СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме: "Лев Толстой "Косточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 класса по УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: "Лев Толстой "Косточка"»

Урок 37
Л. ТОЛСТОЙ. «КОСТОЧКА»

Страницы: (хрестоматия) 52.

Цели: познакомить учащихся с творчеством Л. Н. Толстого; дать объяснение понятию «быль»; совершенствовать навык чтения, его правильность, беглость, осознанность; воспитывать волевые качества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Много книг чудесных,

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, веселых

В городах, станицах, селах…

Ты идешь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать.

II. Постановка целей урока.

– Когда люди краснеют или бледнеют? Бывало ли с вами такое?

Сегодня мы прочитаем рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с биографией писателя.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием.

Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной поляне и сам учил их.

Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

2. Знакомство с текстом.

Чтение учащимися «про себя».

– Найдите устаревшие слова, если они есть. (Горница, см. сноску.)

3. Обсуждение прочитанного.

– Сколько действующих лиц в рассказе?

– Кто главный герой?

– Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?

– понравилась Ване слива?

– Вы смеетесь над Ваней или вам его жалко? (Ответы детей.)

– А мне нисколько не жалко Ваню! – заявила Мальвина. – Он сам себя наказал!

– А вам что ближе: то, как к Ване относится Аленушка (см. с. 51, хрестоматия), или отношение Мальвины?

– Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?

Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.

– Подумайте, к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль.)

Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер), а другие уходят из употребления. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.

Физкультминутка

Наклонись вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

IV. Работа по теме урока (продолжение).

Беседа по содержанию.

– Что вы можете сказать о Ване?

– Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:

џ Ему стало страшно, что он умрет.

џ Ему хотелось еще слив.

џ Ему стало стыдно, что он сказал неправду.

џ Он съел косточку.

џ Ему не понравились сливы.

Докажите словами из текста.

– Что плохого сделал Ваня?

– Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?

V. Итог урока.

– Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными.)