Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица».
Цель урока: создать условия для полноценного восприятия произведений Эзопа и И.А.Крылова.
Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений учащихся знаний о творчестве баснописцев Эзопа и И.А.Крылова; умение выразительно читать произведения и их анализировать.
(Метапредметные): способствовать формированию УУД:
регулятивных: учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;
познавательные: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);
коммуникативных - формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» - 2 ч., 3класс,
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности.
Поприветствуйте ребята друг друга улыбкой. Погоду мы изменить не можем, но в классе пусть будет прекрасное настроение и тёплая обстановка. Я желаю, ребята, узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех.
II. Актуализация знаний. Целеполагание.
Работа с презентацией.
Отгадайте литературные произведения по отрывкам.
- Да только воз и ныне там…
- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
- к дереву на цыпочках подходит…
- …Тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про … лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них!
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
- Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
- Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
-Что общего во всех этих произведениях?
-Кто их автор?
-Что такое басня?
-Все ли вы знаете о басне?
2. Определение темы и цели урока. Выявление места и причины затруднения.
Работа в учебнике на стр. 56.
-Прочитайте произведение. Что вы можете сказать о нем? К какому жанру вы отнесете его? Какова цель нашего урока?
III. Построение проекта выхода из затруднения. Гипотеза.
-Можно ли прочитать басню Эзопа по ролям? А басню И.А.Крылова?
- Сравните мораль этих басен.
- Что общего в них? Чем они отличаются?
-Когда вы читаете басню Крылова, то вы почему- то слова лисы читаете с особой интонацией? С чем это связано?
-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошие слова?
-Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона?
- Какой прием использовал Крылов?
- В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает образ глуповатого невнимательного человека.
- Найдите и прочитайте мораль басни. Где она находится?
- Назовите главных героев басни Эзопа?
- Почему Лисица расхваливала Ворона?
- Почему Ворон поверил Лисице?
- Что сделала Лисица?
- Как вы думаете, что Лисица думала на самом деле о Вороне?
- Прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете?
IV. Реализация проекта выхода из затруднения.
Работа по презентации.
Кто такой Эзоп?
Существуют сведения о том, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы.
Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт.
Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь.
Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.
При помощи каких приёмов писатели - баснописцы выражали свои мысли?
Аллегория – иносказание
Метафора – употребление слов в переносном значении
Ирония – скрытая насмешка
Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение? - Иносказательное выражение мыслей.
- С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?
- Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.
V. Первичное закрепление.
-Прочитайте басню Эзопа «Лисица и виноград»
-Сравните ее с басней Крылова. (Ведется аналогичная работа по выявлению признаков басни)
VI.Рефлексия УД.
1) Тест по теме «Басня»
1.Басня – это:
А) краткий рассказ;
Б)поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
2. Герои басни:
А)люди
Б)животные, птицы, растения
В)люди, животные
3. Басни писались с целью:
А)высмеять пороки людей
Б)научить правильному поведению
В)показать пример для подражания
Г)рассмешить
4. Форма речи басни имеет:
А)прямое значение
Б)иносказательное значение
5. В басне есть вывод, который называется:
А) итог
Б)мораль
В)нотация
2) Работа в Хрестоматии с баснями Эзопа.
- С какими произведениями мы познакомились?
- Кто авторы этих басен?
- Какая из басен вам больше всего понравилась и почему?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
IX. Домашнее задание.
1. Басню И.Крылова «Ворона и Лисица» - наизусть или
выразительное чтение
2. Творческое задание – сочинить басню в прозе.