СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе "Басни Эзопа и Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Цель урока: создать условия для полноценного восприятия произведений Эзопа и И.А.Крылова.  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе "Басни Эзопа и Крылова"»

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Ворона и Лисица».

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия произведений Эзопа и И.А.Крылова.

Задачи: (предметные) содействовать расширению представлений учащихся знаний о творчестве баснописцев Эзопа и И.А.Крылова; умение выразительно читать произведения и их анализировать.

(Метапредметные): способствовать формированию УУД:

регулятивных: учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;

познавательные: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

коммуникативных - формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» - 2 ч., 3класс,

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности.

Поприветствуйте ребята друг друга улыбкой. Погоду мы изменить не можем, но в классе пусть будет прекрасное настроение и тёплая обстановка. Я желаю, ребята, узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех.

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

  1. Работа с презентацией.

Отгадайте литературные произведения по отрывкам.

- Да только воз и ныне там…

- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

- к дереву на цыпочках подходит…

- …Тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про … лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них!

- Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

- Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой.

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

-Что общего во всех этих произведениях?

-Кто их автор?

-Что такое басня?

-Все ли вы знаете о басне?

2. Определение темы и цели урока. Выявление места и причины затруднения.

Работа в учебнике на стр. 56.

-Прочитайте произведение. Что вы можете сказать о нем? К какому жанру вы отнесете его? Какова цель нашего урока?

III. Построение проекта выхода из затруднения. Гипотеза.

-Можно ли прочитать басню Эзопа по ролям? А басню И.А.Крылова?

- Сравните мораль этих басен.

- Что общего в них? Чем они отличаются?

-Когда вы читаете басню Крылова, то вы почему- то слова лисы читаете с особой интонацией? С чем это связано?

-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошие слова?

-Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона?

- Какой прием использовал Крылов?

- В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает образ глуповатого невнимательного человека.

- Найдите и прочитайте мораль басни. Где она находится?

- Назовите главных героев басни Эзопа?

- Почему Лисица расхваливала Ворона?

- Почему Ворон поверил Лисице?

- Что сделала Лисица?

- Как вы думаете, что Лисица думала на самом деле о Вороне?

- Прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете?

IV. Реализация проекта выхода из затруднения.

Работа по презентации.

  1. Кто такой Эзоп?

Существуют сведения о том, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы.

Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт.

Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь.

Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.

  1. При помощи каких приёмов писатели - баснописцы выражали свои мысли?

Аллегория – иносказание

Метафора – употребление слов в переносном значении

Ирония – скрытая насмешка

  1. Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение? - Иносказательное выражение мыслей.

- С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?

- Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.


V. Первичное закрепление.

-Прочитайте басню Эзопа «Лисица и виноград»

-Сравните ее с басней Крылова. (Ведется аналогичная работа по выявлению признаков басни)


VI.Рефлексия УД.

1) Тест по теме «Басня»


1.Басня – это:

А) краткий рассказ;

Б)поучительный рассказ;

В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.


2. Герои басни:

А)люди

Б)животные, птицы, растения

В)люди, животные


3. Басни писались с целью:

А)высмеять пороки людей

Б)научить правильному поведению

В)показать пример для подражания

Г)рассмешить


4. Форма речи басни имеет:

А)прямое значение

Б)иносказательное значение


5. В басне есть вывод, который называется:

А) итог

Б)мораль

В)нотация


2) Работа в Хрестоматии с баснями Эзопа.


- С какими произведениями мы познакомились?

- Кто авторы этих басен?

- Какая из басен вам больше всего понравилась и почему?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

IX. Домашнее задание.

1. Басню И.Крылова «Ворона и Лисица» - наизусть или

выразительное чтение

2. Творческое задание – сочинить басню в прозе.