СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ. Ф. И. ТЮТЧЕВ «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА», «ЛИСТЬЯ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на обучение анализу лирического текста, произведений фотографического искусства; определению настроения, ключевых слов, средств художественной выразительности; выделению объектов фотографии; сравнению поэтических и прозаических произведений, художественных произведений и фотографий; способствовует развитию интереса к чтению лирических произведений.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ. Ф. И. ТЮТЧЕВ «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА», «ЛИСТЬЯ».»

Предмет. Литературное чтение.

3класс.

Уроки 17–18. Русские поэты XIX–XX ВЕКОВ. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем скажут осенние листья»
(учебник, с. 59–63; рабочая тетрадь, с. 32–33)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу лирического текста, произведений фотографического искусства; определению настроения, ключевых слов, средств художественной выразительности; выделению объектов фотографии; сравнению поэтических и прозаических произведений, художественных произведений и фотографий; способствовать развитию интереса к чтению лирических произведений

Планируемые результаты

Предметные:

научатся называть особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), осознанно читать текст художественного произведения «про себя», использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела, осмысленно читают литературные тексты; понимают настроение стихотворения; определяют свое собственное отношение; осуществляют поиск необходимой информации по фотографии; понимают смысл; умеют сравнивать разные произведения;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); выбирают вместе с группой форму и критерии оценивания результатов, осознают смысл и назначение позитивных

установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи

на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий); осознают цель своего высказывания; объясняют сверстникам способы бесконфликтной деятельности

Личностные:

эмоционально отзываются на про-читанное произведение; принима-ют социальную роль учащегося; осмысливают мотивы учебной деятельности

Образовательные ресурсы: портрет Ф. И. Тютчева, толковый словарь, картина К. Маковского «Дети, убегающие от грозы», иллюстрации осеннего хвойного и лиственного леса; аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года», карточки-памятки

Сценарий урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Постановка учебной задачи

Знакомит с задачей урока.

– Сегодня вы будете учиться читать стихи, анализировать лирический текст, познакомитесь с одним из замечательных поэтов XIX века Ф. И. Тютчевым

Внимательно слушают

Осознают

и принимают учебные

задачи

II. Изучение

нового материала.



1. Речевая разминка.

Организует прослушивание статьи Я. Смоленского.

– Что важного для себя вы услышали в этих советах? Как надо читать стихи?


ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.

ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ.

– Прочитайте слова, выделяя голосом каждое второе слово. Эти строки похожи
на стихотворение? Чем?

Внимательно слушают.

Формулируют ответы
на основе прослушанной статьи, зачитывают значимые места.




– Есть рифма.

Адекватно воспринимают информацию.



2. Работа над стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».


1) Первичное чтение (показ портрета Ф. И. Тютчева).

Ф. И. Тютчев – удивительный поэт, любящий и понимающий природу. По долгу службы он долго находился за границей. Не видя родины, поэт тосковал по родным местам, русской природе. Однажды весной Тютчев вернулся домой, где его застала гроза. И тут же на свет появились стихи «Весенняя гроза».

– Вы внимательно слушали меня? Какие непонятные слова вам встретились?

Слушают учителя, следят за чтением.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой урока.

2) Словарно-лек-сическая работа.

3) Жужжащее чтение. Анализ.



Перлы – жемчужины, что-нибудь чистое, блестящее, сейчас это слово считается устаревшим; проворный – быстрый, торопливый; гам – нестройный гул голосов; шум нагорный – шум воды в горах; вторит – повторяет.

Находят по словарю значения слов, записывают их в тетради.

Умеют работать с информацией, изложен-

ной в словарных статьях справочной литературы.

Помните, что стихотворение надо читать медленно, стараясь себе представить картину, которую описывает поэт.

– Посмотрите на репродукцию картины К. Маковского. Какие чувства изобразил
художник на своей картине?

– Какие чувства испытываете вы, услышав раскаты грома?



Читают медленно, тщательно проговаривая слова.

Рассматривают и описывают содержание репродукции картины.

Определяют настроение детей, выражение испуга на лицах. Выдвигают предположения о природе страха перед грозой.



– Найдите в тексте и зачитайте, что чувствует автор при звуках грозы.

Зачитывают соответствующие строчки.

Выделяют существенную


– Какие средства использует поэт, показывая грозу, раскаты грома?

– Эпитеты, олицетворение (примеры из текста). В первых пяти строчках автор часто употребляет раскатистое «р-р-р»:

гроза, гром, резвяся, играя, грохочет, гремят.

информацию из текста.

4) Выразительное чтение.

– Вспомните советы Я. Смоленского, донесите до нас раскаты грома, выделяя звук «р-р», внятно произносите текст стихотворения.

Читают текст, опираясь на советы учителя

Владеют навыками выразительного чтения

3. Работа над стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».

1) Чтение сти-хотворения учителем.

Создает условия для прослушивания стихотворения «Листья».

Читает стихотворение на фоне тихо звучащей пьесы П. И. Чайковского «Октябрь».

– От чьего имени написано стихотворение?

– Сколько в нем частей-строф?

– О чем рассказывают листья в первой строфе стихотворения?


Готовятся к восприятию музыки и литературного чтения.

– От имени листьев.

– Четыре.

– О соснах и елях, у которых хоть и вечнозеленые иголки, но зелень

не свежая, сравнивают

с иглами ежа.

Принимают
и сохраняют учебную цель на протяжении

всего урока.

Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

– С какой интонацией надо читать эту строфу?

– С презрением по отношению к хвойным деревьям.

2) Словарная
работа.

– Есть ли в тексте непонятные слова?

Ввекникогда, зефир – ласковый приятный ветерок, докучныеоднообразные, надоевшие.


Делают выводы.

Извлекают информацию из различных источников.

– Что говорят листья во второй строфе?

– Вспоминают лето, гордятся собой.


– Какое настроение при чтении второй строфы?

– Какое настроение создает третья строфа?

– Как бы вы читали четвертую строфу?


– Какие предложения преобладают?


– Беззаботное, легкое.

– Сожаление о прошедшем лете.

– С нетерпением, с призывом о помощи.

– Побудительные.

3) Разбор языковых средств.

– Какие языковые средства помогли это понять?

– Большое количество глаголов, повторы.


4) Выразительное чтение по итогам анализа


– Поэт использует прием олицетворения – неживым предметам приписываются свойства живых. Найдите эти слова в тексте.

– У вас на столах лежат памятки «Читай выразительно».




– В снега и метели закутавшись, спят; тощая зелень; играли с лучами, купались в росе и т. д.

Знакомятся с текстом памятки, соотносят с ранее сказанным:

• правильно ставь ударение;

• соблюдай паузы;

• выбери силу голоса (тихо, громко);

• определи темп (медленно, быстро);

• читай эмоционально;

• соблюдай интонации;

• представляй картину, о чем читаешь.

Владеют навыками выразительного чтения




– Используя эти рекомендации, прочтите выразительно стихотворение «Листья»

Выразительно читают стихотворный текст

III. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», выразительно читать.

Написать сочинение-миниатюру «О чем расскажут осенние листья»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы


IV. Итог урока. Рефлексия

– Какое настроение у вас от работы на уроке?

– Что понравилось?

– Чему научились?

Дает оценку успешности достижения цели


Осуществляют самоконтроль учебной деятельности