II. Изучение нового материала. 1. Речевая разминка. | Организует прослушивание статьи Я. Смоленского. – Что важного для себя вы услышали в этих советах? Как надо читать стихи? ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ. ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ. – Прочитайте слова, выделяя голосом каждое второе слово. Эти строки похожи на стихотворение? Чем? | Внимательно слушают. Формулируют ответы на основе прослушанной статьи, зачитывают значимые места. – Есть рифма. | Адекватно воспринимают информацию. |
2. Работа над стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». 1) Первичное чтение (показ портрета Ф. И. Тютчева). | Ф. И. Тютчев – удивительный поэт, любящий и понимающий природу. По долгу службы он долго находился за границей. Не видя родины, поэт тосковал по родным местам, русской природе. Однажды весной Тютчев вернулся домой, где его застала гроза. И тут же на свет появились стихи «Весенняя гроза». – Вы внимательно слушали меня? Какие непонятные слова вам встретились? | Слушают учителя, следят за чтением. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой урока. |
2) Словарно-лек-сическая работа. 3) Жужжащее чтение. Анализ. | Перлы – жемчужины, что-нибудь чистое, блестящее, сейчас это слово считается устаревшим; проворный – быстрый, торопливый; гам – нестройный гул голосов; шум нагорный – шум воды в горах; вторит – повторяет. | Находят по словарю значения слов, записывают их в тетради. | Умеют работать с информацией, изложен- ной в словарных статьях справочной литературы. |
Помните, что стихотворение надо читать медленно, стараясь себе представить картину, которую описывает поэт. – Посмотрите на репродукцию картины К. Маковского. Какие чувства изобразил художник на своей картине? – Какие чувства испытываете вы, услышав раскаты грома? | Читают медленно, тщательно проговаривая слова. Рассматривают и описывают содержание репродукции картины. Определяют настроение детей, выражение испуга на лицах. Выдвигают предположения о природе страха перед грозой. | |
| – Найдите в тексте и зачитайте, что чувствует автор при звуках грозы. | Зачитывают соответствующие строчки. | Выделяют существенную |
| – Какие средства использует поэт, показывая грозу, раскаты грома? | – Эпитеты, олицетворение (примеры из текста). В первых пяти строчках автор часто употребляет раскатистое «р-р-р»: гроза, гром, резвяся, играя, грохочет, гремят. | информацию из текста. |
4) Выразительное чтение. | – Вспомните советы Я. Смоленского, донесите до нас раскаты грома, выделяя звук «р-р», внятно произносите текст стихотворения. | Читают текст, опираясь на советы учителя | Владеют навыками выразительного чтения |
3. Работа над стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья». 1) Чтение сти-хотворения учителем. | Создает условия для прослушивания стихотворения «Листья». Читает стихотворение на фоне тихо звучащей пьесы П. И. Чайковского «Октябрь». – От чьего имени написано стихотворение? – Сколько в нем частей-строф? – О чем рассказывают листья в первой строфе стихотворения? | Готовятся к восприятию музыки и литературного чтения. – От имени листьев. – Четыре. – О соснах и елях, у которых хоть и вечнозеленые иголки, но зелень не свежая, сравнивают с иглами ежа. | Принимают и сохраняют учебную цель на протяжении всего урока. Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. |
– С какой интонацией надо читать эту строфу? | – С презрением по отношению к хвойным деревьям. |
2) Словарная работа. | – Есть ли в тексте непонятные слова? Ввек – никогда, зефир – ласковый приятный ветерок, докучные – однообразные, надоевшие. | | Делают выводы. Извлекают информацию из различных источников. |
– Что говорят листья во второй строфе? | – Вспоминают лето, гордятся собой. |
| – Какое настроение при чтении второй строфы? – Какое настроение создает третья строфа? – Как бы вы читали четвертую строфу? – Какие предложения преобладают? | – Беззаботное, легкое. – Сожаление о прошедшем лете. – С нетерпением, с призывом о помощи. – Побудительные. |
3) Разбор языковых средств. | – Какие языковые средства помогли это понять? | – Большое количество глаголов, повторы. | |
4) Выразительное чтение по итогам анализа | – Поэт использует прием олицетворения – неживым предметам приписываются свойства живых. Найдите эти слова в тексте. – У вас на столах лежат памятки «Читай выразительно». | – В снега и метели закутавшись, спят; тощая зелень; играли с лучами, купались в росе и т. д. Знакомятся с текстом памятки, соотносят с ранее сказанным: • правильно ставь ударение; • соблюдай паузы; • выбери силу голоса (тихо, громко); • определи темп (медленно, быстро); • читай эмоционально; • соблюдай интонации; • представляй картину, о чем читаешь. | Владеют навыками выразительного чтения |
| | |
– Используя эти рекомендации, прочтите выразительно стихотворение «Листья» | Выразительно читают стихотворный текст |