СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Сказка о потерянном времени" Е. Шварц

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - закрепление материала. На уроке используется материал с сайта РЭШ.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Сказка о потерянном времени" Е. Шварц»

Тема урока: Е.Л. Шварц« Сказка о потерянном времени»


Тип урока: урок-закрепление изученного на предыдущем уроке.


Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД:

  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

  • Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

  1. В сфере регулятивных УУД:

  • Научить принимать и сохранять учебную задачу;

  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

  1. В сфере познавательных УУД:

  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

  1. В сфере коммуникативных УУД:

  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.



Ход урока

1 . Орг момент Слайд1

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.

Проверили готовность . Повернитесь к гостям. Поприветствуйте их улыбкой и присаживайтесь.

2. Проверка дом. задания.

- Вспомните, что нужно было сделать дома.

(Прочитать биографию Шварца и найти ответы на вопросы) Слайд2

Ответим на вопросы.

-Молодцы. Вы справились с заданием. (3 мин)

3. Постановка цели и задач урока

- Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время.)

- Что такое время? ( Смена дня и ночи, время суток, промежуток времени ..) Слайд 3


- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над «Сказкой о потерянном времени» Е.Л. Шварца, а так же проверим свои знания.

- Сформулируйте задачи урока.

Определить главную мысль сказки.

Извлечь из сказки урок мудрости.

Понять причину поступков персонажей.

Проверить свои знания по тексту произведения.

- На все эти вопросы мы должны ответить в конце урока. ( 3 мин)


- Посмотрите на экран. Попробуйте собрать пословицы. Слайд 4


коли делать нечего что можно сделать сегодня

потехе час скучен день до вечера

не откладывай на завтра то делу время

Слайд5

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Делу время - потехе час.

- О чем эти пословицы? Что объединяет все эти пословицы?

(Они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).



4 Работа по теме урока

  1. Работают с текстом .Опрос. ( 1 мин)

– Давайте разберемся, что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.

– Как звали героя сказки? (Петя Зубов.)

- Что с ним произошло? ( Он внезапно постарел.)

– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.)

– Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века.)

- Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» – приметы того времени.) Слайд6

Слайд7 2) Игра « Вопрос - ответ» Работа в парах ( 5 – 7 мин)

-Сейчас каждая пара будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены. Прочтите самостоятельно отрывок из сказки и ответь на вопросы. ( 2 мин)+ ответы 3 мин) При ответе встают

1пара: с. 6-7. со слов «хорошо бы отдохнуть» до слов « в одинокой лесной избушке»

Вопрос: 1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?

2.Чем занимались мальчики и девочки?



2 пара: с.7-8 со слов «замер Петя Зубов» до слов «а ребята – старыми стариками»

Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?

2.Что забрали волшебники у ребят?



3 пара: с.8 со слов « как быть, что делать» до слов « ответил Сергей Владимирович»

Вопрос: 1.Что считали волшебники на счетах?

2. Что считал на счетах Сергей Владимирович?



4 пара: с.9 со слов «он вышел на» до слов «все это узнать?»

Вопрос: 1.Почему волшебник не увидел Петю в сене?

2. О чем говорили волшебники в домике?



5 пара: с.10 со слов «а Пантелей» до слов «искать стариков-школьников»

Вопрос: 1. О чем говорили волшебники?

2.Куда побежал Петя, выбравшись из домика?



6пара: с.10 со слов «город еще не проснулся» до слов «прошептал Петя робко»

Вопрос: 1. Кого увидел Петя на рассвете?

2. Была ли это школьница?

3)Характеристика главных героев. (3 мин)

- На какие две группы их можно разделить героев?  (школьники и волшебники).

- У нас есть голубые часы и черные. Слайд 8


-Куда бы вы вписали имена школьников?

- А куда злых волшебников?

 -Почему?

- Ребята, голубой цвет – это цвет неба и воды. Это символ надежды, разума.

Черный цвет – символ несчастья, зависти, зла.

( Дети выходят к доске и вписывают имена героев)

Дети Волшебники

Петя Ольга

Надя Пантелей

Вася Маруся

Маруся Сергей



Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им?

Дети Волшебники

Испуганные Злые

Ленивые Хмурые

Дружные Завистливые

Смелые Себялюбивые

- Найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети. 

(1. Маруся Поспелова выковыривала изюм из булки, сидя на лавке, играла мячиком в трешки.

2.Надя Соколова играла в классы, скакала на одной ножке.

3.Вася Зайцев катался на «колбасе» трамвая).

4) Отличие фильма от сказки. Определение главной мысли в сказке. (5 мин)

- Мы не только прочитали сказку, но и посмотрели ее. И вы заметили, что фильм отличается от сказки. Какие изменения вы записали дома? Проверим.

Изменилась ли главная мысль в сказке?

Слайд 9

-Какой урок мы можем извлечь из этой сказки, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте.

Слайд 10

 Ученики. «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» (страница 115 – “…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”).

- Какой еще совет дает писатель? (Cтраница 114 – “…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”) Слайд 11



Предлагаю выполнить тест и оценить свои знания по произведению.

5) Тест РЭШ тренировочные задания (УРОК 33) 16 минут + Проверка Слайд 12, Слайд 13

5. Итог  (1-2 мин) Слайд 14

- Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников? (Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.)

- Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е. Л. Шварц в 20-ом веке? Почему?( Да. В нашей жизни тоже встречаются люди, которые не ценят и не берегут время)



Слайд 15

З акончите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Мне показалось интересным …

  • Меня удивило …

  • Я хочу похвалить … , за …


Слайд16

6. Рефлексия( 1 мин)

  • – А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Нарисуйте ротик часам, объясните свой выбор.



Слайд17

7. Домашнее задание.(1 мин)

  1. Написать мини – сочинение – рассуждение по вопросу:

  • - Зачем люди сочиняют сказки?

ИЛИ

  • - Зачем писатели пишут авторские сказки по мотивам народных?

  1. Найти высказывание о времени великих людей











8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!