СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе "Рассказы о животных. М.Пришвин "Выскочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся знакомятся с произведением М.Пришвина "Выскочка", создает условия для совершенствования навыка выразительного беглого чтения. Повышает уровень начитанности, способствует умению определять главную мысль рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе "Рассказы о животных. М.Пришвин "Выскочка"»

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Урок 121

Учитель: Ильина С.И. Дата: 24.04.19

Тема урока: Рассказы о животных. М. М. Пришвин «Выскочка»

Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.

Результаты: Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности; прививать интерес к данному жанру; аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение; объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его; осознавать и объяснять понятия: любовь, зло, добро, ложь, честность, доброта.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Коммуникативные: формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их.

Познавательные: характеризовать произведение, героев.

Предметные: Работа с произведениями М.Пришвина, комментирование заглавия, пересказ. Выборочное чтение рассказа «Двойной след». Аналитическое чтение, составление плана, определение отношений автора к героям произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, рабочая тетрадь №2.

Ход урока

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с произведением М. М. Пришвина «Выскочка», совершенствования навыка беглого выразительного чтения, повышения уровня начитанности; способствовать развитию умения определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание картин природы, внешнего вида героев; содействовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию любви к природе, Родине, интереса к чтению книг о природе

Тип урока

Комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Осознают значимость чтения для личного развития. Понимают роль чтения, используют разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое). Замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения

Личностные

результаты

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – комментируют заглавие, составляют план; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; структурируют знания; владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; составляют несложные монологические высказывания о героях

Основное содержание темы, понятия и термины

М. М. Пришвин «Выскочка». Тема произведения. Рассказ как жанр произведения. Слова, ярко описывающие картины природы. Средства речевой выразительности. Отношение автора к герою произведения. План рассказа. Выразительное чтение

Сценарий урока

Этапы урока

Цель

деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

I. Организационный

момент

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята,

Скорей за работу!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Проверка домашнего задания

Формирование навыка пересказа произведения

Организует выразительное чтение рассказа М. М. Пришвина «Двойной след». Предлагает оценить работу друг друга

Пересказывают рассказ
М. М. Пришвина «Двойной след». Слушают друг друга, оценивают

Предметные: пересказывают произведение.

Регулятивные: оценивают результат работы

III. Подготовка к основному этапу занятия

Антиципация
(предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной
задачи

– Природа говорит с нами на особом языке, и понять ее могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя. М. М. Пришвин прекрасно понимал этот язык и хотел, чтобы
его научились понимать и вы, читатели его книг. Поэтому сегодня мы продолжим учиться читать бегло, грамотно и выразительно.

– Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он? Можно ли по названию предположить, о ком пойдет речь в тексте?

– Я загадаю вам загадки, отгадав их, вы узнаете, о ком пойдет речь в произведении.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака.)

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока).

Слушают рассказ учителя. Отгадывают загадки. Высказывают предположения. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу урока

Личностные: эмоционально воспринимают рассказ учителя, загадки; проявляют эмоции; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу.

Познавательные: умеют
самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель; воспринимают информацию на слух; осуществляют анализ.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают речь других; используют в общении правила вежливости

– Мы с вами уже встречали собак в произведениях. У некоторых из вас они есть дома. А вот что вы знаете о сороках? (См. Ресурсный материал.)

Предлагает сформулировать учебную задачу урока



IV. Работа

с текстом

во время чтения

Ознакомление
с содержанием произведения на уровне смысла и содержания, образцом выразительного чтения

– Сейчас вы послушаете произведение и скажете, почему автор назвал свой рассказ «Выскочка».

Читает рассказ М. Пришвина «Выскочка». Проводит словарную работу.

– Почему рассказ называется «Выскочка»?

– Какой это рассказ – веселый или грустный?

– Назовите героев этого рассказа.

– Кто из героев вам понравился больше всего? А почему?

– От чьего имени ведется рассказ?

– Что означает выражение «поступок дуром»?

– Какова главная мысль рассказа?

– Приходилось ли вам самим наблюдать за жизнью животных?

Слушают чтение рассказа учителем, следят по тексту.

Узнают значение неизвестных слов. Отвечают на вопросы

Личностные: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Предметные: воспринимают содержание произведения на слух; объясняют название рассказа.

Познавательные: осуществляют анализ; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

V. Работа

с текстом

после чтения

Формирование навыка самостоятельного вдумчивого выразительного чтения текста. Понимание смысла и содержания произведения. Составление плана. Использование разных видов чтения.

Предлагает выразительно прочитать рассказ по абзацам, озаглавить части рассказа, составить план.

Организует выборочное чтение по группам.

1-я группа: описание Вьюшки.

2-я группа: замысел Выскочки.

3-я группа: описание Выскочки.

– Прочтите, как автор назвал сороку после случившегося?

– Найдите в тексте историю появления Вьюшки. Почему собаку так назвали?

– За что сороки осуждали Выскочку? Найдите ответ в тексте.

Предлагает ответить на вопросы в учебнике.

– Какую словесную картину вы бы нарисовали к рассказу?

Читают рассказ вдумчиво, выразительно. Озаглавливают части рассказа, составляют план. Работают по группам, используя поисковое и выборочное чтение. Отвечают на вопросы. Рисуют словесную картину.

Познавательные: читают выразительно вслух; пользуются разными видами чтения.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; контролируют действия партнера.


Совершенствование навыков самостоятельной работы

Предлагает выполнить задания в рабочей тетради № 2

Работают в рабочей тетради

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану

VI. Рефлексия

Осуществление самоконтроля

Подводит итог.

– Довольны ли своей работой?

– Как оцениваете свою работу?

– Что удалось?

– Что было трудно?

– Что планируете для улучшения результата?

Отвечают на поставленные вопросы

Личностные: осознают собственные достижения при изучении темы.

Регулятивные: планируют дальнейшие действия

Домашнее задание

Формирование навыка составления рассказа, осуществление информационного поиска

Дает задание.

– Подготовьте рассказ о Выскочке. Подберите пословицы о хитрости, сообразительности, ловкости

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют ее решение

Ресурсный материал

Рассказ о сороках

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее запоминается – резкое стрекотание, а если сорока застрекотала, значит, кого-то заметила: глаз у нее зоркий – никого не пропустит. Издалека кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный темно-зеленый. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает. Гнездо устраивает высоко на дереве из крупных сучьев. Снаружи оно похоже на большой шар и очень прочное. Самка откладывает 5–8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, семенами разных сорняков. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. Птица эта осторожна. Но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Она любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.