СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Тема: А.Барто "Дело было в январе", С.Дрожжин "Улицей гуляет" 2 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с жизнью и творчеством А.Барто и С.Дрожжина; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание, речь.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Тема: А.Барто "Дело было в январе", С.Дрожжин "Улицей гуляет" 2 класс УМК "Школа России"»

Урок 70.

Урок литературного чтения. 2 класс «Школа России»

Тема урока: А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Барто и С.Дрожжина; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание , речь.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку; наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Оборудование: портрет и книги А.Барто; визуальные материалы по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ сказки от лица Ёлочки.

III. Речевая разминка

– Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Что ты делаешь, Зима?

- Что ты делаешь, Зима?

- Строю чудо – терема!

Сыплю снежным серебром,

Украшаю все кругом.

Раскружится карусель,

Залихватская метель!

Постараюсь, чтоб с утра

Не скучала детвора,

Чтобы ёлочка зажглась,

Чтобы тройка понеслась!

У Зимы не счесть забот:

Скоро праздник – Новый год!

Р. Фархади

- Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

- Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

- Попробуйте сами поставить цели урока. Чему мы будем сегодня учиться? (Предположения детей.)

- Да, сегодня мы прочитаем ещё одно новогоднее стихотворение, узнаем о жизни и творчестве его автора.

V. Работа по теме урока

1. Первичное чтение

- Откройте учебник на с. 208 и прочитайте имя автора стихотворения.

- Есть ли у стихотворения название?

- Как же быть? Как нам его назвать? (По первой строчке.)

- Прочитайте её.

- Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть это стихотворение.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей.)

- Как зайчата перехитрили волка? (Они спрятались на елке, как игрушки, и волк их не заметил.)

2. Рассказ учителя об А.Барто

- У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, кто не знал бы, не слышал бы в детстве стихов А.Барто. Как вы считаете, почему? (Ответы детей.)

- Вспомните, какие стихи вы слышали в детском саду или дома от мамы, бабушки, когда вам было всего три или четыре года.

(Дети вспоминают. Учитель может помочь: «Про зайку, которого бросила …кто? Хозяйка; про бычка, который … идёт, качается». Вспомнив, дети прочитают несколько стихов из цикла «Игрушки».)

Материал для учителя

Барто Агния Львовна. 17.02.1906 – 01.04.1981 русская советская детская поэтесса, писательница, киносценаристка Агния Львовна Барто родилась в Москве 17 февраля 1906 года в образованной семье. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Агния училась в хореографическом училище и собиралась стать балериной. Она очень любила танцевать.

Стихи А. Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов А. Барто был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо "правильно" писать стихи. Но Агнию Львовну в ту пору манило другое - музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей, она очень любила танцевать. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее. И в 1925 г. (ей тогда было всего только 19 лет!) вышла в свет ее первая книжка "Китайчонок Ван Ли и мишка-воришка". Стихи очень понравились читателям. Беседа с Маяковским о том, как нужна детям новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании детей, помогло ей окончательно сделать выбор.

Юность Агнии пришлась на годы революции и гражданской войны. Но каким-то образом ей удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет и сочинение стихов. Она обожала Маяковского, но, встретившись с ним, не решилась заговорить. Отважившись прочесть свое стихотворение Чуковскому, Барто приписала авторство пятилетнему мальчику. Может быть, именно благодаря своей застенчивости Агния Барто не имела врагов. Ее не стало 1 апреля 1981 года. Однажды Агния Барто сказала: «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может». В случае с ней самой это была не минута — так она прожила всю жизнь. Похоронена Агния Барто в Москве на Новодевичьем кладбище.

VI. Физкультминутка

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два –

Вот и кончилась игра!

VII. Продолжение работы по теме урока

1.Выразительное чтение

– Прочитайте стихотворение А. Барто выразительно.

2. Сообщение учителя

– Знаете ли вы, откуда пошла традиция наряжать ёлку под Новый год?

Материал для учителя

История появления новогодней ёлки в домах жителей России начинается с Петра I. Император, действительно, попытался закрепить в нашей стране этот замечательный обычай.

История повествует, что Петр I впервые увидел наряженное хвойное дерево в доме у немецких приятелей, с которыми встречал Рождество. Идея произвела на него весьма сильное впечатление – ель, украшенная конфетами и фруктами вместо обыкновенных шишек. И тогда император распорядился встречать Новый год в России в соответствии с германскими традициями, издав 20 декабря 1699 года сначала указ о переходе страны на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и тут же второй – о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября, как это было ранее. 

Во втором указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…».

Надо сказать, что до этого времени на Руси ёлка и еловые ветви никак не связывались у населения с праздниками, а наоборот – отожествлялись с погребальными обрядами, поэтому изначально эта традиция в России не прижилась. Наследники Петра I забыли о праздничных ёлках почти на век. После смерти императора предписания сохранились лишь в отношении убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками, т.е. по этим хвойным деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли новыми.

Вновь Рождественскую ель установили в России только 24 декабря 1817 года, в Москве. Так император Александр I решил порадовать новоиспечённую невестку – германскую принцессу Шарлотту Прусскую (в православии – Александру Фёдоровну) – жену будущего императора Николая I. В канун 1819 года ёлку поставили в петербургском Аничковом дворце.

В 1828 году, на Рождество, Александра Фёдоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской ёлки» в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц – дочерей великого князя Михаила Павловича.

С начала 40-х годов XIX века эта традиция стала в Российской империи всеобщей. В 1852 году появилась первая публичная ёлка – ослепительные огни зажглись на стройной красавице с "Вифлеемской звездой" на верхушке, которая была установлена в зале Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением практически всех городских и деревенских домов. Поскольку в то время Рождество Христово предшествовало Новому году, то тогда ёлка считалась "рождественской".

В разные времена и ёлки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

 В годы всеобщего государственного траура в Российской империи выходили особые постановления проводить ёлки скромнее, в семейном кругу, ограничивая широкое веселье. Такого рода постановления, носившие рекомендательный характер, выходили во время годичного траура в связи со смертью императоров в 1855 и в 1881 гг., во время Русско-турецкой войны в 1877-78 гг.
В канун 1938 года огромная 15-метровая ёлка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, а вместе с Дедом Морозом пришла и Снегурочка. С тех пор ёлку стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние ёлки». 

К 60-м годам ХХ века новогодняя ёлка стала привычной и любимой для каждой семьи. А её украшение – стеклянными шарами, игрушками и бумажными гирляндами – одной из главных семейных церемоний.

С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.

В настоящее время в Российской Федерации ежегодно проводится Главная ёлка страны – Кремлёвская, а во многих регионах страны – свои, как правило, под патронажем губернатора.

3.Стихотворение С.Дрожжина

– На с. 209 прочитайте стихотворение С.Дрожжина «Улице гуляет …» и рассмотрите иллюстрацию.

- Какое настроение создаётся?

- Какой прием используется? (Ответы детей.)

VIII. Рефлексия

- Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал …

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел …

IX. Подведение урока

- О каком празднике мы говорили сегодня?

- Что вы узнали о нем?

- Что вы узнали об авторе стихотворения «Дело было в январе»?

Домашнее задание

Повторить произведения изученного раздела. Подобрать к любому из них музыку, которая соответствует содержанию.