СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме В. Астафьев "Капалуха" с элементами скорочтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит приёмы работы над скорочтением и артикуляцией.

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Класс: 3

Тема урока: В. Астафьев «Капалуха»

Цель урока (для учителя): создать условия для развития у учащихся умения анализировать литературное произведение

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать работу над текстом, умение рассказывать о событиях из прочитанного произведения

Развивающие:развивать устную речь, мышление, воображение

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животным

Планируемые результаты:

Предметные:умение прогнозировать содержание, читать и воспринимать на слух произведение, определять основную мысль.

Метапредметные: умение планировать, контролировать, оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:осмысление поступков героев и умение давать им оценку; сравнение поступков героев со своими собственными.

Тип урока:урок открытия нового знания

Методы и приемы:беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Оборудование урока для учителя:презентация, учебник и рабочая тетрадь «УМК Школа России»

Оборудование урока для учащихся: учебник, рабочая тетрадь



План урока


Этапы урока


Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока




ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (3 минуты)

Эмоционально настроить учащихся на предстоящую работу

Здравствуйте, дорогие друзья! Чтобы настроиться на плодотворную работу, предлагаю начать день с добра! Садитесь. А чтобы зарядиться хорошим настроением давайте скажем друг другу комплименты. Я начинаю, а вы говорите соседу, и продолжаем по цепочке. Не забываем благодарить друг друга за комплимент!

А теперь, проверьте всё ли необходимое лежит на ваших партах: учебник, рабочая тетрадь.

Здороваются, садятся. Говорятдруг другу комплименты, благодарят.

Умение слушать и понимать других (коммуникативные УУД)


2. Речевая разминка (2 минуты)

Подготовить учащихся к работе на занятии

На слайдовой презентации представлены слова. Прочитайте по слогам плавно, затем быстро:

при-бли-жа-лись

  • аль-пийс-ким

  • по-ко-роб-лен-ны-е

ред-ко-ла-пых е-лей

по-ше-ве-ли-ва-ли

до-цве-та-ю-щим

чер-нич-ни-ком

рас-пу-щен-ны-ми

за-кос-те-не-ли

не-под-виж-нос-ти

за-рож-да-ю-щий-ся

по-до-шед-ший

Ребята, а вы заметили слова с галочкой? Это неизвестные вам слова. Может кто-нибудь сможет объяснить их значение?

Альпийский- высокогорный

Покоробленный- помятый, неровный.

(представлено на слайде)

Читают представленные слова плавно, а затем быстро.

Расширение общего кругозора учащихся

Интерактивная доска, проектор

3. Проверка домашнего задания (2 мин)


Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися

А теперь перейдем к проверке домашнего задания. Вам был задано описать обезьянку на стр.69.

Кто хочет прочитать?

(отвечают несколько человек)

У вас получилось замечательное описание!

Читают описание обезьянки


Рабочая тетрадь

4. Постановка учебной задачи, введение в тему(5 минут)

Определить тему, цель, задачи урока

А сегодня у нас новая гостья. Посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску. Вы видите изображения разных птиц. Давайте попытаемся назвать их. Все ли птицы знакомы вам? (воробей, синица, голубь, неизвестная-глухарка).

Наша сегодняшняя гостья птица-глухарка. Глухарка- это самка глухаря.

Возможно кто-то догадался с каким произведением мы познакомимся сегодня?

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П. Астафьева о глухарке, который называется «Капалуха». Вам знакома эта птица? Кто же такая капалуха? (Слово капалуха происходит от слова коппала – глухой. Из карельского языка. Глухой, как коппала – так говорят карелы).



- Этот рассказ написал удивительный человек. Это Виктор Петрович Астафьев. Посмотрите на доску.

В.П. Астафьев(1924—2001) родился в Сибири в Красноярском крае, на берегах Енисея. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, птиц и зверей. А ещё он был очень мудрым человеком, хотел, чтобы человек подружился с природой, относился к ней бережно, с любовью. Вот об этом он и писал в своих произведениях

Слушают, отвечают, ставят цель и задачи

Умение определять цель усвоения новых знаний. Умение обосновывать свои суждения. В сотрудничестве с учителем уметь ставить новые задачи.

Интерактивная доска, проектор, презентация с изображением портрета В. П. Астафьева

5. Актуализация знаний (5 минут)

Контроль знаний, выявление опорных знаний

Посмотрите на слайд. Что вы видите? (животных)

Можем ли мы навести порядок среди этих фотографий? По какому правилу? (мамы и их детеныши)

Как называется любовь мамы (матери) к своему ребёнку? (материнская любовь)

Вы думаете, что животные тоже умеют заботиться о своих детёнышах?

Попробуем выяснить это на сегодняшнем уроке. Животные, как люди, заботятся о своём потомстве. А поможет нам в этом рассказ В.П. Астафьева

Слушают, отвечают, устанавливают соответствие

Формирование умения высказывать свои мысли, обосновывать свою позицию, выработка умения оперировать раннее полученными знаниями

Интерактивная доска, проектор, слайдовая презентация

6. Первичное усвоение новых знаний (10 минут)

Познакомиться с текстом «Капалуха»

Ребята, откройте свои учебники на стр. 98. Сейчас мы познакомимся с рассказом «Капалуха» поближе. Предлагаю вам прочитать рассказ по цепочке. Каждый читает по одному предложению, не забываем про выразительность! Начинаем с 1-ого ряда, друг за другом. Пока читаем, не забываем выяснять главную мысль рассказа.

Беседа:

- Какую птицу охотники называют капалухой? (глухарку)

- Где ребята обнаружили гнездо?(посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем)А сколько яиц было в гнезде? (4)

- Прочитайте диалог (абзац, стр) рассказчика с мальчиком.

- Если бы ребята забрали яйца, что могло произойти?

- Нужны ли были птичьи яйца ребятам?

- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха, прочитайте.

(Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.)

- Как вы понимаете смысл слов автора:

«Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»,

«озираться по сторонам»,

«сердце мое забилось от испуга»?

- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? (А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.)

Прочитайте их.

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? (— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда.)

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?


Читают текст по цепочке

Формирование умения анализировать текст, высказывать свои мысли. Развитие воображения, творческих способностей.Умение прогнозировать содержание, читать и воспринимать на слух произведение, определять основную мысль.

учебник, рабочая тетрадь

7. Физкультминутка (1 минута)

Смена вида деятельности

Раз- два- три-четыре-пять! (ходьба на месте)

Вышли дети погулять

Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте)

Остановились на лугу (приостанавливаются)

Лютики, ромашки собирал наш класс (полуприседания вправо, влево с отрывом руки)

Вот какой букет у нас! (подпрыгнуть, развести руки в стороны и показать величину собранного букета)

Выполняют физкультминутку

Умение выполнять предложенный комплекс упражнений


8. Закрепление новых знаний(5 минут)

Закрепить знания, полученные после прочтения рассказа «Капалуха»

Выполнение заданий в рабочей тетради(стр.70 упр.1)

Мы с вами определили основную мысль текста. А теперь нужно понять какая пословица больше всего соответствует ей?

Почему именно эта? Кто считает по-другому?


Выполняют задание в рабочих тетрадях, отвечают устно на вопросы

Закрепление полученных знаний, умение воспроизводить идеи нового изученного материала, умение соотносить понятия

Рабочая тетрадь, проектор, интерактивная доска, презентация

9.Инфрмация о домашнем задании, его выполнении (2 минуты)

Установить правильность и понимание нового материала


У вас у каждого есть дома любимое домашнее животное. Наверняка, происходили забавные истории с ними, поделитесь и запишите в рабочую тетрадь. Домашнее задание упражнение в рабочей тетради на стр.71.

Записывают домашнее задание


Рабочая тетрадь

10.Подведение итогов + рефлексия (5 минут)

Анализ собственной деятельности

-Понравился ли вам рассказ? Почему?

А кто является автором произведения?

Какова главная мысль рассказа?

Какие чувства пробудила у вас эта история?

Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Каждый должен любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших).

Оценка: какие вы были сегодня молодцы!

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке? За что вы похвалили бы себя? Что понравилось? А что не понравилось?

Нашим уроком мы в какой-то мере попытались прикоснуться сердцем к красоте природы. Кто считает, что у него это получилось, поднимет зелёный кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите, пожалуйста, оценки. (Если имеются красные кружки, уточнить почему).

Спасибо! До свидания, дорогие ребята!

Отвечают, оценивают свою работу на уроке

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, самооценку.

Осмысление поступков героев и умение давать им оценку; сравнение поступков героев со своими собственными.



Резервный материал:

2. Составление синквейна вместе с ребятами на доске

Сегодня у нас в гостях была интересная птица капалуха. Давайте составим все вместе синквейн.

Попробуйте сочинить синквейн о капалухе, следуя схеме

1) одно существительное –Капалуха(прикреплено на доске)

2) два прилагательных (заботливая, бесстрашная)

3) три глагола (оберегает, прикрывает, боится)

4) предложение(Она как наша мама).





Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

при-бли-жа-лись аль-пийс-ким по-ко-роб-лен-ны-е  ред-ко-ла-пых е-лей по-ше-ве-ли-ва-ли до-цве-та-ю-щим чер-нич-ни-ком рас-пу-щен-ны-ми за-кос-те-не-ли  не-под-виж-нос-ти за-рож-да-ю-щий-ся по-до-шед-ший

при-бли-жа-лись

  • аль-пийс-ким
  • по-ко-роб-лен-ны-е

ред-ко-ла-пых е-лей

по-ше-ве-ли-ва-ли

до-цве-та-ю-щим

чер-нич-ни-ком

рас-пу-щен-ны-ми

за-кос-те-не-ли

не-под-виж-нос-ти

за-рож-да-ю-щий-ся

по-до-шед-ший

Альпийский- высокогорный Покоробленный- помятый, неровный

Альпийский- высокогорный

Покоробленный- помятый, неровный

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)

Виктор Петрович Астафьев

(1924-2001)

1) КАПАЛУХА 2) 2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (Капалуха какая?) 3) 3 ГЛАГОЛА (Капалуха что делает? Что делала?) 4) ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Характеризующее капалуху. Из текста)

1) КАПАЛУХА

2) 2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (Капалуха какая?)

3) 3 ГЛАГОЛА (Капалуха что делает? Что делала?)

4) ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Характеризующее капалуху. Из текста)

1) КАПАЛУХА 2) ЗАБОТЛИВАЯ, БЕССТРАШНАЯ 3) ОБЕРЕГАЕТ, ПРИКРЫВАЕТ, БОИТСЯ 4) Она как наша мама

1) КАПАЛУХА

2) ЗАБОТЛИВАЯ, БЕССТРАШНАЯ

3) ОБЕРЕГАЕТ, ПРИКРЫВАЕТ, БОИТСЯ

4) Она как наша мама