Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе "Рассказы о животных. М.Пришвин "Выскочка"»
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Урок 121
Учитель: Ильина С.И. Дата: 24.04.19
Тема урока: Рассказы о животных. М. М. Пришвин «Выскочка»
Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.
Результаты: Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности; прививать интерес к данному жанру; аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение; объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его; осознавать и объяснять понятия: любовь, зло, добро, ложь, честность, доброта.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.
Коммуникативные: формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их.
Познавательные: характеризовать произведение, героев.
Предметные: Работа с произведениями М.Пришвина, комментирование заглавия, пересказ. Выборочное чтение рассказа «Двойной след». Аналитическое чтение, составление плана, определение отношений автора к героям произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, рабочая тетрадь №2.
Ход урока
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с произведением М. М. Пришвина «Выскочка», совершенствования навыка беглого выразительного чтения, повышения уровня начитанности; способствовать развитию умения определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание картин природы, внешнего вида героев; содействовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию любви к природе, Родине, интереса к чтению книг о природе |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Осознают значимость чтения для личного развития. Понимают роль чтения, используют разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое). Замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения |
Личностные результаты | Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – комментируют заглавие, составляют план; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; структурируют знания; владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; составляют несложные монологические высказывания о героях |
Основное содержание темы, понятия и термины | М. М. Пришвин «Выскочка». Тема произведения. Рассказ как жанр произведения. Слова, ярко описывающие картины природы. Средства речевой выразительности. Отношение автора к герою произведения. План рассказа. Выразительное чтение |
Сценарий урока
Этапы урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результаты |
I. Организационный момент | Мотивирование к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, Скорей за работу! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Проверка домашнего задания | Формирование навыка пересказа произведения | Организует выразительное чтение рассказа М. М. Пришвина «Двойной след». Предлагает оценить работу друг друга | Пересказывают рассказ М. М. Пришвина «Двойной след». Слушают друг друга, оценивают | Предметные: пересказывают произведение. Регулятивные: оценивают результат работы |
III. Подготовка к основному этапу занятия | Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной задачи | – Природа говорит с нами на особом языке, и понять ее могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя. М. М. Пришвин прекрасно понимал этот язык и хотел, чтобы его научились понимать и вы, читатели его книг. Поэтому сегодня мы продолжим учиться читать бегло, грамотно и выразительно. – Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он? Можно ли по названию предположить, о ком пойдет речь в тексте? – Я загадаю вам загадки, отгадав их, вы узнаете, о ком пойдет речь в произведении. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака.) Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит … (сорока). | Слушают рассказ учителя. Отгадывают загадки. Высказывают предположения. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу урока | Личностные: эмоционально воспринимают рассказ учителя, загадки; проявляют эмоции; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; воспринимают информацию на слух; осуществляют анализ. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают речь других; используют в общении правила вежливости |
– Мы с вами уже встречали собак в произведениях. У некоторых из вас они есть дома. А вот что вы знаете о сороках? (См. Ресурсный материал.) Предлагает сформулировать учебную задачу урока | | |
IV. Работа с текстом во время чтения | Ознакомление с содержанием произведения на уровне смысла и содержания, образцом выразительного чтения | – Сейчас вы послушаете произведение и скажете, почему автор назвал свой рассказ «Выскочка». Читает рассказ М. Пришвина «Выскочка». Проводит словарную работу. – Почему рассказ называется «Выскочка»? – Какой это рассказ – веселый или грустный? – Назовите героев этого рассказа. – Кто из героев вам понравился больше всего? А почему? – От чьего имени ведется рассказ? – Что означает выражение «поступок дуром»? – Какова главная мысль рассказа? – Приходилось ли вам самим наблюдать за жизнью животных? | Слушают чтение рассказа учителем, следят по тексту. Узнают значение неизвестных слов. Отвечают на вопросы | Личностные: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. Предметные: воспринимают содержание произведения на слух; объясняют название рассказа. Познавательные: осуществляют анализ; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
V. Работа с текстом после чтения | Формирование навыка самостоятельного вдумчивого выразительного чтения текста. Понимание смысла и содержания произведения. Составление плана. Использование разных видов чтения. | Предлагает выразительно прочитать рассказ по абзацам, озаглавить части рассказа, составить план. Организует выборочное чтение по группам. 1-я группа: описание Вьюшки. 2-я группа: замысел Выскочки. 3-я группа: описание Выскочки. – Прочтите, как автор назвал сороку после случившегося? – Найдите в тексте историю появления Вьюшки. Почему собаку так назвали? – За что сороки осуждали Выскочку? Найдите ответ в тексте. Предлагает ответить на вопросы в учебнике. – Какую словесную картину вы бы нарисовали к рассказу? | Читают рассказ вдумчиво, выразительно. Озаглавливают части рассказа, составляют план. Работают по группам, используя поисковое и выборочное чтение. Отвечают на вопросы. Рисуют словесную картину. | Познавательные: читают выразительно вслух; пользуются разными видами чтения. Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные: принимают участие в работе группами; контролируют действия партнера. |
| Совершенствование навыков самостоятельной работы | Предлагает выполнить задания в рабочей тетради № 2 | Работают в рабочей тетради | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану |
VI. Рефлексия | Осуществление самоконтроля | Подводит итог. – Довольны ли своей работой? – Как оцениваете свою работу? – Что удалось? – Что было трудно? – Что планируете для улучшения результата? | Отвечают на поставленные вопросы | Личностные: осознают собственные достижения при изучении темы. Регулятивные: планируют дальнейшие действия |
Домашнее задание | Формирование навыка составления рассказа, осуществление информационного поиска | Дает задание. – Подготовьте рассказ о Выскочке. Подберите пословицы о хитрости, сообразительности, ловкости | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют ее решение |
Ресурсный материал
Рассказ о сороках
Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее запоминается – резкое стрекотание, а если сорока застрекотала, значит, кого-то заметила: глаз у нее зоркий – никого не пропустит. Издалека кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный темно-зеленый. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает. Гнездо устраивает высоко на дереве из крупных сучьев. Снаружи оно похоже на большой шар и очень прочное. Самка откладывает 5–8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, семенами разных сорняков. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. Птица эта осторожна. Но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Она любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.