СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК 21 века - К.Г. Паустовский "Какие бывают дожди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по УМК 21 века - К.Г. Паустовский "Какие бывают дожди"»

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК 21 века –

К.Г.Паустовский. "Какие бывают дожди."



Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.


Задачи урока:

Образовательные (предметные):

- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского через рассказ «Какие бывают дожди»;

- работать над содержанием по модели; совершенствовать умение анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел; делать выводы;

- работать с текстом самостоятельно;

- на основе научно-познавательного текста уметь выделять причинно-следственные связи;

-уметь выделять в тексте главное, находить нужную информацию;

- понимать как различные части информации связаны между собой;

-- продолжить обучение работе с источником информации, перерабатывать её в виде таблицы;

- совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения.


Воспитательные (личностные):

- воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах;

- формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие (метапредметные):

- развивать речь учащихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.



Ожидаемый результат: в результате изучения данного материала учащиеся должны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, уметь анализировать произведение,

Оборудование: учебник «Литературное чтение» ч.2, 3 класс, Л. А. Ефросинина.

компьютер, интерактивная доска, презентация «Какие бывают дожди»

мультфильм «Пусть падают капли…»

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: учащиеся знакомы с произведениями К.Г.Паустовского, могут назвать жанры произведений, художественные средства (олицетворение, сравнение), имеют средний уровень навыка чтения, умеют работать в парах.

Ход урока (фрагмент)

1.Организационный момент.

А. Наличие общей установки на урок.

- Прозвенел звонок. Прошу вас, встаньте правильно, красиво, внимательно послушайте.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их.

- Придумано кем-то и просто, и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

И каждый становится добрым, отзывчивым

Пусть добрый настрой у вас длится до вечера.



- Я всем присутствующим желаю, чтобы доброе настроение не покидало вас весь день.

- Улыбнитесь друг другу, подарите добрые улыбки нашим гостям.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- Сейчас у нас урок литературного чтения.

- Вспомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(«Какие бывают дожди»)

- Кто автор этого произведения? (К.Г. Паустовский)

слайд

- О чём это произведение? (о природе)

- К какому жанру относится: сказка, рассказ, стихотворение? (рассказ)

слайд 6

-Назовите тему нашего урока. ( К.Г. Паустовский. Рассказ. «Какие бывают дожди»).

- Перед работой с текстом мы выяснили, что мы знаем о дождях. Прочтите.

слайд 4

- Поставили перед собой задачи, которые постараемся решить на уроке. Прочтите. слайд 5

- Разобраться а поставленных задачах нам поможет рассказ К. Г. Паустовского «Какие бывают дожди», поэтому мы будем непросто читать, а исследовать произведение: искать факты, их описание, перечитывая текст, делать выводы.

- Но, чтобы наша работа была успешной, как мы должны работать? (Дружно, быть внимательными, высказывать свои мнения, слушать товарища)

- Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Слайд 1.(из 1 класса)

Шагаем по ступеням по щелчку мыши

-Сегодня на уроке

я: (хором) НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ

- В конце урока мы должны сделать выводы и рассказать о том, что нового узнал каждый из вас на уроке.

3. Построение проекта выхода из затруднения, проблемной ситуации.

А). -Какую первую задачу мы поставили перед собой? Какие приметы связаны с дождём?)

-Что означает слово «примета»?

- Обратимся к нашему помощнику –словарю и уточним значение этого слова.

(Толковый словарь Ожегова)

- Найдите в тексте эпизод, в котором рассказывается о приметах дождя. (1 абзац: выборочное чтение)

- Автор рассказывает о приметах дождя в природе, указывая на то, что вся природа чувствует его приближение. Вспомните, на какие группы 2 группы делится вся природа? (живая и неживая)

- Назовите предметы живой (неживой) природы. Как они себя ведут перед дождём? прикрепить к доске схему

Приметы дождя



Неживая природа

солнце, облака

Живая природа

ласточки, петухи







- Какие приметы дождя наблюдали вы, или знаете из рассказов взрослых?

( Чем зеленее радуга, тем больше будет дождя. Рыбы выскакивают из воды — к дождю, ненастью. Пауков совсем незаметно — непременно будет дождь. Ночью не было росы, днем будет дождь.)

- Удалось ли решить первую задачу? О каких приметах дождя мы узнали? Какими чертами необходимо обладать, чтобы видеть приметы, примечать их? (наблюдательным, внимательным)

- А зачем надо знать приметы дождя? Запомните их и учитесь применять в своей жизни.

- Как автор говорит о начале дождя? (2 абзац, 1 предложение: выборочное чтение)

- Что значит «крапать»?

- Где мы можем уточнить значение слова? ( Словарь после текста)

- Как объяснил значение этого слова автор? (2 абзац, 2 предложение: выборочное чтение)

- Кто может вспомнить и рассказать нам так, чтобы мы представили картинку: как начинают крапать первые капли дождя.

- Итак, начал крапать дождик.

Б) - Какую следующую задачу надо решить? (Какие бывают дожди)

- Мы знаем, что дожди могут быть сильными, тёплыми, холодными. Слайд 5

- Где найдём информацию о том, какие ещё бывают дожди? (В тексте произведения)

-

Дождь

Виды дождя







виды дождя

Кто был внимателен при чтении текста? О каких дождях рассказал автор? ( Спорый, грибной и слепой)

.





Прикрепить к доске схему

- Итак, Паустовский знакомит нас с описанием 3 видов дождя.

4. Поиск информации и заполнение схемы по «видам дождя» (самостоятельная работа в группах)

Работа в парах. (одновременно)

- Нам надо разобраться, почему автор их так назвал, чем отличаются эти дожди друг от друга.

- Каждая пара получает карточку и будет работать с описанием определённого вида дождя. Вам необходимо внимательно прочитать свой отрывок, найти информацию и подчеркнуть карандашом описание, признаки, характеризующее данный вид дождя, т.е. – приметы: как идёт дождь, на что он похож.

Раздать распечатанные на листах отрывки

1 карточка: 1. Ларина С., 2. Попова В.

1. Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

2. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

1. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

  1. карточка: 1. Рябов К., 2. Паничкин В.

1. А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

2. Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, жёлтые лисички, боровики́, румяные рыжики, опёнки и бесчисленные поганки.

1. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.

3 карточка: 1. Носков К.

1. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

- 1 пара, назовите вид дождя с которым вы работали. (Спорый) - Ребята, найдите в учебнике, стр. 93, предпоследний и последний абзацы с описанием этого дождя. 1 пара называет приметы, а вы внимательно следите по тексту, чтобы проверить свели приметы были названы. Дети называют приметы

- Прикрепим приметы спорого дождя, грибного, слепого. Прикрепить к доске к схеме:

спорый

быстрый, скорый

сильный, отвесный,

приближается с шумом,

выбивает, звенит,

похож на жемчуг, (картинка), подскакивает, блестит

грибной

тёплый, возится,

шепчет, грибы, дым,

сыплется из низких туч,

ловится плотва (картинка),мелкий, сонный, шепчет, грибы, дым, мягкая лапа



слепой

идёт при солнце,

«царевна плачет»

крупный , сияющий, сверкающий, крупные слёзы

- О спором дожде автор говорит «похож на жемчуг». Что такое жемчуг? (Природный драгоценный камень, образуется в морских ракушках)

- О грибном дожде автор говорит «трогает мягкой лапкой». Почему?

- Почему слепой? Ведь у дождя нет глаз. (Идёт при солнце, капли его не видны в лучах солнечного света)

- Конечно, в шутку про такой дождь можно сказать: «Ты что слепой, зачем ты начался, не видишь- солнце светит?»

- О слепом дожде автор говорит «царевна плачет». Предположите, от чего и почему может плакать царевна? Как ей живется? ( получает неожиданно дорогие подарки, плачет от радости)

- Как можно плакать от радости: тихо или громко? (громко, чтобы все слышали)

- Почему автор так назвал дожди, что значит спорый, грибной, слепой дождь? (Ответы детей)

- На основе текста, мы выделили 3 вида дождя, выявили, что каждый вид имеет свои приметы. Как вы считаете, какая черта писателя помогла ему увидеть необычное в каждом виде дождя? (наблюдательность, внимательность, любовь к природе)

- Да, надо уметь наблюдать, быть внимательными, чтобы делать выводы.

5. Слушание записи, доказательства.

- А сейчас проверим, насколько вы были внимательны при чтении. Я предлагаю вам прослушать шум дождя и определить его вид. Закройте глаза, представьте, что вы наблюдаете за дождём.

- И так, какие виды дождя мы услышали? Почему так решили?

Слайд 9

6. Физминутка.(капельки)

7. Работа над выразительным чтением.

- Вы внимательны и наблюдательны. Безошибочно определили виды дождя. Как вы считаете, все ли виды дождя, существующие в природе, описал автор? Какие ещё бывают дожди ? (Снежный, моросящий, ливень, дождь с градом)

- Следующая задача: как люди относятся к дождю: восхищаются, радуются, огорчаются, сердятся? Как вы считаете? (я думаю…)

- Как вы относитесь к дождю?

- Хорошо. Каждый из вас высказал своё мнение, мы вас услышали и сделали выводы.

- Как вы считаете, как автор относится к дождю? Мы видим текст, читаем его, есть ли в нём слова, рассказывающие об отношении автора к этому явлению природы? Говорит ли автор такие слова «нравится» или «не нравится»?

- Как мы можем это понять?

- Мы видим текст, слова, но не слышим, как они произносятся. Что поможет узнать отношение автора к этому явлению природы? (средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения)

- Значит, чтобы ответить на поставленный вопрос: как автор относится к дождю, нам надо научиться выразительно читать текст, так, чтобы слушатели смогли представить картину дождя.

- Посмотрите в текст, напечатанный на карточках, найдите слова, подсказывающие с какой интонацией, каким тоном надо читать то или иное описание, т. е. найдите средства художественной выразительности: олицетворения, сравнения.

Работа в парах (одновременно)

- Каждая пара работает с отрывком, выполняет задание: подчеркните и назовите олицетворения, сравнения.

1 пара. Спорый.

Олицетворения: льёт, выбивает, подскакивает, падает, блестит.

Сравнения: углубление, маленькая водяная чаша, похожа на жемчуг, стеклянный звон.

- Как автор говорит о красоте спорого дождя? С чем сравнивает? (жемчуг)

- Как будем читать 1 отрывок? Обратите внимание на средства художественной выразительности: олицетворения и сравнения. Выберите нужный темп, интонацию. (спорый дождь - быстро, торопливо, с восхищением: красив, как жемчуг)

2 пара. Грибной.

Олицетворения: сыплется, шепчет, воэится, трогает.

Сравнения: мягкая лапа.

- Как будем читать 2 отрывок? Обратите внимание на средства художественной выразительности: олицетворения и сравнения. Выберите нужный темп, интонацию. (грибной- медленно, сонно, нежно: трогает мягкой лапкой)

3 пара. Слепой.

Олицетворения :плачет.

Сравнения: царевна плачет, крупные слёзы.



- Как будем читать 3 отрывок? Обратите внимание на средства художественной выразительности: олицетворения и сравнения. Выберите нужный темп, интонацию. (слепой- громко, радостно)

-Как вы думаете, с какой целью автор использовал данные средства в тексте? ( Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок)

- Как вы считаете, каково отношение автора к дождю, если он подобрал для его описания такие слова и выражения? ( Любуется, восхищается красотой дождя)

- Сейчас, мы попробуем передать отношение автора к разным видам дождя, т.е. прочитаем выразительно отрывки о спором, грибном и слепом дожде.

- Я хочу обратить ваше внимание на высказывание нашего земляка, известного литературного критика В. Г. Белинского, детство которого прошло в Пензенской области. «Дело и в слове, и в тоне, в каком это слово произносится».

Слайд (портрет Белинского и высказывание)

- Наша задача прочитать текст выразительно, так, чтобы слушатели смогли представить картину дождя.

Чтение «по цепочке» , слушание и оценивание выступлений.

8. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

А. -Составление синквейна. Работа в парах.

– А сейчас, ребята, мы с вами попробуем выразить свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем Синквейн по схеме, по особым правилам. Вам помогут записи на доске.

Возьмите листочки, заполните.



1 существительное «тема»________________________________________

2 прилагательных_________________________________________________

3 глагола________________________________________________________

Предложение (личное отношение к теме)__________________________________

Вывод__________________________________________________________

  1. строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

  2. строка – два прилагательных, выражающих главную мысль

  3. строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



Дождь Дождь.

Сверкающий, сияющий

Дождь.

Быстрый, скорый.

Льётся, выбивает, подскакивает.

Это жемчужный дождь.

Осадки.



Осадки.

Мелкий, тёплый.

Сыплет, шепчет, трогает.

Хорошо ловится плотва.

Капли воды.

Плачет, сверкает, идёт.

Царевна плачет.

Слёзы.

- Давайте прочитаем. (Чтение детьми вариантов синквейнов. )

- Прочитайте описание, не называя вида дождя, а мы постараемся угадать.

Чтение, слушание и оценивание выступлений.

Б. Решение проблемной ситуации.

- Откройте учебник на стр. 93 , 1 абзац. Прочитайте и скажите, что автор говорит о дожде, как его называет? ( Очень ласково – дождик)

- Почему? Какова роль дождя в природе? ( Дождь питает почву, без дождя обмелеют реки, пруды, колодцы, не будет урожая, он нужен всем: и растениям, и животным, и людям)

- Как же люди относятся к дождям?

- Да, дождь красив и полезен, но небезопасен. Какие правила безопасности надо помнить во время дождя? Назовите их.

9. Актуализация первичного опыта, осуществленная на этапе введения новой учебной информации.

- Наш урок заканчивается. О каком природном явлении мы рассуждали? Произведение какого автора помогло разобраться в поставленных задачах? ( произведением К. Г, Паустовского «Какие бывают дожди». )

- Назовите тему текста. ( О видах дождя)

- Главная мысль? (Какие бывают дожди)

- Идея, что хотел донести до нас автор, о чём сказать? (Каждый дождь красив по- своему)

- Чему учит автор? ( Быть наблюдательными, любить природу, видеть её красоту и беречь её)

- В начале урока мы определили, что рассказ К. Паустовского «Какие бывают дожди» - это рассказ о природе. Нам известно, что рассказы создаются в художественном стиле, где есть главный герой: мальчик или девочка, описываются их поступки, настроения, переживания. Подумайте , данный рассказ написан в художественном стиле? Докажите, почему так думаете.

- О чём мы узнали из этого рассказа? (о разных дождях, чем они отличаются)

- Рассказы, в которых сообщаются точные сведения, объясняются причины, доказывается что-то, написаны в научно-познавательном стиле. Значит, рассказ К. Паустовского «Какие бывают дожди» написан в научно-познавательном стиле.

Прикрепить к доске схему





Есть герой, передать поступки, сообщить точные сведения, объяснить

причины, доказать что-то настроения, переживания.

10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

- Наш урок заканчивается. Сегодня на уроке мы размышляли, наблюдали, замечали. Какие выводы сделаем? Вернёмся к таблице и выскажем: «Я узнал…» и подведём итог урока.

Сегодня на уроке я узнал…

11. Рефлексия.

-На моём столе лежат волшебные разноцветные дождевые капли: синие, голубые, серебряные. Оцените свою работу на уроке и выберите ту каплю, которая соответствует вашему настроению:

Синяя: вам было трудно, работа не понравилась.

Голубая: испытывал трудности ,но с ними справился.

Серебряная: узнал что-то новое, мне было интересно.

-Прикрепим наши капли на доску. Какой замечательный и полезный дождь у нас пролился.

- Посмотрите мультфильм о пользе дождя для природы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!