина задача»

    5. Сравнить данное произведение с рассказом Н. Носова «Фантазёры»

    6. Сделать вывод

-Сравните ваши планы с образцом. Что заметили? ( Есть пункт: Сравнить..)

Физминутка для глаз 9( Шляпа) Слайд 14

План исследования готов, приступаем к его выполнению



1группа. Найти значение по толковому словарю.

2группа. К данному определению подобрать обобщающее слово

(Сравнить с образцом или воспользоваться помощью консультата)

3группа Найти определение Н,Носова в тексте учебника на стр. 150

4 группа Самостоятельное сформулировать определение понятий ( Найти в Интернете)

Проверка

-Что общего в понятиях юмор и сатира ( осмеивание)? В чём разница? Что обиднее юмор или сатира? Слайд15

4. Знакомство с произведением и его анализ

  • Знакомство с произведением. (Прослушивание рассказа в исполнении актёра Л. Дурова, следя за чтецом по книге) Слайд16

-Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? Почему смех?

- О чём этот рассказ? Удалось ли Феде решить задачу?

  • Объяснение непонятных слов.( соединить слово с его значением) Слайд 17

репродуктор объяснил

чурбан длинная верхняя одежда с длинным рукавом

кафтан неповоротливый, тупой человек

рокочущим басом громкоговоритель, радио

растолковал низким мужским голосом

Проверка задания

  • Анализ произведения

-Откуда пришёл Федя? Как вы понимаете выражение «по крайней мере никто не будет мешать»? Что сделал Федя перед тем как сесть за решение задачи? Как вы думаете, для чего он это сделал? Что сделал Федя прослушав 2 песни? (Найдите и зачитайте ,как об этом пишет автор. Для чего он это сделал? Почему же Федя не смог прочитать всю задачу сразу? Как Федя вышел из ситуации с нерешённой задачей? Сможет ли Юра растолковать Феде трудную задачу? А что лучше дать списать или потратить своё личное время и объяснить решение?

Задание группам Придумать по 1 вопросу для групп по содержанию рассказа ( 1гр Что…( слушал Федя по радио) 2гр Почему… (Федя не мог сосредоточиться) 3гр. Какая… фамилия была у друга Феди) 4грСколько… (раз возвращался Федя к задаче)

  • Сравнение произведений

«Фантазёры» «Федина задача»

автор

герои

основное занятие

характер героя

главная мысль

отношение автора к герою

5.Обмен информацией .Проверка задания

Для чего автор написал этот рассказ «Живая шляпа»? А «Федина задача»? Одинаково ли отношение автора к своим героям? Для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтоб дети смеялись над своими недостатками, избавились от них).

- Какую гипотезу мы выдвинули в начале исследования? Подтвердилась ли наша гипотеза?

6.Связывание информации Слайд 18

-Выберите пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.

1группа

-Любишь кататься. люби и саночки возить.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Петь хорошо вместе, а говорить по одному.



2группа

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Без охоты нет и работы.

3группа

Дело мастера боиться.

Не спеши языком, торопись делом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4группа.

Всему своё время.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Проверка

7.Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 19

- А как вы думаете, Федя это вымышленный герой или он живёт среди нас?

Перед уроком наша Катя провела своё маленькое исследование, давайте её послушаем

(Я опросила ребят нашего класса, задав им 2 вопроса и выдвинула версию, что все учащиеся нашего класса делают уроки в тишине

  • Вы делаете уроки в полной тишине?

  • Делаете ли вы уроки под включённый телевизор, плейер?

И вот такие результаты. К сожалению моя версия не подтвердилась)

Слайд20

«5» Каждая группа отдаёт свою «5» той группе, которая была сегодня лучшей

«5» учитель команде, которую надо поддержать

8.Домашнее задание на выбор Слайд 21

  1. Нарисовать рисунки к произведению

  2. Написать сочинение о Феде Рыбкине

  3. Пересказ рассказа

  4. Попробуйте сами написать смешной рассказ  

  5. Составить секвейн





.