Урок литературного чтения с использованием мнемотехники.
(4 класс коррекционно-развивающего обучения)
Тема: С. А. Клычков «Весна в лесу»
Цель:
Создание содержательных и организационных условий для осмысления содержания и эмоционального восприятия поэтического текста С. Клычкова «Весна в лесу». Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на обучение быстрому и легкому способу запоминания стихотворения посредством мнемотехники.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
развитие умения отстаивать собственную точку зрения и принимать мнение других людей;
формирование нравственных качеств личности: усердия, старательности, трудолюбия;
развитие умения делиться своими чувствами, настроением, впечатлением от чтения поэтического текста.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и задачами;
формировать умения выстраивать речевые высказывания;
развитие способностей к овладению учебными приёмами «мнемотехники»: отбор опорных (ключевых) слов для создания мнемо-таблиц;
развитие творческих способностей, позитивного интереса к чтению поэтического произведения;
коррекция и развитие когнитивных функций: память, внимание и мышление.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
овладение учащимися содержанием литературного произведения;
формирование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения поэтического текста
Фрагмент работы со стихотворным текстом.
4. Проверка первичного восприятия стихотворения
Чтение и анализ стихотворения «Весна в лесу».
Какие картины вы себе представили?
Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему? (ответы детей)
Какое настроение автора вы почувствовали?
Какие слова вам запомнились?
Подведение итогов: Автор радуется, что пришла весна. С ее приходом всё вокруг начинает оживать. Лес начинает играть новыми красками: в сосновом бору тает снег, рано гаснут звезды – день становится длиннее, на проталинах собираются груды зайцев, слышен стук дятла. Просыпается хозяин леса (медведь) и начинает обход своих владений. В бору поют сойки, кружатся глухари, а перед бором гуляет «странник со свирелью».
Самостоятельное чтение стихотворения детьми. Лексическая работа
Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, подчеркните слова значение которых вам не понятно.
В стихотворении встречается устаревшая лексика:
утренник - начало дня;
груда - большая куча чего-нибудь;
рудый - вымерший, грубый;
дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать;
яр – глубокий, заросший овраг;
никнуть- опускаться, пригибаться;
истома - чувство приятной расслабленности;
бор - хвойный лес;
странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье
5. Работа по содержанию (анализ стихотворения)
Как вы думаете, с какой целью С.А. Клычков написал это стихотворение?
он хотел рассказать нам о приходе весны.
хотел привлечь наше внимание к красоте просыпающейся природы от зимней спячки.
хотел поделиться своей радостью от увиденного им в лесу.
Чтение стихотворения детьми.
Ребята, мы с вами знаем, что стихотворения надо читать выразительно. А что такое выразительное чтение? (Чтение с соблюдением нужной интонации, темпа, правильно поставленным логическим ударением. Это способность передавать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему)
Чтение первой строфы.
О чем эти строки?
Найдите слова, которые зовут нас в лес?
Почему автор приглашает нас рано в утренник?
Чтение второй строфы.
Найдите действующих лиц, персонажей; возьмите карандаш и подчеркните
Кого встречаем в лесу?
Почему так много действующих лиц?
Почему зайцы собираются грудой?
Какие звуки леса мы слышим?
Какой ствол выбирает дятел?
Чтение третий строфы.
Комментарий о весенних повадках медведя:
Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.(тягучий – медленный, побродить – идти не быстро)
Чтение четвертой строфы.
Почему автор хочет уйти в бор?
Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых.
Глухари кружатся, как вы себе это представляете?
Чтение пятой строфы.
Прочитайте последнее четверостишье. О каком «чудном страннике» с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странником, то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна-девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.)
6. Работа с мнемотаблицей
А теперь, ребята я предлагаю нам с вами попробовать выучить стихотворение, зашифровав его в картинки. Мы с вами подробно рассмотрели и разобрали каждую часть стихотворения и думаю, что у нас должно получится. Мы попробуем выучить второй столбик.
Работа в парах и по группам.
Мы с вами работаем группами (1 группа – первый ряд, 2 группа – второй ряд). Перед вами лежат картинки. Вам необходимо подобрать картинки к каждой строчке стихотворения. Но у ребят первой группы есть лишние картинки, а у второй группы их нет.
Напоминаю, что мы с вами подбираем картинки ко второму столбику стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу…»
(Учащиеся самостоятельно и/или с помощью учителя подбирают картинки)
Готовы показать, что у вас получилось?
Посмотрите на доску и проверьте так ли у вас подобраны картинки?
А теперь мы с вами прочитаем построчно стихотворение, глядя только на картинки.
Кто желает рассказать?
Хорошо вы потрудились, и я предлагаю вам немного отдохнуть, а потом продолжить работу.
Урок литературного чтения с использованием мнемотехники.
(4 класс коррекционно-развивающего обучения)
Тема: С. А. Клычков «Весна в лесу»
Цель:
Создание содержательных и организационных условий для осмысления содержания и эмоционального восприятия поэтического текста С. Клычкова «Весна в лесу». Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на обучение быстрому и легкому способу запоминания стихотворения посредством мнемотехники.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
развитие умения отстаивать собственную точку зрения и принимать мнение других людей;
формирование нравственных качеств личности: усердия, старательности, трудолюбия;
развитие умения делиться своими чувствами, настроением, впечатлением от чтения поэтического текста.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и задачами;
формировать умения выстраивать речевые высказывания;
развитие способностей к овладению учебными приёмами «мнемотехники»: отбор опорных (ключевых) слов для создания мнемо-таблиц;
развитие творческих способностей, позитивного интереса к чтению поэтического произведения;
коррекция и развитие когнитивных функций: память, внимание и мышление.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
овладение учащимися содержанием литературного произведения;
формирование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения поэтического текста
Фрагмент работы со стихотворным текстом.
4. Проверка первичного восприятия стихотворения
Чтение и анализ стихотворения «Весна в лесу».
Какие картины вы себе представили?
Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему? (ответы детей)
Какое настроение автора вы почувствовали?
Какие слова вам запомнились?
Подведение итогов: Автор радуется, что пришла весна. С ее приходом всё вокруг начинает оживать. Лес начинает играть новыми красками: в сосновом бору тает снег, рано гаснут звезды – день становится длиннее, на проталинах собираются груды зайцев, слышен стук дятла. Просыпается хозяин леса (медведь) и начинает обход своих владений. В бору поют сойки, кружатся глухари, а перед бором гуляет «странник со свирелью».
Самостоятельное чтение стихотворения детьми. Лексическая работа
Ребята, прочитайте стихотворение самостоятельно, подчеркните слова значение которых вам не понятно.
В стихотворении встречается устаревшая лексика:
утренник - начало дня;
груда - большая куча чего-нибудь;
рудый - вымерший, грубый;
дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать;
яр – глубокий, заросший овраг;
никнуть- опускаться, пригибаться;
истома - чувство приятной расслабленности;
бор - хвойный лес;
странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье
5. Работа по содержанию (анализ стихотворения)
Как вы думаете, с какой целью С.А. Клычков написал это стихотворение?
он хотел рассказать нам о приходе весны.
хотел привлечь наше внимание к красоте просыпающейся природы от зимней спячки.
хотел поделиться своей радостью от увиденного им в лесу.
Чтение стихотворения детьми.
Ребята, мы с вами знаем, что стихотворения надо читать выразительно. А что такое выразительное чтение? (Чтение с соблюдением нужной интонации, темпа, правильно поставленным логическим ударением. Это способность передавать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему)
Чтение первой строфы.
О чем эти строки?
Найдите слова, которые зовут нас в лес?
Почему автор приглашает нас рано в утренник?
Чтение второй строфы.
Найдите действующих лиц, персонажей; возьмите карандаш и подчеркните
Кого встречаем в лесу?
Почему так много действующих лиц?
Почему зайцы собираются грудой?
Какие звуки леса мы слышим?
Какой ствол выбирает дятел?
Чтение третий строфы.
Комментарий о весенних повадках медведя:
Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.(тягучий – медленный, побродить – идти не быстро)
Чтение четвертой строфы.
Почему автор хочет уйти в бор?
Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых.
Глухари кружатся, как вы себе это представляете?
Чтение пятой строфы.
Прочитайте последнее четверостишье. О каком «чудном страннике» с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странником, то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна-девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.)
6. Работа с мнемотаблицей
А теперь, ребята я предлагаю нам с вами попробовать выучить стихотворение, зашифровав его в картинки. Мы с вами подробно рассмотрели и разобрали каждую часть стихотворения и думаю, что у нас должно получится. Мы попробуем выучить второй столбик.
Работа в парах и по группам.
Мы с вами работаем группами (1 группа – первый ряд, 2 группа – второй ряд). Перед вами лежат картинки. Вам необходимо подобрать картинки к каждой строчке стихотворения. Но у ребят первой группы есть лишние картинки, а у второй группы их нет.
Напоминаю, что мы с вами подбираем картинки ко второму столбику стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу…»
(Учащиеся самостоятельно и/или с помощью учителя подбирают картинки)
Готовы показать, что у вас получилось?
Посмотрите на доску и проверьте так ли у вас подобраны картинки?
А теперь мы с вами прочитаем построчно стихотворение, глядя только на картинки.
Кто желает рассказать?
Хорошо вы потрудились, и я предлагаю вам немного отдохнуть, а потом продолжить работу.