СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме С. Клычков "Весна в лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме С. Клычков "Весна в лесу"»

Урок литературного чтения с использованием мнемотехники.

(4 класс коррекционно-развивающего обучения)
Тема: С. А. Клычков «Весна в лесу»

Цель:

Создание содержательных и организационных условий для осмысления содержания и эмоционального восприятия поэтического текста С. Клычкова «Весна в лесу». Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на обучение быстрому и легкому способу запоминания стихотворения посредством мнемотехники.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие умения отстаивать собственную точку зрения и принимать мнение других людей;

  • формирование нравственных качеств личности: усердия, старательности, трудолюбия;

  • развитие умения делиться своими чувствами, настроением, впечатлением от чтения поэтического текста.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и задачами;

  • формировать умения выстраивать речевые высказывания;

  • развитие способностей к овладению учебными приёмами «мнемотехники»: отбор опорных (ключевых) слов для создания мнемо-таблиц;

  • развитие творческих способностей, позитивного интереса к чтению поэтического произведения;

  • коррекция и развитие когнитивных функций: память, внимание и мышление.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • овладение учащимися содержанием литературного произведения;

  • формирование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения поэтического текста

Фрагмент работы со стихотворным текстом.

4. Проверка первичного восприятия стихотворения

Чтение и анализ стихотворения «Весна в лесу».

  • Какие картины вы себе представили?

  • Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему? (ответы детей)

  • Какое настроение автора вы почувствовали?

  • Какие слова вам запомнились?

Подведение итогов: Автор радуется, что пришла весна. С ее приходом всё вокруг начинает оживать. Лес начинает играть новыми красками: в сосновом бору тает снег, рано гаснут звезды – день становится длиннее, на проталинах собираются груды зайцев, слышен стук дятла. Просыпается хозяин леса (медведь) и начинает обход своих владений. В бору поют сойки, кружатся глухари, а перед бором гуляет «странник со свирелью».


Самостоятельное чтение стихотворения детьми. Лексическая работа

Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, подчеркните слова значение которых вам не понятно.

В стихотворении встречается устаревшая лексика:

утренник - начало дня;
груда - большая куча чего-нибудь;
рудый - вымерший, грубый;
дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать;
яр – глубокий, заросший овраг;
никнуть- опускаться, пригибаться;
истома - чувство приятной расслабленности;
бор - хвойный лес;
странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье


5. Работа по содержанию (анализ стихотворения)

Как вы думаете, с какой целью С.А. Клычков написал это стихотворение?

  • он хотел рассказать нам о приходе весны.

  • хотел привлечь наше внимание к красоте просыпающейся природы от зимней спячки.

  • хотел поделиться своей радостью от увиденного им в лесу.


Чтение стихотворения детьми.

Ребята, мы с вами знаем, что стихотворения надо читать выразительно. А что такое выразительное чтение? (Чтение с соблюдением нужной интонации, темпа, правильно поставленным логическим ударением. Это способность передавать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему)

Чтение первой строфы.

  • О чем эти строки?

  • Найдите слова, которые зовут нас в лес?

  • Почему автор приглашает нас рано в утренник?

Чтение второй строфы.

  • Найдите действующих лиц, персонажей; возьмите карандаш и подчеркните

  • Кого встречаем в лесу?

  • Почему так много действующих лиц?

  • Почему зайцы собираются грудой?

  • Какие звуки леса мы слышим?

  • Какой ствол выбирает дятел?

Чтение третий строфы.

Комментарий о весенних повадках медведя:

Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.(тягучий – медленный, побродить – идти не быстро)

Чтение четвертой строфы.

  • Почему автор хочет уйти в бор?

  • Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых.

  • Глухари кружатся, как вы себе это представляете?

Чтение пятой строфы.

Прочитайте последнее четверостишье. О каком «чудном страннике» с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странником, то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна-девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.)


6. Работа с мнемотаблицей

А теперь, ребята я предлагаю нам с вами попробовать выучить стихотворение, зашифровав его в картинки. Мы с вами подробно рассмотрели и разобрали каждую часть стихотворения и думаю, что у нас должно получится. Мы попробуем выучить второй столбик.

Работа в парах и по группам.

Мы с вами работаем группами (1 группа – первый ряд, 2 группа – второй ряд). Перед вами лежат картинки. Вам необходимо подобрать картинки к каждой строчке стихотворения. Но у ребят первой группы есть лишние картинки, а у второй группы их нет.

Напоминаю, что мы с вами подбираем картинки ко второму столбику стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу…»

(Учащиеся самостоятельно и/или с помощью учителя подбирают картинки)

  • Готовы показать, что у вас получилось?

  • Посмотрите на доску и проверьте так ли у вас подобраны картинки?

  • А теперь мы с вами прочитаем построчно стихотворение, глядя только на картинки.

  • Кто желает рассказать?

  • Хорошо вы потрудились, и я предлагаю вам немного отдохнуть, а потом продолжить работу.




Урок литературного чтения с использованием мнемотехники.

(4 класс коррекционно-развивающего обучения)
Тема: С. А. Клычков «Весна в лесу»

Цель:

Создание содержательных и организационных условий для осмысления содержания и эмоционального восприятия поэтического текста С. Клычкова «Весна в лесу». Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на обучение быстрому и легкому способу запоминания стихотворения посредством мнемотехники.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие умения отстаивать собственную точку зрения и принимать мнение других людей;

  • формирование нравственных качеств личности: усердия, старательности, трудолюбия;

  • развитие умения делиться своими чувствами, настроением, впечатлением от чтения поэтического текста.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и задачами;

  • формировать умения выстраивать речевые высказывания;

  • развитие способностей к овладению учебными приёмами «мнемотехники»: отбор опорных (ключевых) слов для создания мнемо-таблиц;

  • развитие творческих способностей, позитивного интереса к чтению поэтического произведения;

  • коррекция и развитие когнитивных функций: память, внимание и мышление.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • овладение учащимися содержанием литературного произведения;

  • формирование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения поэтического текста

Фрагмент работы со стихотворным текстом.

4. Проверка первичного восприятия стихотворения

Чтение и анализ стихотворения «Весна в лесу».

  • Какие картины вы себе представили?

  • Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему? (ответы детей)

  • Какое настроение автора вы почувствовали?

  • Какие слова вам запомнились?

Подведение итогов: Автор радуется, что пришла весна. С ее приходом всё вокруг начинает оживать. Лес начинает играть новыми красками: в сосновом бору тает снег, рано гаснут звезды – день становится длиннее, на проталинах собираются груды зайцев, слышен стук дятла. Просыпается хозяин леса (медведь) и начинает обход своих владений. В бору поют сойки, кружатся глухари, а перед бором гуляет «странник со свирелью».


Самостоятельное чтение стихотворения детьми. Лексическая работа

Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, подчеркните слова значение которых вам не понятно.

В стихотворении встречается устаревшая лексика:

утренник - начало дня;
груда - большая куча чего-нибудь;
рудый - вымерший, грубый;
дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать;
яр – глубокий, заросший овраг;
никнуть- опускаться, пригибаться;
истома - чувство приятной расслабленности;
бор - хвойный лес;
странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье


5. Работа по содержанию (анализ стихотворения)

Как вы думаете, с какой целью С.А. Клычков написал это стихотворение?

  • он хотел рассказать нам о приходе весны.

  • хотел привлечь наше внимание к красоте просыпающейся природы от зимней спячки.

  • хотел поделиться своей радостью от увиденного им в лесу.


Чтение стихотворения детьми.

Ребята, мы с вами знаем, что стихотворения надо читать выразительно. А что такое выразительное чтение? (Чтение с соблюдением нужной интонации, темпа, правильно поставленным логическим ударением. Это способность передавать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему)

Чтение первой строфы.

  • О чем эти строки?

  • Найдите слова, которые зовут нас в лес?

  • Почему автор приглашает нас рано в утренник?

Чтение второй строфы.

  • Найдите действующих лиц, персонажей; возьмите карандаш и подчеркните

  • Кого встречаем в лесу?

  • Почему так много действующих лиц?

  • Почему зайцы собираются грудой?

  • Какие звуки леса мы слышим?

  • Какой ствол выбирает дятел?

Чтение третий строфы.

Комментарий о весенних повадках медведя:

Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.(тягучий – медленный, побродить – идти не быстро)

Чтение четвертой строфы.

  • Почему автор хочет уйти в бор?

  • Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых.

  • Глухари кружатся, как вы себе это представляете?

Чтение пятой строфы.

Прочитайте последнее четверостишье. О каком «чудном страннике» с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странником, то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна-девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.)


6. Работа с мнемотаблицей

А теперь, ребята я предлагаю нам с вами попробовать выучить стихотворение, зашифровав его в картинки. Мы с вами подробно рассмотрели и разобрали каждую часть стихотворения и думаю, что у нас должно получится. Мы попробуем выучить второй столбик.

Работа в парах и по группам.

Мы с вами работаем группами (1 группа – первый ряд, 2 группа – второй ряд). Перед вами лежат картинки. Вам необходимо подобрать картинки к каждой строчке стихотворения. Но у ребят первой группы есть лишние картинки, а у второй группы их нет.

Напоминаю, что мы с вами подбираем картинки ко второму столбику стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу…»

(Учащиеся самостоятельно и/или с помощью учителя подбирают картинки)

  • Готовы показать, что у вас получилось?

  • Посмотрите на доску и проверьте так ли у вас подобраны картинки?

  • А теперь мы с вами прочитаем построчно стихотворение, глядя только на картинки.

  • Кто желает рассказать?

  • Хорошо вы потрудились, и я предлагаю вам немного отдохнуть, а потом продолжить работу.