Орг. Момент. Актуализация знаний Проверка д.з Целеполагание Первичное восприятие текста
Динамическая разминка (перед чтением текста учениками)
Анализ стихотворения
Работа в группах
Работа в парах
Использование элементов скорочтения
Рефлексия
Итог урока
Домашнее задание | - Послушайте и отгадайте загадку: Снег идёт, Под белой ватой Скрылись улицы, дома. Рады снегу все ребята - Снова к нам Пришла ... (Зима)
А что вы знаете о зиме: какая она, почему она так нравится людям? В этом нам поможет «снежок». Передаём снежок по очереди и объясняем с помощью 1-2 слов, чем же так хороша зима. Стараемся не повторяться. - Как вы думаете, почему сегодня мы завели разговор об этом прекрасном времени года? - О чём же мы будем читать на уроке?
-Правильно Дома, вы читали отрывок из рассказа К.Г. Паустовского «Прощание с летом» и составляли план. - о чем этот рассказ? -Какие картины вам представились при чтении этого текста? -Ребята, а что объединяет произведения, которые мы читаем на протяжении нескольких уроков? - Как вы думаете, почему поэты и писатели так много пишут о русской зиме? - А я для вас приготовила необычный шифр. -Разгадайте, пожалуйста -Что у вас получилось? -Ребята, вы слышали уже это имя? - как вы думаете, кто этот человек? Откройте учебники на стр. 128 - как называется стихотворение, с которым мы будем знакомиться -Мы продолжим знакомство с поэзией. И следующее произведение, с которым предстоит нам познакомиться называется «Встреча зимы» -Рассмотрите иллюстрации к нему. -Ребята, попробуйте сформулируйте цели нашего урока.
-вам помогут следующие слова подсказки: познакомиться, узнать, воспитать, формировать, уметь..
Давайте мы немножечко узнаем об этом поэте.
- Закройте глаза, внимательно послушайте стихотворение и представьте картины, которые поэт описывает.
-Понравилось стихотворение? Чем?
–Почему людей радует первый снег?
-Какое настроение было у вас, когда вы слушали стихотворение? Менялось ли оно?
-Можно ли сказать, что Никитин в этом стихотворении создает как бы подвижные картины природы? –Какие картины нарисовал поэт?
Ребята, прежде, чем приступить к чтению произведения, давайте проведем небольшую динамическую разминку: Дыхательная гимнастика (упражнение «мяч») Чтение чистоговорок: сначала вместе с учителем, затем хором, ускоряя темп Словарная разминка: прочитать, выделяя подчеркнутую букву
-Давайте с вами попробуем составить схему, покажем в ней движение времени, изменения природы, которые происходят, а также проследим, как при этом меняется настроение. (перечитываем по частям),
дети работают в группах, составляют кластер, а затем составляем кластер на доске:
1 картина – утро- дождь, туман, холод- настроение тревожное, грустное, тоскливое. - В начале стихотворения Никитин говорит о поздней осени: «Веял холод в лицо от угрюмых небес…». Какими красками вы бы нарисовали угрюмое небо, позднюю осень? - Какие чувства вызывает у поэта природа поздней осени? Зачитай. - Прочитай, о каких признаках наступившей зимы сказано в стихотворении. Какими красками вы бы нарисовали зиму? 2 картина – полдень – падает снежок, нет дождя- спокойствие, удовольствие
3 картина – на рассвете – снег лежит полотном, побелели поля, безоблачное небо, чистый воздух, замерзла река- радость, волнение - Найдите в стихотворении подтверждение своим словам. -Как описан снег? -Что поэт пишет о зимнем лесе?
-Ребята, а что помогает поэту настолько живо и красочно создать картины природы. - средства художественной выразительности.
- А какие средства вы знаете?
-Сейчас вам предстоит поработать в парах. Вам нужно заполнить таблицу.
Далее обсуждение таблицы.
- Почему произведение называется «Встреча зимы»?
-Ребята, вы сегодня достаточно много поработали со стихотворением «Встреча зимы», несколько раз его перечитали, выполняя задания. Давайте сейчас, попробуем еще раз прочитать это стихотворение, но задачу я вам немного усложню: строки стихотворения будут наполовину закрыты. (смотреть слайд)
- Трудно было прочитать стихотворение в таком виде?
-А какие вы испытывали чувства, когда работали с этим стихотворением? - а теперь я предлагаю вам составить синквейн на тему «Зима».
– Любит ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)
- Как вы думаете, достигли мы целей, которые поставили себе на уроке?
выразительное чтение стихотворения Далее задание по выбору: -нарисовать иллюстрацию к стихотворению, написать мини-сочинение «Первый снег», выучить наизусть несколько строф по выбору. | Введение учеников в тему урока в игровой форме: дети передают снежок по очереди и объясняют с помощью 1-2 слов, чем же так хороша зима. - о зиме Отвечают на вопросы, зачитывают планы Разгадывают шифр - Иван Никитин - поэт, писатель… - Встреча зимы Формулируют цели урока Ученица рассказывает об этом поэте Слушают стихотворение под музыку - рассказывают о своих впечатлениях и настроении - грязь покрывается снегом, воздух становится легким и чистым - Грустное, затем повеселее стало - да -можно Утро, полдень, рассвет Выполняют упражнение Читают вместе с учителем, затем, ускоряя темп – самостоятельно. Перечитывают по строфам стихотворение, разбирают, составляют кластер на доске Зачитывают строки из стихотворения Средства художественной выразительности Рисующие слова, оживляющие слова, сравнения В парах заполняют таблицу, выписывают по группам средства выразительности - Описывая природу, поэт показывает своё отношение к Родине, к русскому человеку
Читают стихотворение со слайда
- нет
- любовь к родной природе.
-проговаривают, удалось ли достигнуть поставленных целей
Дети рассказывают о своих чувствах, эмоциях
Составляют синквейн на тему «Зима» Записывают домашнее задание. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания. осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения; - определение промежуточных целей с учётом конечного результата; - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - использовать простейшие приемы анализа стихотворения. составлять план решения вопросов совместно с учителем; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; - умение работать в паре; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |