Тема урока: Е.Л. Шварц« Сказка о потерянном времени»
Тип урока: урок-закрепление изученного на предыдущем уроке.
Задачи урока:
В сфере личностных УУД:
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
В сфере регулятивных УУД:
Научить принимать и сохранять учебную задачу;
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД:
Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
В сфере коммуникативных УУД:
Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Ход урока
1 . Орг момент Слайд1
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Проверили готовность . Повернитесь к гостям. Поприветствуйте их улыбкой и присаживайтесь.
2. Проверка дом. задания.
- Вспомните, что нужно было сделать дома.
(Прочитать биографию Шварца и найти ответы на вопросы) Слайд2
Ответим на вопросы.
-Молодцы. Вы справились с заданием. (3 мин)
3. Постановка цели и задач урока
- Отгадайте загадку.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время.)
- Что такое время? ( Смена дня и ночи, время суток, промежуток времени ..) Слайд 3
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над «Сказкой о потерянном времени» Е.Л. Шварца, а так же проверим свои знания.
- Сформулируйте задачи урока.
Определить главную мысль сказки.
Извлечь из сказки урок мудрости.
Понять причину поступков персонажей.
Проверить свои знания по тексту произведения.
- На все эти вопросы мы должны ответить в конце урока. ( 3 мин)
- Посмотрите на экран. Попробуйте собрать пословицы. Слайд 4
коли делать нечего что можно сделать сегодня
потехе час скучен день до вечера
не откладывай на завтра то делу время
Слайд5
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
• Делу время - потехе час.
- О чем эти пословицы? Что объединяет все эти пословицы?
(Они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).
4 Работа по теме урока
Работают с текстом .Опрос. ( 1 мин)
– Давайте разберемся, что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.
– Как звали героя сказки? (Петя Зубов.)
- Что с ним произошло? ( Он внезапно постарел.)
– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.)
– Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века.)
- Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» – приметы того времени.) Слайд6
Слайд7 2) Игра « Вопрос - ответ» Работа в парах ( 5 – 7 мин)
-Сейчас каждая пара будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены. Прочтите самостоятельно отрывок из сказки и ответь на вопросы. ( 2 мин)+ ответы 3 мин) При ответе встают
1пара: с. 6-7. со слов «хорошо бы отдохнуть» до слов « в одинокой лесной избушке»
Вопрос: 1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?
2.Чем занимались мальчики и девочки?
2 пара: с.7-8 со слов «замер Петя Зубов» до слов «а ребята – старыми стариками»
Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?
2.Что забрали волшебники у ребят?
3 пара: с.8 со слов « как быть, что делать» до слов « ответил Сергей Владимирович»
Вопрос: 1.Что считали волшебники на счетах?
2. Что считал на счетах Сергей Владимирович?
4 пара: с.9 со слов «он вышел на» до слов «все это узнать?»
Вопрос: 1.Почему волшебник не увидел Петю в сене?
2. О чем говорили волшебники в домике?
5 пара: с.10 со слов «а Пантелей» до слов «искать стариков-школьников»
Вопрос: 1. О чем говорили волшебники?
2.Куда побежал Петя, выбравшись из домика?
6пара: с.10 со слов «город еще не проснулся» до слов «прошептал Петя робко»
Вопрос: 1. Кого увидел Петя на рассвете?
2. Была ли это школьница?
3)Характеристика главных героев. (3 мин)
- На какие две группы их можно разделить героев? (школьники и волшебники).
- У нас есть голубые часы и черные. Слайд 8
-Куда бы вы вписали имена школьников?
- А куда злых волшебников?
-Почему?
- Ребята, голубой цвет – это цвет неба и воды. Это символ надежды, разума.
Черный цвет – символ несчастья, зависти, зла.
( Дети выходят к доске и вписывают имена героев)
Дети Волшебники
Петя Ольга
Надя Пантелей
Вася Маруся
Маруся Сергей
Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им?
Дети Волшебники
Испуганные Злые
Ленивые Хмурые
Дружные Завистливые
Смелые Себялюбивые
- Найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети.
(1. Маруся Поспелова выковыривала изюм из булки, сидя на лавке, играла мячиком в трешки.
2.Надя Соколова играла в классы, скакала на одной ножке.
3.Вася Зайцев катался на «колбасе» трамвая).
4) Отличие фильма от сказки. Определение главной мысли в сказке. (5 мин)
- Мы не только прочитали сказку, но и посмотрели ее. И вы заметили, что фильм отличается от сказки. Какие изменения вы записали дома? Проверим.
Изменилась ли главная мысль в сказке?
Слайд 9
-Какой урок мы можем извлечь из этой сказки, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте.
Слайд 10
Ученики. «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» (страница 115 – “…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”).
- Какой еще совет дает писатель? (Cтраница 114 – “…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”) Слайд 11
Предлагаю выполнить тест и оценить свои знания по произведению.
5) Тест РЭШ тренировочные задания (УРОК 33) 16 минут + Проверка Слайд 12, Слайд 13
5. Итог (1-2 мин) Слайд 14
- Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников? (Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.)
- Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е. Л. Шварц в 20-ом веке? Почему?( Да. В нашей жизни тоже встречаются люди, которые не ценят и не берегут время)
Слайд 15
З акончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне показалось интересным …
Меня удивило …
Я хочу похвалить … , за …
Слайд16
6. Рефлексия( 1 мин)
– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Нарисуйте ротик часам, объясните свой выбор.
Слайд17
7. Домашнее задание.(1 мин)
Написать мини – сочинение – рассуждение по вопросу:
ИЛИ
Найти высказывание о времени великих людей
8