СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе «Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с рабочим листом к уроку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе «Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с рабочим листом к уроку»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок Литературное чтение

Класс 3


Тема

Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Педагогическая цель

развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык  литературного произведения; воспитание  любви к  русской литературе  и  гордости за Россию.

Тип урока

Обобщающий

Планируемые результаты (предметные)

Научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; читать вслух бегло, осознанно, выразительно.

Личностные результаты

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и т. д.), предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме

Методы и формы обучения

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный, практический.

Форма: фронтальная, индивидуальная

Основные понятия

сказка, иллюстрация, словарная работа, скороговорка.

Образовательные ресурсы


Конспект, учебник, мультимедиа






Этап урока


Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя и готовности к уроку.

Фронтальная, индивидуальная


1.Приветствует учащихся.

2.Эмоционально настраивает на учебную деятельность.

3.Проверяет готовность класса и оборудования;

-Здравствуйте, ребята.

-Предлагаю друг другу улыбнуться,
На уроке не зевать,
А работать и читать!

- Проверим готовность к уроку. На столе у вас должны лежать учебник литературного чтения, тетрадь, дневник и пенал.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место
к уроку

  1. Речевая разминка

Цель: выполнение речевых упражнений, направленных на совершенствование техники чтения: беглости, сознательности, правильности и выразительности

1. Проговаривание скороговорок.

- А начнём урок с речевой разминки.


- Предлагаю вспомнить 3 скороговорки

Проворонила ворона воронёнка.

33 вагона в ряд тараторят тарахтят.

Три сороки тараторки тараторили на горке

-Проговариваем четко. По рядам.

Зачем нам нужно проговаривать скороговорки на уроке?

Проговаривает вместе с детьми. Следит за правильностью произношения.

Выполняют упражнения на отработку техники чтения.

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: выполнить проверку усвоенных знаний предыдущего урока.

1.Фронтальная


- Предлагаю отгадать мои ребусы.

ответы: Гвидон, Лебедь, Салтан, Бабариха, Повариха, Ткачиха.

- Кто они такие? (герои сказки)

- Какой? ("Сказка о царе Салтане")

- Кто автор? ( А.С.Пушкин)

– Докажите, что это произведение – сказка. (Дети приводят доказательства, что это литературная сказка)

демонстрирует слайды с ребусами



отгадывают ребусы

  1. Целеполагание.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания.

1. Сообщение темы урока, определение задач.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами  продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

- Вспомните, какое полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

- Назовите других героев сказки.

- На какие группы мы можем разделить всех героев?

- А кого можно назвать хорошим героем, плохим?

Сегодня мы с вами будем учиться анализировать поступки героев, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить  необходимые отрывки в тексте.

Называет автора и стихотворение, с которым будет проходить работа на уроке.

Узнают тему урока. Самостоятельно формулируют задачи урока.


  1. Работа по теме урока

Цель: усвоение новых знаний и способов действий.

1.Аналитическая беседа.

























2. Беседа о князе Гвидоне.



































3.Выборочное чтение.










- А.С.Пушкин назвал свое произведение  «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Каким представляет в  названии Пушкин князя Гвидона? (Славный и могучий богатырь)   

-Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста. («И растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна  моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»)

 

-Какие черты характера открываются нам  в поступках князя Гвидона?

- А как он относится к своим родителям?

(Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)

 - Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое? (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

- Перечислите чудеса, которые появились на острове. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.)

- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах  князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой. ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон -  с печалью, купцы  - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания? (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)

- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки.

-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру?

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)

- Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?

(Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)

- Как бы вы поступили, простили ли их? Хотели ли бы вы изменить конец сказки?

Анализирует произведение. Следит за ответами учащихся. Корректирует и дополняет

















Задаёт вопросы по прочитанному тексту. Формулирует вывод.





























Даёт целевую установку. Корректирует и дополняет ответы детей

Отвечают на вопросы учителя.

Участвовуют в беседе.

Ищут ответы в учебнике.

Строят речевое высказывание.















Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Доказывают свою точку зрения.

Приводят факты из сказки.

Находят отличительные черты героев сказки.

















Слушают учителя.

Строят речевые высказывания.

Участвуют в беседе.

Перечитывают отрывки сказки.

Слушают учителя.



Физминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для работы.

• Изобразите летящую царевну Лебедь.

• Изобразите Гвидона, натягивающего лук.

• Изобразите танцующую белку, поющую песенки.

• Изобразите богатырей, выходящих из моря

– Кто из вас знает, что за музыка звучала?

– Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в честь 100- летия со дня рождения А. С. Пушкина


Осуществляет показ упражнений для предотвращения усталости.

Повторяют упражнения за учителем.

  1. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний.

работа в группае.

- А теперь предлагаю составить ПАСПОРТ ГЕРОЕВ, поработав в группах.

Даёт целевую установку на работу в группе. Обговаривают правила).

Дети составляют рассказ о героях сказки

защита паспортов.

Устно представляют рассказы- паспорта героев сказки.

Даёт целевую установку. Слушает учащихся

Защищают свои работы

  1. Итог урока. Рефлексия.

Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов.

1.Обобщающая беседа.


2.Рефлексия.


3.Домашнее задание.

- Героев какой сказки вспоминали сегодня на уроке? Назовите героев сказки.

- Прошу продолжить фразы….

-Кому понравился урок покажите мне сердечко. Кто на уроке был не активен и затруднялся в ответах – поднимите большой палец вверх.

- Домашним задание на выбор:

1 – перечитать всю сказку,

2 – подготовить выразительное чтение отрывка о любом чуде

Подводит итог урока. Организует рефлексию. Даёт целевую установку на дом.

Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности



























Приложение 1


























Приложение 2


ПАСПОРТ ГЕРОЯ


  1. ИМЯ ГЕРОЕВ, ЕГО МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

________________________________

  1. ДЕЙСТВИЯ И ПОСТУПКИ ГЕРОЯ; ИХ ХАРАКТЕРИКА

________________________________

________________________________

________________________________

  1. ВНЕШНОСТЬ И ХАРАКТЕР ГЕРОЯ

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________


  1. ОТНОШЕНИЯ АВТОРА К ГЕРОЮ

_______________________________

_______________________________

_______________________________

  1. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ


_________________________________

________________________________________


ПАСПОРТ ГЕРОЯ


  1. ИМЯ ГЕРОЕВ, ЕГО МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

________________________________

  1. ДЕЙСТВИЯ И ПОСТУПКИ ГЕРОЯ; ИХ ХАРАКТЕРИКА

________________________________

________________________________

________________________________

  1. ВНЕШНОСТЬ И ХАРАКТЕР ГЕРОЯ

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________


  1. ОТНОШЕНИЯ АВТОРА К ГЕРОЮ

_______________________________

_______________________________

_______________________________

  1. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ


________________________________________

________________________________________