Класс: 3
УМК «Перспектива»
Учебный предмет: литературное чтение.
Авторы учебных пособий: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.
Тема урока: «Волшебные сказки»
Задачи урока:
познакомить с особенностями волшебной сказки;
учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок; ♦!♦ учить формулировать тему урока на основе ключевых снов;
учить работать с книгой, классифицировать книги по разным основаниям
узнавать произведения по обложке.
формировать умения находить необходимую информацию в книге;
воспитывать интерес к чтению, прививать любовь с народным сказкам и их героям.
Оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1. Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс, выставка книг, иллюстрации народных сказок.Ход урока
1. Организационный момент.
- Все сумели мы собраться.
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
2. Мотивация
- Сегодня у нас интересная тема урока. Какая? Вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка Что наш маленький народ В мир волшебный унесет? Полный смеха, света, краски А зовется чудо ....(сказки)
- Кто из вас догадался, о чем мы с вами будем говорить? (О сказках)
3. Осмысление темы раздела «Волшебные сказки».
1. Работа с учебником.
- На странице 48 учебника прочитайте название раздела.
Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме? (Народные азки, присказка, сказочные предметы)
Знакомы ли в эти слова? (Да)
А какие сказки называются народными? (
А какие сказки знаете вы?
Назовите их
А теперь угадайте, из каких сказок эти слова.
Слушайте внимательно.
А дорога далека, — Ах ты Петя' ~ простота,
А корзина нелегка, Сплоховал немножко:
Сесть бы на пенёк, Не послушался кота,
Съесть бы пирожок. Выглянул в окошко.
(Маша и Медведь») («Кот, Петух и Лиса»)
Красна девица грустна: Нет ни речки, ни пруда
Ей не нравится весна, Где воды напиться?
Ей на солнце тяжко, Очень вкусная вода
Слезы льёт бедняжка. В ямке от копытца!
(«Снегурочка») («Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка»)
Отворили дверь козлята,
II пропали все куда-то!
(«Волк и семеро козлят»)
Что такое присказка? (Это короткий рассказ перед началом сказки)
Какие сказочные предметы вы знаете? (Красная шапочка, горошина и. т. д.)
2. Работа с картинками
- Скажите мне, пожалуйста, из какой сказки взят этот предмет? (Показ
картинок)
Мёд («Винни-Пух и все-все-все» А. Милна). Горошина («Принцесса на горошине» Г.-Х. Андерсена).
Волшебное зеркало («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина).
Красная Шапочка («Красная Шапочка» Ш. Перро). Сапоги-скороходы («Маленький Мук» В. Гауфа). Туфелька («Золушка» Ш. Перро)
IV. Работа над темой урока.
- Дети, кто знает, как построена волшебная сказка?
Любая волшебная сказка имеет следующие структурные элементы:
наличие реального мира, в котором живут герои;
У запрет и нарушение запрета;
У уход героя из дома; У испытания героя;
возвращение домой, вознаграждение, свадьба.
- Кто бывает героем волшебной сказки? (Герой, который обладает
человеческими качествами, а именно: благородство, добросердечность.
Например, Иван-царевич, простые крестьяне и целый ряд образов)
Всегда ли в сказке добро побеждает зло? (Всегда) Работа с учебником.
Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника.
Какие задания вы будете выполнять?
V. Физминутка «Мишка».
VI. Основная часть.
1. Работа с учебником.
Работа со с. 48 учебника.
Прочитайте названия сказок в учебнике.
Знакомы ли они вам? (Да)
Какие из сказок представлены на выставке книг? («Русские народные сказки»).
Какие сказки могут быть включены в книги «Волшебные сказки», «Народные сказки», «Сказки о животных»?
Дайте название выставке. (Мир сказок)
2. Работа с «Творческой тетради».
А сейчас проведем конкурс, кто лучше всех знает волшебные сказки.
На какие виды можно разделить народные сказки? (Опорная таблица на доске)
Открываем рабочие тетради на стр. 22. и выполняем задание.
Разделите предложенные сказки на группы: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
Обоснуйте свой выбор.
3. Чтение диалога Ани и Вани на с. 49.
- В чём особенности волшебных сказок, мы узнаем из диалога Ани и Вани на странице 49 учебника.
-Давайте обсудим те особенности волшебных сказок. (План представляет учитель)
Есть герой.
Есть животные — помощники.
Есть Баба-яга.
Испытание в волшебном мире героев сказки.
Волшебные превращения.
Волшебные предметы.
4. Работа по карточкам.
-Найдите особенности, которые относятся к волшебной сказке, сказке о животных,
бытовой сказке. (Работа по таблице)
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Волшебство | Герои - простые люди | Веселое настроение Герои - животные |
Герои - злодеи | Веселое настроение | Волшебное условие (Животные |
Герои - помощники | Смешные ситуации | разговаривают Сильный защищает |
Необычные испытания | Высмеиваются плохие черты характера | слабого |
Таинственное | | |
настроение | Восторг умом, находчивостью | |
Волшебные предметы | | |
УП.Заключительный этап.
1. Итог урока. Рефлексия.
Над какой темой мы сегодня работали?
Какова цель урока?
Какие задания вам больше всего понравились?
Выставление отметок с комментариями.
Домашнее задание (на выбор).
В названиях следующих сказок есть ошибки. Исправьте их.
Закончить наш урок хочется такими словами:
«Сказка злого человека делает добрым, скупого - щедрее, скучного - веселее и глупого - умнее»
- Спасибо за урок.