СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе по произведению С.А.Есенина «Черемуха».

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературного чтения в 3 классе по теме С.А.Есенин 2Черёмуха" по УМК "Школа  России"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по произведению С.А.Есенина «Черемуха».»

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: С.А.Есенин «Черемуха».

Цель: на основе стихотворения С.Есенина «Черемуха» подвести учеников к осознанию воздействия великой силы лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека

Задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;

  • учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

  • совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;

  • определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;

  • связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;

  • развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;

  • прививать любовь к природе.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;

  • Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

  • Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;

  • Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;

  • Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;

  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;

  • выражать свое собственное мнение;

  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;

  • самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;

  • умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;

  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;

  • высказываться и выражать свои мысли в устной форме;

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;

  • формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;

  • допускать существование различных точек зрения.

Тип урока: изучения нового материала

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран, карточки для работы в парах, цветные полоски бумаги, учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Родная речь».



  • Ход урока


I. Организационный момент


- Ребята, потрите ладошки… Вы почувствовали тепло? Соедините руки с соседом по парте и подарите ему частичку своего тепла. Улыбнитесь и начнём работу.


II. Самоопределение к учебной деятельности.

- Сегодня мы продолжаем открывать мир поэзии. Давайте вспомним, что такое поэзия? ( Это стихи)

- обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова (показ словаря и найдём толкование слова поэзия .



1 ученик у доски: Слово поэзия имеет два значения:

1) Поэзия – это словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.

2). Поэзия – это изящество и красота чего-нибудь, возбуждающее чувство очарования.

- Что же мы знаем о словах, которые имеют несколько лексических значений?

Как они называются? (многозначные)


III. Речевая разминка

Слайд 1

-Ребята, читаем вслух слова по движению указки:

лоза ножки дружок

коса рожки рожок


IV. Актуализация знаний

- Можно ли сказать , что пары этих слов похожи?

- Чем?

- Вы только что назвали один из главных признаков стихотворения

- Скажите, ребята, что такое рифма?

-Давайте ещё раз посмотрим на экран и прочитаем строки из стихотворений, вы, наверняка, их знаете и легко сможете продолжить.

Слайд 2.


Белая берёза Еду. Тихо. Слышны звоны.

Под моим окном Под копытом на снегу.

…… ……..

проверить. проверить

Принакрылась снегом Только серые вороны

Точно серебром… Расшумелись на лугу.

-Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. Назовите автора?

(С.Есенин)


V. Формулировка темы, целеполагание, мотивация к учебной деятельности


  • ПОКАЗАТЬ ПОРТРЕТ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (на доске)

-Что вы знаете об этом поэте из прошлых уроков литературного чтения?

Слайд 3 (дом Есенина, красивые места)

Учитель: рассказ о поэте .

Слайд 4 ( цветущая черёмуха около дома)

Рассмотрите следующий слайд, что особенно привлекает ваше внимание?

- Именно так называется стихотворение С.А.Есенина, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.(Тема записана на доске)

- Зная тему урока, скажите, что бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться?

VI. Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие

- Для того, чтобы достичь наших целей, обратимся к стихотворении «Черёмуха», откройте свои учебники.

Я прочитаю стихотворение "Черемуха", а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении


1)ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ


Вопросы после чтения:


- Понравилось вам, ребята, это стихотворение?


- О чём стихотворение?

-- К какому жанру его можно отнести? ( лирическое стихотворение)

- Какие чувства охватили поэта, когда он писал эти строки?

Учитель: ребята, мы увидели, что лирические стихи отражают душевное состояние поэта и его настроение.



2)ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ

- Сейчас ещё раз прочитайте это стихотворение про себя и представить картину, описанную автором в стихотворении.


Вопросы после чтения:

- Какой вам представилась черемуха?


- Какие картины возникли в вашем воображении после чтения?

3)СЛОВАРНАЯ РАБОТА


- Какие слова вызвали у вас затруднения?


Медвяная - ароматная, с запахом мёда.

Пряная - острая, ароматная по запаху и вкусу.

Вкрадчиво - стараясь вызвать доверие, расположить к себе Проталинка - место, где частично растаял снег.



4) АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


- Чтобы лучше понять поэтический мир Есенина , мы проанализируем это стихотворение.


Работа в парах:


- Обсудите в парах вопрос, с какой целью автор написал стихотворение «Черёмуха» и дайте свой ответ.

Варианты ответов у вас записаны на карточках .

- Давайте посмотрим, какие ответы у вас получились

слайд №5 (Ответы высветить на экране )


1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха.

2.Чтобы передать свою радость.

3.Чтобы привлечь читателя к красоте природы.


- Давайте ещё раз обратимся к содержанию стихотворения, чтобы понять настроение автора и ощутить чувства, возникшие в наших сердцах.



- При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты?

-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (ЭПИТЕТЫ)

- Для чего нужны эпитеты?

. Выборочное чтение:

- Какие слова использует автор для описания образа черёмухи?

- Почему они золотистые?

- С чем сравниваются ветки дерева?

Учитель: Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась)

- Как автор рассказывает про росу? А зелень какая? (зачитайте).

- Для чего автор использовал с стихотворении столько эпитетов и красивых сравнений?

Продолжим работу в парах: у вас на столе в конвертах цветные бумажные полоски







А теперь мысленно разделим наше стихотворение на четверостишия. Сколько четверостиший получилось?

Прочитайте его выразительно и закройте его тем цветом, которое соответствует вашему настроению, чувству.

(Так проделать 5 раз, т.к.5 четверостиший)



- Какие цвета у вас получились?

- Почему в основном вы использовали яркие, сочные и светлые тона?



Учитель: ребята, это ещё раз подтверждает, что лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Эту особенность лирических стихотворений обязательно запомните.


Учитель: Мы с вами подробно разобрали стихотворение «Черёмуха».

-Скажите, какое время года описал С.Есенин в этом стих-ии?

- А упоминается ли в нём о погоде, которая стояла в дни цветения Черёмухи?

- Вы правы, но согласитесь, мы легко о ней можем догадаться , попробуйте!

- Найдите в стихотворении слова и выражения, которые помогают об этом догадаться?

Выразительное чтение

- Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и

одновременно свои чувства.

- Кто хочет попробовать свои силы ? (2-3 человека)

VII. Итог урока

- Молодцы, ребята!

А теперь постарайтесь ответить на главный вопрос сегодняшнего урока :

- Что вы не знали о творчества С.Есенина , а сейчас знаете - это новое для вас?

- С.Есенин создал много замечательных произведений о природе, о Родине, о любви, о матери. Некоторые из них представлены на книжной выставке.


VIII. Рефлексия

- Ребята, я предлагаю вам провести самооценку работы на уроке.

- Встаньте те, кто считает, что работал сегодня отлично и заслужил отметку «5».

- Встаньте те, кто заслужил «4»?

- Поднимите руку те, кто считает свою работ удовлетворительной и вы готовы поставить себе «3»?


IX. Домашнее задание.

- Предлагаю к следующему уроку выучить стихотворение С.Есенина «Черёмуха» а те, кто пожелают, нарисуйте к нему иллюстрацию.