этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро солнцу и птицам, - Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера. В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его. Какие добрые поступки совершаете вы? А как вы считаете, важно совершать добрые поступки? Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке. | Приветствуют учителя. Слушают учителя. Рассказывают о своих добрых поступках. Обсуждают | Личностные УУД: -формирование учебной мотивации, - формирование адекватной самооценки, - необходимость приобретения новых знаний. Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему урока; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - работать по алгоритму, Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний; - проводить анализ учебного материала; - извлекать информацию, представленную в разной форме; - формулировать конечный результат Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | Ребята, а начнём мы урок с речевой разминки. Прочитаем скороговорку медленно. Белые бараны били в барабаны. Теперь ускоряясь (чтение про себя, шепотом, по рядам). Проверка домашнего задания. (стихотворение «Кошкин щенок» наизусть) Выставление отметок. | Выполняют задания. | Регулятивные УУД : коррекция, прогнозирование Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатом деятельности, анализ, синтез поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли |
| А теперь посмотрите на доску и разгадайте анаграмму, и вы узнаете, как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся. Анагра́мма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. БЯРЕТА И ТЯУТА. Правильно. Откройте учебник на стр. 132 и ответьте на вопрос – кто автор этого произведения? Верно, какой будет тема нашего урока? Какую цель поставим перед собой? | Слушают учителя, высказывают свое мнение. Ребята и Утята Автор произведения – М. Пришвин. Тема: М. М. Пришвин «Ребята и утята» Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением. | Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; синтез поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника. - Как называется раздел, который сейчас познаем? Да, в природе все взаимосвязано. Животных мы называем братьями нашими меньшими. - Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших». - Произведения, каких авторов мы уже узнали? - Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. - Какого человека можно назвать неравнодушным? - Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек - М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской области близ города Ельц. Жилось его семье трудно, так как отец умер очень рано и мать осталась одна с пятью детьми. Пришвин очень любил и стремился учиться. В Германии закончил университет и начал работать агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он начал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др. - Кто запомнил , в каком городе родился писатель? -По какой специальности Пришвин закончил университет? Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. «Ребята и Утята». Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. | О братьях наших меньших Б. Заходер, , И. Пивоварова Слушают учителя. Отвечают на вопросы Человек , которой поможет тебе советом или делом , может совершить не задумываясь подвиг , не может пройти мимо беды Смотрят выставку книг Слушают учителя город Ельц Орловской области агроном | |
Этап реализации построенного проекта. | А теперь вернемся к рассказу. - О чем будет говорится в произведении ? – Кто видел маленьких утят? – Где? На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписала эти слова? . Попробуем объяснить их значение. Холм – небольшой бугорок. Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Кузница – помещение, где работают кузнецы. Физминутка Вышли уточки на луг Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел зеленый жук Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища) Ш-ш-ш И опять настала тишь.(Сели) Аудиозапись Пришвин « Ребята и утята» - Какие чувства у вас возникли? - Какую ошибку совершили дети? - Исправили ли они свою ошибку? - Кто им помог её исправить? - Что вы можете сказать об этом человеке? - А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней? | В произведение будет говорится о ребятах и утятах. Отвечают на вопросы. В начале мы должны объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ. Слушают учителя Выполняют движения Выполняют движения Высказывают предположения Ловили и швыряли в утят шапки Да. Мужчина, подошедший к ребятам Неравнодушный, любящий и заботящийся о животных Любовалась ими | Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Ребята , поставьте пальчик на первое слово . Читать будем по цепочке по предложению , пока я не остановлю . Следите внимательно. Чтение текста по частям до слов 1 остановка. Вот тут их увидела ребята…. - Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. - Что значит для утят свобода? - Как вы думаете, что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят? - Сколько надо было идти до озера? - Сколько это километров? - Это много или мало для человек? - А для маленькой уточки? - Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни? - Какие враги были у уток? - Как вы думаете, почему мать шла позади? 2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята… - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения. - Зачем ребята это делали? - Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? Докажите строчками из произведения. - Могла ли утка кричать? - Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое слово вы кричите, когда боитесь? - А ваша мама переживает за вас? - Как она ведет себя при этом? - Как в рассказе чаще всего называют уточку? - А какая она мама? - Вам ее жалко? - Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. 3 остановка…и побежали с утятами на холм. - Смогли ли они объяснить свой поступок? - Какое приказание дал им взрослый? - Назовите слова, которые показывают строгость автора. - Что делали бы вы, оказавшись рядом? 4 остановка. Чтение до конца. - Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили? Докажите словами из текста - Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? - Перед кем этот знак уважения? - Как мальчишки на это прореагировали? - Как назвал рассказчик ребят ? - Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. - Что пожелали люди уточке? - Нужно ли было пожелание людей уточке? | « Весной это озеро далеко разливалось , и прочное место для гнезда …» Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась 3 версты Чуть больше 3 километров. Это много, но человек может пройти это расстояние Это очень много, особенно для маленьких утят Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали Люди, лисица, ястреб Чтобы видеть что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них «Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками» Просто так, для забавы. «Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении» Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях Спасите, помогите Мама Да Высказывают предположения Заботливая. Высказывают своё мнение Нет Отпустить утят и вернуть их к матери Живо, Вот то-то Так же, как автор « Мать отлетела немного…» «Радостно снял я шляпу…» - Знак уважения. Перед уткой Засмеялись Глупыши Нет Счастливого пути Да | Коммуникативные УУД: умение работать в парах, выражать свои мысли Регулятивные УУД: коррекция, оценивание качества и уровня усвоения материала, контроль Познавательные УУД: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске.( работа в парах) Умел ошибиться, умей и…. исправиться. Добрый пример лучше ста… слов. Сначала думай – потом… делай. Дитя плачет, а у матери сердце…. болит. - К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему? Ребята, а сколько смысловых частей можно выделить в этом тексте? Предлагаю вам самостоятельно озаглавить каждую часть и определить границы каждой части. А теперь сравните свои варианты с предложенным в учебнике. Ребята, а теперь ваша задача – еще раз прочитать про себя этот рассказ и подготовиться к пересказу по составленному плану. Молодцы. | Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы 4 части. Выполняют задание. Ответ: Путь к озеру. Ребята и утята. Приказ взрослого. Семья продолжает путешествие. | Познавательные УУД : выявлять основную мысль произведения; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,. Коммуникативные: участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; Личностные: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; оценивать собственную учебную деятельность: выражать положительное отношение к процессу познания. |
Этап включения в систему знаний и повторения. | Ребята, а теперь вспомните всё что узнали за этот урок и ответьте на вопросы. С творчеством, какого писателя мы познакомились? Как называется произведение, которое мы прочитали? К чему нас призывает автор? Верно. Давай же будем мы природу Любить, жалеть и уважать. Зверей и птиц не обижать! - Как автор назвал свой рассказ? - Почему? - Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? | Автор ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании. Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь. | Регулятивные УУД : волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, прогнозирование. Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Что нового вы узнали на уроке? На экране написаны предложения. Дополните их. «Я сегодня узнал на уроке …» «Я научился …» «Мне было на уроке …» | Отвечают на вопросы | Личностные УУД: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли Регулятивные УУД : волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, прогнозирование |