СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения на тему "И. Токмакова: Стихотворение «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц: Рассказ «Волк», Г. Кружков: Стихотворение «Ррры!». Юмористические рассказы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему "И. Токмакова: Стихотворение «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц: Рассказ «Волк», Г. Кружков: Стихотворение «Ррры!». Юмористические рассказы"»


Предмет: Литературное чтение

Студент: Ивлева Татьяна

Технологическая карта

Тема урока

И. Токмакова: Стихотворение «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц: Рассказ «Волк», Г. Кружков: Стихотворение «Ррры!». Юмористические рассказы

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Способствовать формированию навыков правильного, сознательного чтения на примере новых текстов

Задачи

-Познакомиться учащихся с произведениями И. Токмаковой, Я. Тайца, Г. Кружкова;

-Учиться читать произведения по ролям;

-Совершенствовать навыки полноценного чтения;

- воспитать трудолюбие и внимательность.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

-Будут учиться читать по ролям, отвечать на вопросы;

- узнают о том, что такое юмористический рассказ.

Личностные результаты

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; Проявлять внимание, желание больше узнать; Оценивать собственную учебную деятельность.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: приобретать и осуществлять практические навыки и умения.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться.

Основные понятия

Юмор, рассказы

Межпредметные связи

Литературное чтение­–русский язык–окружающий мир–информатика–ИЗО

Ресурсы:Основные

Дополнительные

Учебник «Литературное чтение», 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», 2012

Презентация

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа, ИКТ, проблемный метод, творческая деятельность учащихся



Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, встаньте, урок начинается. Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Татьяна Витальевна. И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Парта - это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Быть должны у вас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Руки дружно поднимайте,

Если спросят - отвечайте.


Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать дневник и учебник.

Приветствуют учителя










Настраиваются на работу




Проверяют свои рабочие места

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Ребята, давайте вспомним произведения, которые мы читали на прошлых уроках.

1.В. Берестов «Воробушки»:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили, мы дожили,

Мы живы, живы мы!

2.Р.Сеф «Чудо»:

Ты ещё не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда —

Не видел чуда!


Так сходи

И посмотри.

Ты увидишь

Просто чудо,

Удивительное чудо:

Там, где магазин «ПОСУДА»,

Возле дома номер три,


Сквозь асфальт

У перекрестка

Пробивается

Берёзка.

Прочитаем их по желанию выразительно.


























Читают по желанию стихотворения (3-4 человека)

3. Выявление места и причины затруднения

Ребята, сегодня у нас будет необычная тема урока, давайте узнаем, что это будет. Посмотрите на слайд и разгадайте ребус (2 слайд)

Правильно ребята! Но так как у нас с вами урок чтения, то мы будем читать рассказы и стихотворения.

А вы знаете какие-либо юмористические произведения?



Юмор






Проявляют затруднение

4. Построение проекта выхода из затруднения

Для того, чтобы с ними познакомиться, нам понадобиться учебник.

Давайте откроем первую страницу. Прочитайте название темы.

Далее у нас написано, с кем мы познакомимся, а познакомимся мы с веселыми произведениями.

Научимся читать вслух так, чтобы всем было интересно.

Так же мы будем учиться наблюдать, как писатель подбирает слова, чтобы точно описать героя.

А так же научимся читать по ролям.

Ребята, а вы знаете для чего же писатели, сочиняют такие произведения?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами почитаем несколько стихотворений.

1.Знакомство с писателем.

Ребята, первым автором, с которым мы познакомимся на этом уроке, будет Такмакова Ирина Петровна (3 слайд) — советская и российская детская писательница, автор образовательных повестей-сказок, стихотворений и пьес для детей дошкольного возраста, классических переводов из английской и шведской народной поэзии. Лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества (за книгу «Счастливого пути!»).

Первой книгой, которая являлась сборником собственных стихотворений, называлась – «Деревья».

2.Словарно-лексическая работа.

Итак, на доске у нас есть картинки, а рядом слова:

1)Неизвестно;

2)Пересмеять;

3)Смеяться.

Итак, ребята, прочитайте первое слово.

Оно означает то, когда у нас нет знаний в каком-либо случае, про что-то или кого-то.

Прочитайте второе слово.

Оно означает то, когда кто-то смеется больше и дольше всех.

Прочитайте третье слово.

Оно означает, когда нас развеселило что-то или кто-то, в такие моменты мы смеемся.



И в шутку и в серьез











Проявляют затруднения

























Неизвестно



Пересмеять




Смеяться


5. Реализация построенного проекта

1. Чтение стихотворения учителем.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение под названием «Мы играли в хохотушки».

После прочтения вы ответите мне на вопрос:

О чем же говориться в произведении?

2. Беседа по первичному восприятию.

1) О ком говорится в стихотворении?

2) Почему оно так называется?

Итак, почему же стихотворение называется именно так и о ком говорится в нем?

3. Повторение учащимися.

Правильно ребята, а теперь кто-нибудь из вас прочитает его нам выразительно первое четверостишие.

Итак, ребята, во что играли дети?

Что они делали как свинюшки?

А как они скакали?

А как они это делали?

Теперь прочитаем следующие шесть строк.

Что же решили дети?

Чего дети боялись?

Что из-за смеха делали дети?

Прочитаем последние шесть строк стихотворения.

Что было неизвестно детям?

4. Обобщающая беседа.

Ребята, кто же был главным героем этого стихотворения?

Давайте найдем в тексте слова, которыми автор описал, как смеются дети.


Молодцы!

А вы любите играть в игра?

Назовите свою любимую.

А как вы думаете, как это стихотворение связано с юмором?

Правильно.

1.Знакомство с писателем.

А теперь мы с вами познакомимся со следующим автором: Тайц Яков Алексеевич (4 слайд)

Автор книг для детей и о детях: «Обидная команда», сборник рассказов «Откуда ты?», «Антон и Антоновка» и др. Характерной особенностью творчества Тайца является почти полное отсутствие отрицательных персонажей, вследствие чего его герои если и ведут борьбу, то только с собственными незначительными недостатками. Рассказы и повести писателя в основном посвящены повседневной жизни, в них почти не встречаются приключения, какие-либо неожиданные происшествия.

2.Словарно-лексическая работа.

Ребята, у нас снова появились картинки, а рядом с ними слова:

1) Зоопарк.

2)Волк.

3)Отвернуться.

Прочитаем первое слово, знаете ли вы, что оно означает?

Правильно. Прочитаем второе слово, кто ж это? Где он обитает?

Прочитаем третье слово. Оно означает то, когда мы поворачиваемся от чего-то или кого-то в другую сторону.

3. Чтение стихотворения учениками с анализом и словарной работой.

Сейчас мы прочитаем рассказ под названием «Волк». Слушаем внимательно, после вы ответите на вопросы:

Ребята, куда же пришла Маша?

Кого она сразу узнала?

Каких сказочных героев обижал волк?

Что сделал волк, после того, как Маша его поругала?

Было ли стыдно волку, по мнению Маши?

2. Повторное чтение по ролям.

Теперь прочитаем этот рассказ по ролям. Один человек будет читать слова автора, а второй слова девочки Маши.

Как нужно читать слова Маши? С какой интонацией?

Хорошо, теперь одна пара прочтет, но не забывайте про знаки препинания.

4. Обобщающая беседа.

Ребята, кто главный герой этого рассказа?

Почему Маша подумала, что волку стало стыдно?

Каким был волк в тех сказках, что называет Маша? Почему она его ругает?



Давайте посмотрим на страницу 7. Здесь иллюстрация к рассказу. Как бы вы её озаглавили?


Физкультминутка

– Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Ходьба на месте.

Потягивание.

Повороты туловища.

Наклоны влево-вправо.

Поднятие, опускание рук.

Ходьба на месте.


1.Знакомство с писателем.

А теперь мы с вами познакомимся со следующим автором: Кружков Григорий Михайлович. (5 слайд)

Русский поэт, эссеист, переводчик поэзии. Лауреат Государственной премии Российской Федерации по литературе. Почетный доктор литературы Тринити-колледжа, Ирландия. Лауреат литературной премии Александра Солженицына.

2.Словарно-лексическая работа.

Ребята, у нас снова появились картинки, а рядом с ними слова:

1)Лев.

2)Какаду.

3)Распугать.

Прочитаем первое слово, кто же это?

А где он живет?

Прочитаем второе слово. Эта птица обитает в Австралии, её очень часто держат дома.

Прочитаем третье слово, что оно означает?


3. Чтение стихотворения учителем.

Сейчас я прочитаю вам рассказ под смешным названием «РРРЫ!». Слушаем внимательно, после вы ответите на вопрос: Почему стихотворение называется именно так?

Итак, ребята, почему рассказ называется именно так?

4. Чтение учащимися.

Давайте прочитаем первые три строчки.

Кто вышел из-за гор?

Что же он промолвил?

Прочитаем следующее пять строк.

Кто подлетел ко льву?

Какие слова послышались птицам?

Прочитаем стихотворение до конца.

Что же ответил лев какаду?

5. Беседа.

Кто является главными персонажами стихотворения?

С какой интонацией нужно прочитать слова какаду?

А слова льва?

6. Чтение по ролям.

Прочитаем слова по ролям слова за какаду слова за льва.

7. Обещающая беседа.

Как вы считаете, что смешного в данном стихотворении?

Можно ли назвать его юмористическим? Почему?

Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Как бы вы её озаглавили?


Прослушивают стихотворение





В стихотворении рассказывается о детях. Потому что они играли в игру под названием «Хохотушки»




Чтение учащимся


В хохотушки

Визжали

Как лягушки

Вбок и задом наперёд

Чтение учащимся

Кто захочет, тот их всех пересмеёт

Лопнуть со смеху

По полу катались


Чтение учащимся

Кто их всех пересмеёт



Дети


Визжали, лопнуть со смеху боялись, по полу катались.


Да

Ответы детей


Оно показывает, как дети смеются и шутят.





















Там живут разнообразные животные.



Хищник, в лесу.












В зоопарк

Волка

Красную Шапочку и трёх поросят


Поджал хвост и отвернулся

Да





Будто она ругает и поучает волка

Маша и волк


Одна пара читает по ролям.


Потому что волн поджал хвост и отвернулся


Волк был отрицательным персонажем. Потому что он обижал Красную Шапочку и трех поросят.


«Маша ругает волка»


































Лев

В Африке


Испугать кого-то, так чтобы кто-то стремительно ушел







Потому что такой звук издавал лев


Чтение учащимся

Лев

Ррры!

Чтение учащимся

Какаду

Разорву, растерзаю, разнесу, раскидаю

Чтение учащимся

Что он прост рад


Лев и птицы какаду


Стараясь напугать

Радостно




Читают по желанию



То, что какаду не так поняли льва

Можно, потому что смотришь на свои поступки со стороны


«Лев встретил какаду»

6. Обобщение знаний по теме урока


С какими произведениями мы сегодня познакомились?

Какими они были?

Что общего между ними?

А чем они отличаются?

На доске у нас есть таблица, в ней есть произведения, которые мы изучали раньше и сегодня, давайте её заполним:



Название произведения

Элемент произведения


Волк

«Воробушки»



Дети

Чудо



Лев и какаду



«Мы играли в хохотушки», «Волк», «РРРЫ!»

Юмористическими

Они могут заставить смеяться

Героями и смыслом

Ответы детей

7.Итог

Итак, ребята, с чем мы сегодня с вами познакомились?

Какое из произведений вам больше всего понравилось?

Что на уроке понравилось больше всего?

С юмористическим рассказом и стихотворениями.


Ответы детей

Ответы детей

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

«Пейзаж».

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!