СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 1 классе на тему: «Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок   литературного  чтения  "Твердый  согласный  звук  Ж,  буквы  Ж, ж " -  урок  открытия  нового  знания.  Цель  урока:  создать  условия  для  осмысления  нового  материала.  Задачи  урока:  познакомить  с  новой  буквой,читать  слова,  предложения,  рассказы,  воспитывать  интерес  к  чтению.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе на тему: «Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж.»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Вослебовская средняя общеобразовательная школа»

Скопинского муниципального района

Рязанской области






Урок литературного чтения в 1 классе на тему:

«Твёрдый согласный звук ж,

буквы Ж, ж























Подготовила Малашина Т.А.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.



Тема  урока:  «Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:   

  образовательные:

  • познакомить  с буквой Ж и звуком   [ж];

  • учить давать характеристику звукам;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.



Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.



Формы обучения:

    • фронтальная работа;

    • парная;

    • индивидуальная

Формирование ключевых компетенций:

    • учебно – познавательной

    • коммуникативной



Единица содержания: характеристика звука [ж], обозначаемого на письме буквой Ж,ж

Граница знания – незнания:

  • дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)

  • не знают какие звуки обозначает буква Ж,ж





Ход урока.

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Речевая разминка:

Артикуляционные упражнения:

-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение;

-Губы в трубочку, в ниточку.

-Язычком помоем зубки.

-Язычком сделаем укольчики щечкам

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.

- Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже?

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются?

- А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч,

3. Постановка учебной задачи

Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград»

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой?

Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой – нибудь один, хорошо?

  1. Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.

  2. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.

  3. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….Жираф

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …Жук

- Назовите первые звуки слов - отгадок.

- Произнесите, как жужжит жук.

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.

  • Изучить … звук и …букву.

  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

- Где новые знания в жизни можно применить?

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.



1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в парах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

- Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.

3. Представление результатов исследования.

-А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований.

- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?

- В чем особенность звука [ж]?

- В каком районе «проживает» звук [ж]?

4. Игра «Подбери слово»

- Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко?

- Придумайте слова с новым звуком.

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

5. Физкультминутка

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.

Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

- Так какой же звук [ж]?

6. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Ж?

- В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись!

Выложите букву из карандашей.

- Ребята, а почему на плакате 4 буквы Ж?

Мы видим 2 большие буквы и две маленькие,

2 печатные и две письменные.

- Зачем нужны большие буквы?

- Где мы встречаемся с печатными буквами?

- А для чего нужны письменные буквы?

- А вы хотели бы научиться писать букву «Ж»?

Диск - тренажёр. (показ написания буквы Ж, ж)

7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

-Открываем Азбуку на с.25

С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?

Прочти слоги самостоятельно; хором.

-На какие слоги надо обратить внимание? Почему?

-Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв?

-Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.

-Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти.

-Прочитайте, пожалуйста, вывод на с.26

-Это нужно запомнить!

5. Первичное закрепление

1.Чтение слов на с.25

Друг однокоренные

Дружок

Могу однокоренные

Может

Жук

Жучка

Телега

тележка однокоренные

-Ребята, а что можно сказать об этих словах?

-Докажите это.

-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.

-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова

-Прочитайте слова, где буквы [ж] нет!

2.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Чтение рассказа «Чиж».



- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- А кто такой чиж?

- Кто прочитает рассказ?

-Какие чувства вы испытываете?

Вопросы по содержанию:

– Кто был у Вари?

– Где жил чиж?

– Что сказала Варя чижу?

– Что ответил чиж?

-Как вы думаете, Варя отпустит чижа, а как бы поступили вы?

-Хотите услышать, как поёт чиж? (звукозапись песни чижа)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по карточкам.

-Ребята, предлагаю вам поработать в группах.

1 группа:

1. Прочитайте пословицы и поговорки..

2. Подчеркните букву ж в словах.

Живи для людей, поживут и люди для тебя. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

2 группа: 1.Прочитать скороговорки.

2.Подчеркни все буквы Ж.

У Жоры – уж, у Розы – уж.

Жутко жуку жить на суку.

У ежа – ежата, у ужа - ужата.

3 группа:

1.Прочитай слова, подчеркнуть букву ж.

Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.

8. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.

- Буква Ж в вашу честь ,в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю.

- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.

Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,

Спасибо вам за урок.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!