СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "Л. Пантелеев «Две лягушки»."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Л. Пантелеев «Две лягушки»."»

Тема Л.Пантелеев «Две лягушки». И. Гамазкова «Живая азбука». Шутки – минутки.

1.Дорогие ребятки, начать урок я хочу с загадки. Отгадав её, вы узнаете главных героев нового произведения.

Быстро плавает в пруду,

Ловит целый день еду.

"Кто же ты? Шепни на ушко".

"Ква! " – ответила… (лягушка).

Лягушки – удивительные животные, они земноводные. Рождаются они в воде и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.

Чем они питаются? (Мошками, комарами)


2. Произведение, с которым вы сегодня познакомитесь, написал Леонид Пантелеев. Но это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву. Родился он в Петербурге, в семье военного. В гражданскую войну мальчик потерял родителей и в 13 лет попал в школу для беспризорников.

Ребятки, мы с вами ещё не раз встретимся с произведениями этого автора и тогда более подробно познакомимся с его биографией.


3. Прежде чем вы услышите содержание произведения, необходимо разобрать смысл некоторых слов.

Словарная работа Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ?

Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ?

Это слова синонимы.

Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.

Канава – неглубокая выемка в грунте, обычно предназначенная для направления потока воды.

Плесень – образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чем-нибудь гниющем, сыром.


4. Итак, внимательно слушаем произведение и думаем, к какому жанру его надо отнести и почему.

https://ok.ru/video/9005827462 (4.20)


5. К какому же жанру мы отнесём это произведение? (сказка) Почему?

Эта сказка авторская или народная? Докажите.

К какому типу сказок она относится? (сказка о животных)

Какое чувство вы испытали, когда её слушали?

Нам надо разобраться, почему так произошло, что одна лягушка погибла, а другая – спаслась.

6. Для того, чтобы это понять, вы сами читайте сказку и отвечайте на вопросы. Чтобы легче было разобраться с содержанием сказки, читайте ее по частям. Делая остановки после каждой части, отвечайте на вопросы.


1 часть Читайте с самого начала до слов «И стали тонуть.»

Что вы узнали о лягушках? (подруги, жили в одной канаве)

Куда забрели лягушки? (в погреб)

Что с ними там случилось? (свалились в горшок со сметаной)

С самого начала сказки автор выделяет главные черты характера каждой лягушки. Найдите и прочитайте слова, какими он характеризует 1лягушку. (волевая, сильная, весёлая )

Найдите и прочитайте слова, какими он характеризует 2 лягушку. (трусиха, лентяйка, соня)


2часть От слов « А тонуть им …» до конца страницы 71.

В каких строчках автор показывает, насколько трудно лягушкам было выбраться?

О чем подумала ленивая лягушка? Найдите и прочитайте. С каким настроением надо прочитать её мысли? (унылое, печальное, расстроенное) …….Что же в результате с ней произошло? (утонула)

Почему? (Не верила в свои силы, упала духом, отказалась бороться)

Как это характеризует её? (безвольная, унылая)

О чем подумала другая лягушка? Найдите и прочитайте. С каким настроением надо прочитать её мысли? (бодро, уверенно, с упорством)

Как это характеризует её? (упорная, настойчивая)


3часть От начала 72 стр., заканчивая словами «Шалишь, лягушачья смерть».

Найдите и прочитайте как автор описывает борьбу лягушки за свою жизнь.

Как автор здесь называет лягушку? (наша)

Почему? (Наверно он переживает за неё)

Как уговаривала себя лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе? (Ничего, пока силы есть буду барахтаться!)

Какие слова лягушки были самыми главными, помогли ей выжить? (Я ведь ещё живая, значит, надо жить. А там – что будет!)


Ребята, наверное не зря автор опять нам показывает насколько упорная и настойчивая вторая лягушка.

Дети, в русском языке есть такие слова «ОПТИМИСТ» и «ПЕССИМИСТ»

Кто знает значение этих слов? (Пессимист-человек, который не верит в лучшее, а оптимист-человек, который верит в лучшее)

Для характеристики какой лягушки подходит слово оптимист? А пессимист?


4часть От слов « И вдруг…» и до конца текста.

Благодаря чему лягушке удалось выжить? (упорству, настойчивости, она не упала духом, а продолжала бороться до конца)

В каких словах содержится главная мысль сказки? (Не падай духом! Не умирай раньше смерти!)

Чему учит эта история? (В любой ситуации, казалось бы даже в безвыходной, не надо отчаиваться, опускать руки, а надо бороться до конца)

Как вы поняли, какие черты характера надо воспитывать в себе?

Ребятки, а ведь эта сказка не только поучительная, но и познавательная. Какое открытие вы для себя сделали? О чем узнали? (Сметану получают из масла путём взбивания)


7. А теперь я хотела бы проверить, насколько вы были внимательны на протяжении всего урока. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. После чего выберите ту пословицу, которая больше всех подходит к нашей сказке.


Кто не работает, тот не ест.

Сделал дело- гуляй смело.

Лентяй поленился, а упорный добился.

Ученье – свет, а не ученье тьма.


8. Подготовьте пересказ любой части этой сказки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!