Урок литературного чтения.
Нравоучительный характер русской народной сказки «Два Мороза».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой Два Мороза; развивать навыки чтения, используя технологию оптимального чтения ; память, внимание, мышление, речь; учить грамотно излагать свои мысли, используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
находить главную мысль, сформулированную в тексте.
2. Метапредметные
- познавательные УУД
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в устной форме;
учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- коммуникативные УУД
слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в коллективном обсуждении;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Речевая разминка.
- Прочитайте на одном выдохе три раза: шепотом, тихо, громко:
ЛА-ЛЭ-ЛЫ-ЛУ-ЛО
АЛ-ЭЛ-ЫЛ-УЛ-ОЛ
КЛА-КЛЭ-КЛЫ-КЛУ-КЛО.
- Выполним упражнение «Дудочка и гармошка», «Лисичка».
- Работа со скороговоркой (прочитать медленно, быстрее, очень быстро).
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
2.Пятиминутка чтения ( Все дети одновременно в режиме жужжащего чтения читают 5 минут . В.А. Сухомлинский «Жаворонок солнышку помогает»).
- О каком времени года идет речь?
- Как звали девочку?
- Кого она увидела? Что делала птичка? Что удивило девочку? Как бы вы озаглавили это произведение?
- Повторное чтение, самозамер скорости.
Повторим наше золотое правило: Чтобы читать быстро – надо читать!
- А как надо читать? (надо читать регулярно, небольшими порциями, несколько раз в день, обязательно перед сном. Что вы читали вчера перед сном?
3. Актуализация знаний.
- Как называется раздел , над которым мы работаем? Какие жанры произведений читали в разделе? Какое стихотворение запомнилось ? Почему?
-Хорошо, молодцы!
II. Постановка целей урока.
- О каком времени года мы читаем произведения? Вместе с зимой к нам проходит... Отгадаете загадку – узнаете, о ком мы будем сегодня читать.
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
(мороз)
-Правильно. Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза» на стр.198-201.
-Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?
III. Работа по теме урока.
1.Словарная работа.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
- Тренировка зрительной памяти ( Прочти отрывок . Запомни его содержание. Повтори дословно.
С колокольчиками богатый купец в город едет, а с бубенчиком бедный крестьянин – в лес по дрова.
- Кто ехал с колокольчиками? Куда он ехал?
- Кто ехал с бубенчиком?
Физкультминутка
Наклоняемся вперёд,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре-
Завертелись, закружились.
2.Слушание сказки ( чтение учителем и сильными учащимися).
-Как решили позабавиться два Мороза?
IV Закрепление изученного.
1.Работа с текстом
- Выборочное чтение отрывков (орфографическое, орфоэпическое, взрывное, «волк – заяц».)
-Как одет крестьянин? Купец?
-Как Мороз- Синий нос заморозил купца?
-Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
-Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?
-Зачем он так сделал?
- Повторное чтение рассказа.
Со стр. 200 А ему все жарче да жарче… (Упр.в режиме жужжащего чтения 1минуту,отмечают, до какого места дочитали, затем этот же отрывок опять 1 минуту)
- У кого черточка вторая дальше, чем первая?
- А теперь этот же отрывок в темпе скороговорки. По сигналу плавно переходим к выразительному чтению до конца.
Устное рисование
Прочитать отрывок к рисунку стр.201. А какой рисунок сделал бы ты?
Чтение по ролям
Отрывок со стр.198-199 до слова нос.
V. Рефлексия
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Закончим предложения
У меня получилось….
Мне захотелось….
Было интересно….
VI. Подведение итогов урока
С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?
-О чём рассказывается в этой сказке?
-О трудолюбии
На стр.202 записаны пословицы. Прочитайте их.
Найдите те пословицы, которые подходят к нашей сказке. Почему?
-Какое предложение выражает основную мысль нашей сказки сказки? (Топор лучше шубы греет.)
Домашнее задание.
- Прочитайте сказку , ответьте на вопросы стр. 202. Подумайте, какой совет можно дать купцу, чтобы он больше никогда не замерзал.