Структурные компоненты урока | Время | Ход урока | Формируемые УУД |
Деятельность учеников | Деятельность учителя |
I.Организационный момент | 1м. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | -Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня, Татьяна Сергеевна. Ритуал приветствия: «Здороваемся необычно». - Сейчас мы с вами поздороваемся необычно друг с другом. Сначала лбами, теперь плечами, указательным пальцем правой руки и коленями. - Молодцы. | Л: - создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения. К: -подготовка учеников к работе на уроке, создание благоприятных условий для работы на уроке |
II.Проверка домашнего задания | 5м. | -Читают выразительно стихотворение | - Сейчас проверим домашнее задание. На дом вам было задано выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова. - Кто желает прочитать? | |
III.Подготовка к основному этапу занятия | 3м. | - О природе - Слушают учителя и отгадывают загадку Подарок | (1слайд) С творчеством Паустовского вы уже знакомы. И на этом уроке мы продолжим учиться проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает. -Кто мне скажет какова основная тема произведений Паустовского? О чем он писал? - Действительно, природа для него - это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней. - А сейчас послушайте и отгадайте загадку Каждый знает на планете, Будь то взрослые иль дети. Если ты его получишь, Настроенье станет лучше... -Что это? -Правильно, подарок. Так называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся. (2слайд) А как вы думаете о каком подарке на ваш взгляд будет идти речь? Ответить на этот вопрос мы с вами сможем только прочитав произведение. | Л: выражать свои эмоции, высказывать свою точку зрения. |
IV.Усвоение новых знаний и способов действий | 15м. | Словарная работа Открывают учебник, слушают учителя. Внезапный, громкий Сильный Открывают словарь слов, ищут выражение. Читают определение Резкий- внезапный, раздражающий, чересчур сильный. Опасть Читают определение: Облететь – 1. пролететь вокруг, 2.опасть, осыпаться. Темно-красный Слушают аудиозапись. Высказывают свои предположения | –А, прежде чем преступить к чтению текста нам необходимо провести словарную разминку. - Открываем учебник на странице 18. - Объясните смысл выражений. Что значит резкий голос? -А что значит резкий воздух? - Кто еще как думает? - А теперь откроим словарь слов на странице 124 и прочитаем что значит слово резкий. - Правильно. Молодцы. -А какие значения может иметь слово облететь? Обратимся к словарю. Найдите слово облететь также в словаре на стр.124 и зачитайте определение. - Ребята, в тексте встретятся устаревшие слова. Эти слова мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Открыть доску со словами. - Ребята, кто знает, что обозначают эти слова? Значение этих слов мы можем узнать из сносок находящихся под произведением. Рогожа – это грубая плетёная ткань. Посмотрите на(слайд 3) -А, кто скажет, что за цвет пурпур? -Правильно, это темно-красный цвет. (слайд 4) Бересклет – это кустарник. (слайд 5) Чваниться – это значит зазнаваться. Не столковаться значит не согласиться например с решением. Товарка – это подруга. Язвительно- это злобно-насмешливо Лесничий – это профессия, специалист по лесному хозяйству. Он растит лес. -Сейчас мы прослушаем произведение. Слушайте его внимательно. Что бы потом мы с вами могли побеседовать по содержанию. Перед прослушиванием у меня для вас будет задание: узнать о каком подарке будет идти речь в рассказе? Совпали ли наши предположения сделанные до чтения? Первичное прослушивание. (Не до конца) -Как вы думаете, чем закончится рассказ? -Что будет с березкой? | Р: учиться высказывать свое мнение П: умение ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы учителя и класса К: оформлять свои мысли в устной речи |
V.Первичная проверка понимания | 3м. | Березу Нет. Ване не удалось сохранить память о лете, т.к. это закон природы и каждую осень листья опадают с деревьев. На 3 Мальчик по имени Ваня принес в дом Рувима подарок. | Вопросы после воспроизведения. - Какой подарок принес Ваня писателю? -Правильно, березу. - Удалось ли Ване сохранить память о лете всю зиму? Работа над содержанием. -На сколько смысловых частей можно поделить текст? Подумайте. -О чем говорится в первой части? Физкультминутка | П: отвечать на вопросы учителя, делить текст на части, размышлять о характере и поступках героев, выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных |
VI.Закрепление знаний и способов действий | 15м. | Читают 1 часть Находят в тексте: «Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы». Читают: «Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студеную зиму летняя память.». Пересадили в ящик. Нет, не прижилась. Листья пожелтели и начали увядать. Наступила осень, пришли первые заморозки Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград в беседке. «Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди как первая седина у нестарого человека. Почти вся она за ночь пожелтела. Олицетворение Олицетворение – это наделение человеческими чувствами, качествами, мыслями неодушевленных предметов. Заморозок надышал холодом на стекла в доме, посыпал зернистым инеем крыши. Березы после заморозков пожелтели до самых верхушек и листья осыпались с них частым и печальным дождем. | Чтение первой части. (По желанию) -Зачитайте, как люди относились к приближению осени? -Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте. -Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (Выборочное чтение) -О чем повествует вторая часть? -Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков. Чтение второй части. (По желанию) -Каким увидели осенний сад? (Словесное рисование) -Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует? -Что происходит с березой в комнате? -Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение. - Что произошло с березками в саду после первых заморозков? | Л: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. П: извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII.Контроль и самопроверка знаний | 5м. | | Чтение третьей части. (По желанию) -Какая основная мысль произведения? -Как вы думаете? –В природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа | К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы. |
VIII.Обобщение и систематизация знаний | 1м. | О березе Березу высадили в сад, под забор, а её жёлтые листья собрали и засушил между страниц «Вокруг света». | -О каком подарке сегодня шла речь? Чем закончилась попытка сохранить зимой память о лете? | |
IX.Рефлексия | 3м. | Произведение Паустовского «Подарок» Научился бережному отношению к природе. | К концу подходит урок и я прошу вас продолжить фразы: С каким произведением мы сегодня познакомились? Чему научились? | Р: анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное. |
X.Домашнее задание | 1м. | Открывают дневник, записывают домашнее задание. | Запишите домашнее задание стр. 23 задание 8(по выбору а б или в). | Л: выражать положительное отношение к процессу познания. |
XI. Организационный момент | 1м | Прощаются с учителем. | На этом наш урок окончен. | |