Тема урока: П. Воронько «Лучше нет родного края». Природа в произведениях русских художников И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина. Знаменитые художники Рязани.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока. Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведениями поэтов и художников, которые рассказывают о любви к родной земле.
Оборудование: учебник.
I. Знакомство с новой темой.
- Откройте учебник на с. 66. Прочитайте название раздела.
- Как называется место, в котором человек родился?
- Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров.
II. Словарная работа.
Натрудил – устал от тяжелой работы.
Лазурь — цвет неба в ясный день, один из оттенков голубого цвета. Миновала – прошла.
Пеленою одело – закрыла, сделала невидимым.
III. Работа с текстом.
- Откройте презентацию (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
СЛАЙД 1.
- Прочитайте на с. 67 стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края».
- В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
- Откройте учебник на с. 70, прочитайте слова профессора Самоварова.
СЛАЙД 2.
- Прочитайте стихотворение А. Плещеева «Весна».
- Какие картины весны наблюдает поэт?
- С каким настроением он говорит о них?
СЛАЙД 3.
- Рассмотрите на с. 71 репродукцию картины И. Грабаря «Мартовский снег».
- Что вы видите на картине.
- Почему она так называется?
- Художник восхищался красотой русской зимы. Свое восхищение он и выразил в картине.
Физкультминутка.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Махать руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Махать руками быстрее.)
СЛАЙД 4.
- Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Лето» на с.73.
- Какие строчки доказывают, что оно посвящено именно этому времени года.
СЛАЙД 5.
- Рассмотрите репродукцию картины известного русского живописца Ивана Ивановича И. Шишкина «Уголок застывшего сада».
- Что вы видите на картине?
- Как вы думаете, что хотел показать нам художник?
СЛАЙД 6.
- Прочитайте на с.76 произведение А. Плещеева “Миновало лето,…”.
- Какие картины осени описывает поэт?
- С каким настроением говорит о них?
СЛАЙД 7.
- Прочитайте на с.78 стихотворение И. Сурикова “Зима”.
- Какие картины зимы описывает поэт?
СЛАЙД 8 – 11.
- Рассмотрите портреты известных художников нашего края.
V. Итог урока и рефлексия.
- Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?
- Какое стихотворение вам понравилось больше других?
- Выучите его наизусть.
- Что вас на уроке радовало?
- Что огорчало? Почему?