Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии | развивать мышление, внимание, память и устную речь обучающихся. | Словесный метод: беседа Практический метод: Упражнения на повторение; Практический метод: соответствия; | Какой раздел мы сегодня начнем изучать(Поэтическая тетрадь) Что такое поэзия? Что такое стихотворение? Какие виды лирики существуют? (пейзажная, гражданская, любовная, философская) Скажите, какие средства выразительности вы знаете? Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает карточку. На карточках написаны средства выразительности и определения. Соедините Средство выразительности с определением и придумайте по одному примеру к каждому средству выразительности. Средство выразительности | Определение | Метафора | изображение одного предмета путём сравнения его с другим. | Олицетворение | это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству. | Сравнение | определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. | Эпитет | изображение неживых предметов в виде живых существ. | Давайте проверим, что у вас получилось. | Вспоминают что такое поэзия, стихотворения; Соединяют средство выразительности с определением; Придумывают примеры к средствам выразительности; | Фронтальная групповая | Карточки | Контроль учителя Взаимоконтроль | иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; Различать языковые средства; | К: слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
Этап выявления места и причины затруднения | способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала. | Практический метод: шифр проблема | Внимание на слайд: Сухие листья, сухие листья, Сухие листья, сухие листья, Под тусклым ветром, кружат, шуршат, Сухие листья, сухие листья, Под тусклым ветром сухие листья, Кружась, что шепчут, что говорят? В. Я. Брюсов Вспомните, кто автор данных строк? (В. Я. Брюсов) Вы догадались уже, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о стихотворении В.Я.Брюсова) Чтобы узнать название, разгадайте шифр, зачеркните все буквы английского алфавита(в парах): SDYОLYQПVZЯQWТYRЬSDFСQWОWQWRН Что у вас получилось? (опять сон) Ребята, а знакомы ли мы со стихотворением В.Я. Брюсова «Опять сон»? Значит, какая возникла проблема? Какая будет цель? Как вы думаете, какая же будет темы урока? | Читают отрывок из стихотворения; Разгадывают шифр; Формулируют проблему Формулируют тему и цель урока | фронтальная парная | Слайд Карточки Слайд с темой и целью | Контроль учителя | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; | К: учиться работать в паре, группе; Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; К: слушать и понимать речь других; | широкая мотивационная основа учебной деятельности |
Этап реализации построенного проекта | способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать познакомить обучающихся с новымматериалом | Практический метод: выделение главного из текста, формулировка вопросов. Словесный метод: беседа Практические: соответствия Словесный метод: беседа Словесный метод: беседа Словесный метод: чтение Словесный метод: анализ стихотворения Практический метод Игровой метод Словесный метод: выразительное чтение | Какой первый пункт плана? Работая в группах, выделите основные моменты из биографии и составьте по 2-3 вопроса. Валерий Брюсов, внук костромского крепостного крестьянина, сын московского купца, родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. В 3 года он научился читать и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть. БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные). В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры.. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова "самым культурным писателем на Руси". Группы, представьте свои работы. Какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя в листах самооценки. Какой следующий? Прежде чем знакомиться со стихотворение познакомимся с новыми словами: Словарная работа. Соотнесите слово и его значение, работая в парах. Дебри | бегемот. | Гиппопотам | куча, груда. | Утес | что-то, возникшее в воображении. | Ворох | место, заросшее непроходимым лесом. | Виденья | закрыть, превзойти в чем-то кого-либо. | Сумрачны (сумрак | высокая скала. | Затмить | охвачены сумраком (неполная темнота). | Проверим, что у вас получилось: Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Гиппопотам – бегемот. Утес – высокая скала. Ворох – куча, груда. Виденья – что-то, возникшее в воображении. Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота). Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо. Как думаете, почему стихотворение называется «Опять сон»? Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них? – А вот какой сон приснился поэту. Наверняка вам тоже снятся сны. Что вы видите в них? А вот какой сон приснился поэту: Аудиозапись Следите по учебнику. Правильны были наши предположения? Какие картины вам представились? Видели ли вы что-нибудь подобное? Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта? Почему стихотворение называется «Опять сон»? О чем говорит слово опять? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение? А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами. (Дети читают стихотворение.) Итог (учитель говорит, у всех ли получилось прочитать целыми словами и без ошибок). Какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя в листах самооценки. Какой следующий? Ну а сейчас мы будем вместе читать, следить за развитием чувств и переживаний лирического героя, будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Прочитайте 1-ю строфу. Подумайте, почему лирическому герою снятся дебри? Как это его характеризует? Какие чувства испытывает лирический герой в данный момент? - Почему лев крадется к зебре? Как это характеризует льва? - Какие из этих качеств можно приписать лирическому герою и почему? - Давайте посмотрим, что происходит с лирическим героем во 2-й строфе. Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? - Какой прием использует поэт? - Как вы думаете, почему использовался этот прием? - Прочтите следующую(3-ю) строфу. Что на ваш взгляд необычного в этой строфе? - Что такое утес? - Предположите, почему лирический герой забирается на утес? - Как это характеризует героя? Читаем 4-ю строфу. Как вы понимаете выражение «огненный змей»? - Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ? - Как вы думаете лирический герой мог испытывать эти чувства? - Как вы понимаете первые 2 строчки 5-й строфы? Кстати, а кто такие карлики? - Прочтите первые 2 строчки 6-й строфы, как вы думаете почему «Зебра мчится вдалеке»? - Прочтите 7-ю строфу. Какие чувства испытывает автор? - Так как же менялись чувства героя? Докажите. Какие строки вас особенно поразили? ( чтение про себя)В чём главная мысль этого стихотворения? (Красота природы будит воображение человека.) Чему учит стихотворение "Опять сон»? ( учит любить природу, любить животных. Учит мечтать и фантазировать.) Найдите все средства выразительности в стихотворении (эпитеты – «слабый дух», «огненного змея», «старых басен», «жёлтый лев»; метафоры – «возмущают дух», «затмят закат», «тупо тянется»; перифраз – «царь пещеры»; олицетворения – «лес не встанет», «месяц вышел», «упрямо вознесли».) С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт.) Физминутка. Какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя в листах самооценки. Какой следующий? А теперь про себя прочитайте выразительно. Прочитайте всему классу Какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя в листах самооценки. Какой следующий? А теперь про себя прочитайте выразительно. Прочитайте всему классу Какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя в листах самооценки. Какой следующий? | Вспоминают биографию поэта, Выделяют главное из текста, составляют вопросы по тексту; Соотносят слово и его значение, рассуждают Прогнозируют, о чем будет стихотворение Прослушивают аудиозапись Формулируют свое мнение о прослушанном стихотворении Читают стихотворение вполголоса Читают стихотворение и анализируют, формулируют свое мнение о стихотворении Читают стихотворение и анализируют, формулируют свое мнение о стихотворении Читают стихотворение и анализируют, формулируют свое мнение о стихотворении Находят средства выразительности в стихотворении Читают выразительно Оценивают себя в листах самооценки | Групповая Фронтальная; парная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Карточки карточки Аудиозапись Учебники | взаимоконтроль Контроль учителя взаимоконтроль Самоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; видеть языковые средства, использованные автором. Различать языковые средства; | П: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К: слушать и понимать речь других; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства формулировать собственное мнение и позицию Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале оценивать правильность выполнения действия адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей К: слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию учиться работать в паре, группе; П: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К: слушать и понимать речь других; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средств | широкая мотивационная основа учебной деятельности внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу широкая мотивационная основа учебной деятельности учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу широкая мотивационная основа учебной деятельности |